Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 1605 раз

Библиографическое описание:

Катунина, Ю. К. Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств / Ю. К. Катунина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/781/ (дата обращения: 01.12.2024).



Современные условия информационного общества, глобализационные и социально-экономические процессы, условия жизнедеятельности людей и факторы обеспечения безопасности личности, общества и государства, ставят перед социально-гуманитарными науками задачу по глубокому осмыслению новых реалий и поиску адекватных ответов на вызовы времени.

Образование представляет собой социальную систему, которая активно взаимодействует с социальной средой. Эффективность функционирования данной системы определяется особенностями взаимодействия образования и общества. Таким образом, совершенно очевидно, что именно образование является той сферой социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития индивида и в процессе освоения культуры профессиональной деятельности.

Вопрос о качестве образования был актуальным во все времена. Так, например, по мнению А. Фейгенбаума «… качество образования — ключевой фактор в невидимом соревновании между странами, так как качество продукции и услуг определяется тем, как менеджеры, учителя, рабочие, инженеры, экономисты думают, действуют, принимают решения относительно качества» [3; 83]. Новый тип образования, отвечающий назревшим и перспективным запросам, в том числе, и силовых органов, в главных своих чертах предстает, как непрерывный, гибкий, проективный, ориентированный на глубокую научную методологичность и высокое качество профессиональной подготовки процесс. Данный процесс направлен, прежде всего, на формирование культурной широты и ментальной открытости мышления, предрасположенности к инновациям, личностной целостности, креативных способностей сотрудников силовых ведомств.

Особенности формирования и развития профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств, обусловлены спецификой деятельности, а также требованиями к уровню профессиональной подготовки специалиста. Среди наиболее важных профессиональных качеств выделим:

  1. Профессионально-интеллектуальные качества, к которым относятся, прежде всего, знания об окружающем мире, о сферах общественной жизни, о событиях и обстановке в стране и в сопредельных государствах, о формах и способах служебной деятельности и др.
  2. Управленческие качества (ответственность, требовательность, работоспособность, аккуратность, организованность, способность к творчеству, исполнительность и др.) — обеспечивают возможность управлять деятельностью подразделений силовых ведомств.
  3. Оперативно-служебные качества, заключаются в решительности, настойчивости, расчетливости, находчивости, способности к оправданному риску.
  4. Морально-политические качества являются основными в духовном облике сотрудника силовых ведомств. К их числу относятся: преданность Родине; любовь к своему Отечеству, народу, его языку и культуре; развитое сознание, чувство воинского долга и личной ответственности; политическая бдительность; честность, скромность, достоинство и честь; смелость, стойкость, выдержка и самообладание; сознательная дисциплинированность.
  5. Педагогические качества.

Сотрудники силовых ведомств всегда и везде должны соблюдать: политическую корректность; нормы этики и правила делового поведения; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям представителей различных народов мира; учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и религиозных конфессий. Таким образом, в настоящее время значительно возрастает роль и значение не только военно-профессиональной грамотности и компетентности сотрудников силовых ведомств, но и структуры их нравственно-этических ориентиров, устойчивости чувства ответственности за последствия своей деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке выпускников образовательных учреждений силовых ведомств. Комплекс этих требований соответствует объективной необходимости готовить специалистов не только как субъектов профессиональной деятельности, но и как активных участников всех происходящих политических, культурных событий и процессов [1; 3].

В образовательных учреждениях силовых ведомств с одной стороны, происходит накопление профессиональных знаний и опыта, с другой — закладываются духовные основы деятельности, как отдельной личности, так и всей профессиональной группы.

Значительная доля в общем содержании образовательного процесса принадлежит циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в себя определенные обязательные дисциплины. Затрагивая такие явления, как язык, мышление, познание, личность, творчество и т. п. они активны по своей природе, что и определяет их как основу повышения качества профессионального образования.

С позиции указанных выше требований в рамках профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств (на разных этапах обучения) особую значимость приобретает проблема социально-гуманитарного знания и образования, которая признается важнейшим источником, основой и ресурсом общественных изменений [2; 10]. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время мы выявляем противоречия между социально-гуманитарным знанием, образованием и реальной действительностью, между знанием, образованием и массовыми действиями.

Социально-гуманитарное знание и образование рассматриваются в качестве приоритетного процесса воспроизводства и изменения общественной жизни одной из подсистем духовной культуры российского общества. Исходя из этого, с одной стороны, социально-гуманитарное образование выступает внешним фактором как система передачи готового знания, уже выработанного обществом. С другой — образование — это социальная деятельность по созданию благоприятных условий для развития и саморазвития человека, его интеллектуальных, духовно-нравственных, физических задатков и способностей, полученных от природы, посредством включения обучающегося в прошлое и настоящее мировой и национальной культуры [2; 11].

Таким образом, сущность современного социально-гуманитарного образования должна исходить из новой парадигмы общественного развития, в центре внимания которой — человек, его развитие, потребности, цели, интересы и смысл жизни.

Говоря о содержании гуманитарных наук важно заметить, что они не только направлены на формирование и развитие «человеческого в человеке», но и обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы личности. Так, в процессе изучения гуманитарных наук обучающиеся в образовательных учреждениях силовых ведомств накапливают опыт целостного восприятия и понимания объективной реальности, опыт самосознания, соотношение ценностей и смыслов, опыт познания. Познание смысла, выступающего механизмом регуляции процессов сознания и деятельности, определяет специфику содержания образования.

Вместе с тем, гуманитарность по своей сути метапредметна. Это означает, что предметной областью выступает не какая-либо учебная дисциплина или конкретная предметная информация, а языковая деятельность человека, его способность «самовысказывания» в условиях многообразия его отношений. Следовательно, подлинно гуманитарная деятельность существует там, где личность связана с языковой реальностью, включённой в сеть отношений между субъектами культуры.

Изучение гуманитарных наук как основы повышения качества профессиональной подготовки должно рассматриваться не столько как увеличение удельного веса гуманитарных предметов, сколько как процесс формирования у обучающихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом. Необходимо всемерное развитие мировоззренческой, эстетической, нравственно-этической, религиозной культуры, что также способствует формированию и развитию профессиональных качеств, необходимых для эффективного осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, в системе формирования и развития профессиональных качеств сотрудников силовых структур, значительная роль принадлежит профессиональной подготовке, в рамках которой имеет значение изучение гуманитарных наук, которые с одной стороны, могут рассматриваться как средство формирования у сотрудников силовых ведомств общечеловеческой культуры, а с другой — являются важным инструментом совершенствования образовательной практики.

Литература:

  1. Абрамова, П. А. Профессиональная культура офицеров в условиях трансформации российского общества: учеб.-метод. пособие. — Екатеринбург, 2002.
  2. Миронов, А. В. Социально-гуманитарные знания и образование в XXI веке //Социально-гуманитарные науки и мир в ХХI веке. — М.: «Социально-гуманитарные знания», ч. I, 2009. С. 10.
  3. Feigenbaum A. V. Quality education and Americas competitiveness / Quality Progress. Vol. 27. № 9, 1994. P. 83.
Основные термины (генерируются автоматически): ведомство, качество, профессиональная подготовка, социально-гуманитарное знание, качество образования, наука, образование, общественная жизнь, основа повышения качества, профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Оптимизация процессов воспитания и образования в сфере профессионально-прикладной физической подготовки учащихся в высших учебных заведениях

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Похожие статьи

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Оптимизация процессов воспитания и образования в сфере профессионально-прикладной физической подготовки учащихся в высших учебных заведениях

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Задать вопрос