Повышение эффективности подготовки студентов нефтяного техникума в формате использования электронных образовательных ресурсов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 08.10.2015

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Скобелева, И. Е. Повышение эффективности подготовки студентов нефтяного техникума в формате использования электронных образовательных ресурсов / И. Е. Скобелева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8922/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Мы не представляем нашей жизни без таких уже обычных предметов, как плазменная панель, 3Д телевидение, мультимедийный проектор, ноутбук. Широкое применение электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) нашли и в образовании. ЭОР способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

По мнению Н. В. Бужинской анализ данных исследований позволяет определить понятие «электронные образовательные ресурсы» как совокупность программных продуктов, представленных в электронной форме, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс и управлять им [8].

Интересен проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт — ОМС-плеер.

Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи [7].

В данной статье представлен опыт работы автора по внедрению мультимедийных продуктов в образовательный процесс посредством разработки и проведения комбинированных занятий с использованием созданной презентации, элементов интерактивной доски и видеофрагментов.

Применяя старые методы предоставления учебного материала (объяснение, учебники, раздаточный материал) преподавателю уже затруднительно привлечь внимание обучающихся к изучаемой теме, ну как следствие происходит снижение их мотивации к получению новых знаний.

Вызвать у обучающихся интерес к получению знаний возможно посредством использования информационных технологий и ЭОР. Подготовка к любому занятию с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки большого количества материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате.

Использование компьютерных технологий для реализации обучения с использованием ЭОР предполагают не только общение студента с компьютером, но одновременно дают преподавателю неограниченные возможности в коррекции процесса обучения. Если для школы уже существуют продукты, использующие мультимедиа технологии в учебном процессе, то для образовательных организаций среднего профессионального образования (далее ОО СПО) готовых программных продуктов нет. Поэтому перспективность использования ЭОР, внедрение таких их образование приводит нас к тому, что преподаватели осваивают инструментарии создания мультимедиа контента и учебных мультимедиа продуктов. Хотя, современное среднее профессиональное образование по оснащенности компьютерной техникой находится на достаточно высоком уровне, но те компьютеры, которые имеются, в основном используются на уроках информатики и задействованы не полностью в учебном процессе. Интернет, как помощник и источник новой информации на занятии в большинстве недоступен преподавателям профессионального цикла. Большое количество обучающих, развивающих и контролирующих программ не применяются на занятиях. Кроме того существующей материально-технической базы недостаточно для реализации программ ФГОС нового поколения. Плакаты, макеты и учебная литература устаревает.

Стремление и желание, студентов получить современное образование порой сталкивается с проблемой нехватки средств ОО на приобретение современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Применение мультимедийного проектора и интерактивной доски на занятиях вызывает повышенный интерес у студентов.

Использование на занятиях ЭОРобогащает облегчает процесс усвоения материала; возбуждает интерес к изучаемым дисциплинам; расширяет общий и профессиональный кругозор студентов; повышает производительность труда всех участников образовательного процесса. Прежде чем создать презентацию, необходимо сформулировать тему и определить концепцию и место презентации в занятии. Если презентация становится основой занятия, то выделяются этапы занятия, выстраиваются логика рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты) и только после этого создаются слайды в соответствии с планом занятия в программе PowerPoint [5].

Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то четко формулируется цель использования презентации и, исходя из нее, отбирается, структурируется и оформляется материал. В данном случае необходимо четко ограничивать время показа презентации, продумывать варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания обучающимся. Наиболее перспективным направлением считаю проведение занятий по междисциплинарным курсам (далее МДК) с использованием сети интернет и элементов интерактивной доски.

На основе детальной проработки и детализации учебного занятия, определение ключевых компетенций темы занятия «Хранение и распределение нефти и нефтепродуктов» были поставлены цели:

обучающие:

        обобщить и систематизировать знания о строительных конструкциях;

        применить знания студентов, полученные при изучении дисциплин «Гидравлика», «Машины и оборудование газонефтепроводов»;

        расширить знания студентов в области резервуаросторения и хранения нефти и нефтепродуктов;

развивающие:

        способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, умения анализировать полученную информацию;

воспитательные:

        формировать у студентов ответственность за качество выполненной работы;

        воспитывать у студентов инициативность и исполнительность в процессе учебы и труда.

План занятия с использованием ЭОР в различных форматах представлен в табл. 1.

Таблица 1

План занятия


Название этапа занятия (время)

Деятельность преподавателя

Показатели реального результата деятельности студентов

Методическое обеспечение

Организационный момент (5 мин)

Преподаватель объясняет тему и цели занятия.

Приветствуют преподавателя, слушают, настраиваются на восприятие материала, осознают важность качества выполняемых заданий

Мультимедийная презентация

Проверка знаний

(15 мин)

Установление правильности выполнения тестового задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.

Установление правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Тестовые карточки

Варианты ответов на тесты

Подготовка к основному этапу занятия (20 мин)

Систематизация знаний обучающихся по учебному материалу для качественного восприятия новых знаний и умений.

Участие и коррекция пробелов в повторении сопутствующего материала.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Видеофильм

Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=7q4fv0Bk0Y4#t=12

Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин)

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия обучающихся по изучению материала; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Мультимедийная презентация

(10 мин)

Видеофильм

Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=rGW6FMOjz4U

Первичная проверка понимания (5 мин)

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий.

 

Закрепление знаний и способов действий (10 мин)

Обеспечение усвоения новых знаний.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Мультимедийная презентация с элементами интерактивной доски

Подведение итогов занятий (10 мин)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Получение обучающимися информации о правильности решения поставленной проблемы.

 

Информация о домашнем задании (5 мин)

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Успешное выполнение домашнего задания всеми обучающимися.

Методическая разработка


Использование на занятии перечисленные выше ЭОР позволяет повысить интерес к конкретным производственных операциям и технологическому процессу, расширить тематику ситуационных производственных задач и тем самым сформировать знания и умения в данной области на более высоком уровне.

Формирование навыков конкурентоспособного специалиста необходимо осуществлять в условиях реализации учебно-методических, информационных, специальных, социальных и ключевых компетенций. Для реализации этих компетенций внедрение в образовательный процесс мультимедиа и ЭОР является одним из действенных условий.

Вследствие вышеизложенного с учетом выделенных преимуществ мультимедиа технологий и использования ЭОР, определяющим аспектом мультимедийного сопровождения познавательно-профессиональной деятельности и основных видов учебной работы мы видим в разработке электронных версий преподаваемых дисциплин и МДК, что позволит индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательно-профессиональную активность, самостоятельность и творчество обучающихся.

 

Литература:

 

  1. http://ait-tex.ucoz.ru. Мультимедиа технологии как современное средство активизации познавательной деятельности студентов.

2.      http://festival.nic-snail.ru. Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы. Клешнева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ имени А. Н. Арапова г. о. Верх-Нейвинский.

  1. http://tvoystart.ru
  2. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий// Информационные технологии. — № 6. — 1998. — С. 38–43.
  3. Проценко Е. В. Мультимедийная презентация — одна из форм использования ИКТ в работе ДОУ.
  4. http://www.docme.ru/doc/165515/innovacionnyj-obrazovatel._nyj-kompleks.
  5. http://fcior.edu.ru/o-proekte
  6. Бужинская Н. В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики [Текст] / Н. В. Бужинская // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — с. 199–202.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, интерактивная доска, способ действий, домашнее задание, мина, мультимедийная презентация, план занятия, учебный материал, этап занятия, высокий уровень.

Похожие статьи

Особенности создания положительной мотивации осужденных обучающихся на уроках географии

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления

Похожие статьи

Особенности создания положительной мотивации осужденных обучающихся на уроках географии

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления