Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 18.10.2015

Статья просмотрена: 1477 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Т. В. Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания / Т. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8990/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логико-математического мышления, способность «действовать в уме».

Роль дидактической игры в сложном процессе мышления состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т. п. При этом суть процесса сводится не к целевому обучению элементам математики, а к всестороннему стимулированию развития логической сферы мыслительных процессов ребенка. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры способствуют развитию внимания, речи, памяти, воображения и мышления дошкольника. Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К этим способностям относится стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество); предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости и фиксировать их графически.

Прежде чем начать работу определите её цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Выделите задачи:

  1.      Развивать у детей интерес к решению познавательных и творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  2.      Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
  3.      Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники («искусство запоминания»).
  4.      Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.

Также воспитателю предстоит решать и такие задачи как:

          формировать личностные качества ребенка.

          развивать внимание, память, речь.

          прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей со стороны взрослых. В этом помогают игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения. Современные логико-математические игры очень разнообразны: — настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»; — игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»; — игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»; — игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб»; — игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик»; — игры-забавы: перевертыши, лабиринты. В ходе логико-математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

Для логико-математической игры характерно:

          Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

          Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

          Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

          Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

          Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

          Общая направленность на развитие инициативы детей.

Также в работе с детьми используем большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, где решаются задачи личностного развития:

          Научиться работать коллективно;

          Придерживаться определенных правил;

          Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

          Воспитывать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств данного предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Использование развивающих игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, и каждый ребенок учится играть в своем темпе, так как после занятий можно еще раз выполнить задание, лучше понять его суть. Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:

  1.      Информировать родителей о задачах и содержании логико-математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
  2.      Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы).
  3.      Создание обогащенной развивающей среды дома.
  4.      Организация семейного клуба «Содружество» в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, познавательная активность, задача, логическое мышление, ребенок, детский сад, индивидуальный подход, развитие, способность, Участие родителей.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие познавательной активности молодежи средствами приключенческого туризма

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие познавательной активности молодежи средствами приключенческого туризма

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта