О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Планкина, Т. С. О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов / Т. С. Планкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/837/ (дата обращения: 02.05.2024).

В настоящее время осознание необходимости в пересмотре традиционного взгляда на естественные и гуманитарные науки, как изоли­рованные друг от друга области знаний, является перспективным и акту­альным направлением в современной науки. Тенденции развития социаль­но-гуманитарных наук приводят не только к обогащению и более глубо­кому пониманию названных сфер, но и к возникновению фактов поликонцептуальности, методологическому плюрализму, альтернативе и интегративному подходу при решении педагогических задач. В силу этого образовательный процесс становиться результатом интеграционных процессов естественных и гуманитарных наук.

Педагогическая практика и анализ научной литературы позволяет нам утверждать, что гуманитарная составляющая профессионального образования детерминирована взаимопроникновением таких понятий как гуманизация, образование и культура. В виду этого, она может быть выражена гуманистической парадигмой, которая в свою очередь представляет собой полипарадигмальное образование, в реализационном поле которого можно так же выделить следующие парадигмы:

-традиционную — предполагающую адаптацию и процесс интеграции обучающихся в профессиональную среду; целенаправленное воздействие на студентов и овладение ими определенным объемом знаний, умений и навыков, достаточных для достижения профессиональной образованности; использование механизмов ценностных ориентиров и мотивации;

-академическую — характеризующуюся приоритетом теоретических знаний, углубленным познанием и объяснением окружающего мира с точки зрения теорий и понятий; поиском новых знаний; участием самого обучающегося в исследованиях, а также в объединении полученных знаний в единую систему.

-технократическую — обуславливающую влияние техники и технологии на научные и культурные ценности;

-мировоззренческую — провозглашающую не знания, умения и навыки сами по себе, а внутренний мир обучающегося; гармоничное сочетание природного и социального миров; синтез теоретических знаний и различных видов практик, форм познания (поскольку именно мировоззрение в виде целостной картины мира становится прочным основанием для установления синтеза учебных знаний и межпредметных связей учебных дисциплин);

-когнитивно-информационную — направленную на процесс передачи определенного объема знаний, умений и навыков в рамках предметных программ через призму человеческого понимания. В рамках данной парадигмы человек понимается как сложная система, малейшие изменения которой являются ответной реакцией на изменения параметров окружающей среды;

-личностную — обуславливающую выбор определенных методов и целей, соответствующих дальнейшему индивидуальному развитию личности;

-компетентностную - предлагающую определенный набор компетенций, необходимых для профессиональной деятельности личности в интеллектуальной, гуманитарной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах;

-технологическую — акцентирующую внимание на создание сбалансированной развивающей среды, определяющей активность и творческую деятельность обучающихся; позволяющую синтезировать различные аспекты жизненного мира обучающихся, такие как гуманистический, нравственно-правовой, природный, технико-технологический, организационный и т.д.;

-культурологическую (культурно-ценностную) — центром которой выступают гуманитарные знания, выступающие как самоцель, самоценность и проявляющиеся как элемент культуры, оптимизирующий социально-культурную среду и разностороннее познание окружающего мира;

-антропологическую — усиливающуюся тенденциями современного общества к культуросообразному гуманитарному образованию;

-инвайронментальную - рассматривающую гуманистический тип мышления, как основу для гармоничного развития человека и природы;

-системногенетическую - признающую системность и иерархичность, как основу понимания мира;

-квалитативную - определяющую изменение и дающую оценку качеству любым объектам и процессам, задействованным в деятельности человека;

-эволюционистскую - признающую сдвиг от статики к дальнейшему положительному развитию процессов и объектов;

-гуманистическую — понимающуюся как систему способов и результатов формирования и развития человеческой духовности [1; c. 108-111].

Таким образом, в процессе реализации гуманитарной составляющей профессионального образования именно гуманистическая парадигма является ядром и центральным связующим звеном, объединяющим вышеперечисленные парадигмы на основе междисциплинарной интегративной тенденции.

Опираясь на исследовательскую работу по разработке теории и практики реализации процесса интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки, следует отметить основные концепции, объединяющиеся в основную составную часть вышеперечисленных парадигм:

«Я»-концепция, являющаяся центральной концепцией гуманистической психологии и опирающаяся на изучение своего «Я», отражение личности через его субъективный мир, изучение ответных реакций индивида на отношение к себе в условиях адаптации.

Концепция отношения личности, отражающая совокупность взглядов на личность как систему субъектно-субъектных отношений в результате гуманистического опыта взаимодействия с окружающим в социуме.

Профессиональная концепция, выраженная в иерархичной и устойчивой системе взглядов об индивиде, как субъекте профессиональной деятельности и включающая следующие компоненты:

а) когнитивный - осознание профессионально-важных качеств;

б) эмоциональный — самоуважение;

в) оценочно-волевой.

Концепция мотивации эффекта, где определяющую роль играет достижение положительного результата на пути к намеченной цели.

Диспозиционная концепция, отражающая систему взглядов на социальное поведение личности в зависимости от уровня владения ею гуманистическими способами действий в определенных ситуациях.

Концепция контекстного обучения, направленная на устранение противоречий между учебной и профессионально-практической деятельностью на основе междисциплинарных интеграционных процессов.

Концепция обобщения в обучении, предполагающая обобщение полученных гуманитарных знаний.

Концепция развития педагогического профессионализма преподавателя, опирающаяся на создание специальных ситуаций, в результате которых выражается четкая гуманистическая позиция преподавателя [1; c. 115-118].

Данные концепции позволяют определить и уровни, на которых реализуется гуманитарная подготовка: 1-уровень отношений - подразумевающий взаимоотношения в коллективе и вне деятельности; 2-уровень деятельности - направленный на реализацию поставленных целей в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Более того, организовать процесс интеграции на практике оказывается достаточно сложной задачей, и трудности на этом пути связаны прежде всего с:

1) пониманием гуманитарной подготовки как полипарадигмального образования, приобретающего открытый характер, особенно с переходом от центрично-иерархичной системы обучения к процессу включения в образовательные программы часов для изучения и использования дополнительных систем, интернет-ресурсов и коммуникаций;

2) тенденцией процесса гуманитарной подготовки, ориентированной на учет и развитие «человеческого в человеке» в отличии от естественных дисциплин, требующих точности и исключающих всякий субъективизм;

3) отсутствием четкой системы гуманитарных знаний, обусловленного существованием равнозначных теорий и положений, регулярно подвергающихся критике и переоценке не только под влиянием приобретаемого индивидом жизненного и специального опыта, но и по мере развития самого общества;

4) отсутствием итоговых оценок существующих концепций и теорий, между которыми поддерживается продуктивный диалог;

5) различными смыслами, которые несут в себе гуманитарные знания в различных ситуациях;

6) степенью сложности гуманитарного понимания многочисленных явлений, не поддающихся рациональному объяснению;

7) регулярной сменой границ любой из научных парадигм в структуре гуманитарной подготовки.

Таким образом, гуманитарная подготовка не является статичным образованием, а, наоборот, тяготеет к постоянному совершенствованию.

Выше перечисленные трудности позволяют нам выделить следующие компоненты в структуре предметного содержания гуманитарной подготовки как основы, так и фона для усвоения специальных знаний: 1-философский - дает наиболее полное и глубокое знание об окружающем мире, социуме; 2 -исторический - указывает пути эволюции различных сфер и форм жизни; 3 -культурологический - обозначает закономерности развития системы ценностей исходя из религиозных, политических и социальных принадлежностей; 4 -психологический - объясняет поведение людей с точки зрения их мотивационных, социальных установок и психологических особенностей; 5-социологический - описывает функционирование социальных институтов.

Однако, гуманитарная подготовка не может быть сведена только лишь к усвоению определенного объема гуманитарных знаний. Она определяет направленность личности и представляет собой совокупность следующих элементов: 1 - аксиологического, отражающего отношение личности к системе гуманистических установок; 2 -интеллектуально-когнетивного, определяющего тип мыслительной деятельности, процесса понимания окружающей действительности, осмысления проблем; 3 -эмоционального, отводящего доминирующую роль позитивным, положительным эмоциям в процессе осуществления профессиональной деятельности; 4 -характерологического, определяющего характерные типообразующие черты личности; 5 - конативного, отражающего гуманистические поступки, моральные ценности и убеждения [4; c. 17-21].

Таким образом, все вышеперечисленные компоненты не только отражают предметное содержание, но и позволяют выявить гуманистические качества личности, необходимые как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности.

Кроме того, гуманитарная подготовка является интегральным образованием, которое формирует личностно-значимый образец гуманного поведения в различных сферах жизнедеятельности и развивает гуманистическое мышление.

Таким образом, гуманитарная подготовка студентов юридических вузов имеет:

1) огромное детерминационное поле, выраженное понятиями гуманизация, образование и культура;

2) три основных уровня организации:

- парадигмально-концептуальный - уровень свойств и целей, представленных в парадигмах и концепциях;

- структурный - отношений и деятельности, ведущий к достижению поставленных целей;

- субстратный - атмосфера разных элементов учебно-воспитательной среды.


Литература:

1. Гожиков В.Я. Организационно-педагогические условия совершенствования гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе России: Монография./ В.Я. Гожиков.- М.: ВУ, 2009.-444 с.

2. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования (учебно-методический курс). Авторская редакция/ Д.И. Корнюченко.-М., 2005.- 247 с.

3. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Монография/ В.М. Коровин.- Воронеж: ВГУ, 2002.-364 с.

4. Ульянов В.Ф. Социально-психологические факторы становления профессиональной идентичности офицера/В.Ф.Ульянов. – М., 2004. –С. 17-21.



Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарная подготовка, профессиональная деятельность, знание, окружающий мир, гуманистическая парадигма, концепция, объем знаний, предметное содержание, профессиональное образование, процесс осуществления.

Похожие статьи

Гуманитарные знания в системе современного образования

Основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, это «живое знание» (В.П. Зинченко), которое рождается «здесь и

Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография.

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте...

Гуманитарная парадигма ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в уходе от репродуктивного воспроизводства знаний к...

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании...

ведомство, профессиональная подготовка, социально-гуманитарное знание, качество, профессиональная деятельность, качество образования, общественная жизнь, основа повышения качества, образование, наука.

Гуманитарная сущность современного образования

Основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, это «живое знание» (В.П. Зинченко), которое рождается «здесь и теперь».

Оно является отправной точкой процесса осмысления личностью знаний и собственного образования.

Гуманитаризация образовательных практик в системе

Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования есть процесс самосовершенствования профессиональной деятельности на основе гуманитарного проектирования...

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого

Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного...

Гуманитаризация высшего образования как направление его...

 в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей деятельности;  в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

2. «Накладывается» на содержание разных предметных курсов.

Гуманитарные знания в системе современного образования.

учебный предмет, гуманитарное знание, гуманитарное образование, текст, знание, гуманитарный текст, личностный смысл, общее...

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование... Роль лингводидактического потенциала гуманитарных дисциплин...

Похожие статьи

Гуманитарные знания в системе современного образования

Основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, это «живое знание» (В.П. Зинченко), которое рождается «здесь и

Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография.

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте...

Гуманитарная парадигма ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в уходе от репродуктивного воспроизводства знаний к...

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании...

ведомство, профессиональная подготовка, социально-гуманитарное знание, качество, профессиональная деятельность, качество образования, общественная жизнь, основа повышения качества, образование, наука.

Гуманитарная сущность современного образования

Основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, это «живое знание» (В.П. Зинченко), которое рождается «здесь и теперь».

Оно является отправной точкой процесса осмысления личностью знаний и собственного образования.

Гуманитаризация образовательных практик в системе

Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования есть процесс самосовершенствования профессиональной деятельности на основе гуманитарного проектирования...

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого

Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного...

Гуманитаризация высшего образования как направление его...

 в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей деятельности;  в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.

Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики

2. «Накладывается» на содержание разных предметных курсов.

Гуманитарные знания в системе современного образования.

учебный предмет, гуманитарное знание, гуманитарное образование, текст, знание, гуманитарный текст, личностный смысл, общее...

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование... Роль лингводидактического потенциала гуманитарных дисциплин...