Автор: Катунина Юлия Константиновна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Катунина Ю. К. Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 38-39.



Современные условия информационного общества, глобализационные и социально-экономические процессы, условия жизнедеятельности людей и факторы обеспечения безопасности личности, общества и государства, ставят перед социально-гуманитарными науками задачу по глубокому осмыслению новых реалий и поиску адекватных ответов на вызовы времени.

Образование представляет собой социальную систему, которая активно взаимодействует с социальной средой. Эффективность функционирования данной системы определяется особенностями взаимодействия образования и общества. Таким образом, совершенно очевидно, что именно образование является той сферой социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития индивида и в процессе освоения культуры профессиональной деятельности.

Вопрос о качестве образования был актуальным во все времена. Так, например, по мнению А. Фейгенбаума «… качество образования — ключевой фактор в невидимом соревновании между странами, так как качество продукции и услуг определяется тем, как менеджеры, учителя, рабочие, инженеры, экономисты думают, действуют, принимают решения относительно качества» [3; 83]. Новый тип образования, отвечающий назревшим и перспективным запросам, в том числе, и силовых органов, в главных своих чертах предстает, как непрерывный, гибкий, проективный, ориентированный на глубокую научную методологичность и высокое качество профессиональной подготовки процесс. Данный процесс направлен, прежде всего, на формирование культурной широты и ментальной открытости мышления, предрасположенности к инновациям, личностной целостности, креативных способностей сотрудников силовых ведомств.

Особенности формирования и развития профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств, обусловлены спецификой деятельности, а также требованиями к уровню профессиональной подготовки специалиста. Среди наиболее важных профессиональных качеств выделим:

  1. Профессионально-интеллектуальные качества, к которым относятся, прежде всего, знания об окружающем мире, о сферах общественной жизни, о событиях и обстановке в стране и в сопредельных государствах, о формах и способах служебной деятельности и др.
  2. Управленческие качества (ответственность, требовательность, работоспособность, аккуратность, организованность, способность к творчеству, исполнительность и др.) — обеспечивают возможность управлять деятельностью подразделений силовых ведомств.
  3. Оперативно-служебные качества, заключаются в решительности, настойчивости, расчетливости, находчивости, способности к оправданному риску.
  4. Морально-политические качества являются основными в духовном облике сотрудника силовых ведомств. К их числу относятся: преданность Родине; любовь к своему Отечеству, народу, его языку и культуре; развитое сознание, чувство воинского долга и личной ответственности; политическая бдительность; честность, скромность, достоинство и честь; смелость, стойкость, выдержка и самообладание; сознательная дисциплинированность.
  5. Педагогические качества.

Сотрудники силовых ведомств всегда и везде должны соблюдать: политическую корректность; нормы этики и правила делового поведения; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям представителей различных народов мира; учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и религиозных конфессий. Таким образом, в настоящее время значительно возрастает роль и значение не только военно-профессиональной грамотности и компетентности сотрудников силовых ведомств, но и структуры их нравственно-этических ориентиров, устойчивости чувства ответственности за последствия своей деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке выпускников образовательных учреждений силовых ведомств. Комплекс этих требований соответствует объективной необходимости готовить специалистов не только как субъектов профессиональной деятельности, но и как активных участников всех происходящих политических, культурных событий и процессов [1; 3].

В образовательных учреждениях силовых ведомств с одной стороны, происходит накопление профессиональных знаний и опыта, с другой — закладываются духовные основы деятельности, как отдельной личности, так и всей профессиональной группы.

Значительная доля в общем содержании образовательного процесса принадлежит циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в себя определенные обязательные дисциплины. Затрагивая такие явления, как язык, мышление, познание, личность, творчество и т. п. они активны по своей природе, что и определяет их как основу повышения качества профессионального образования.

С позиции указанных выше требований в рамках профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств (на разных этапах обучения) особую значимость приобретает проблема социально-гуманитарного знания и образования, которая признается важнейшим источником, основой и ресурсом общественных изменений [2; 10]. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время мы выявляем противоречия между социально-гуманитарным знанием, образованием и реальной действительностью, между знанием, образованием и массовыми действиями.

Социально-гуманитарное знание и образование рассматриваются в качестве приоритетного процесса воспроизводства и изменения общественной жизни одной из подсистем духовной культуры российского общества. Исходя из этого, с одной стороны, социально-гуманитарное образование выступает внешним фактором как система передачи готового знания, уже выработанного обществом. С другой — образование — это социальная деятельность по созданию благоприятных условий для развития и саморазвития человека, его интеллектуальных, духовно-нравственных, физических задатков и способностей, полученных от природы, посредством включения обучающегося в прошлое и настоящее мировой и национальной культуры [2; 11].

Таким образом, сущность современного социально-гуманитарного образования должна исходить из новой парадигмы общественного развития, в центре внимания которой — человек, его развитие, потребности, цели, интересы и смысл жизни.

Говоря о содержании гуманитарных наук важно заметить, что они не только направлены на формирование и развитие «человеческого в человеке», но и обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы личности. Так, в процессе изучения гуманитарных наук обучающиеся в образовательных учреждениях силовых ведомств накапливают опыт целостного восприятия и понимания объективной реальности, опыт самосознания, соотношение ценностей и смыслов, опыт познания. Познание смысла, выступающего механизмом регуляции процессов сознания и деятельности, определяет специфику содержания образования.

Вместе с тем, гуманитарность по своей сути метапредметна. Это означает, что предметной областью выступает не какая-либо учебная дисциплина или конкретная предметная информация, а языковая деятельность человека, его способность «самовысказывания» в условиях многообразия его отношений. Следовательно, подлинно гуманитарная деятельность существует там, где личность связана с языковой реальностью, включённой в сеть отношений между субъектами культуры.

Изучение гуманитарных наук как основы повышения качества профессиональной подготовки должно рассматриваться не столько как увеличение удельного веса гуманитарных предметов, сколько как процесс формирования у обучающихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом. Необходимо всемерное развитие мировоззренческой, эстетической, нравственно-этической, религиозной культуры, что также способствует формированию и развитию профессиональных качеств, необходимых для эффективного осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, в системе формирования и развития профессиональных качеств сотрудников силовых структур, значительная роль принадлежит профессиональной подготовке, в рамках которой имеет значение изучение гуманитарных наук, которые с одной стороны, могут рассматриваться как средство формирования у сотрудников силовых ведомств общечеловеческой культуры, а с другой — являются важным инструментом совершенствования образовательной практики.

Литература:

  1. Абрамова, П. А. Профессиональная культура офицеров в условиях трансформации российского общества: учеб.-метод. пособие. — Екатеринбург, 2002.
  2. Миронов, А. В. Социально-гуманитарные знания и образование в XXI веке //Социально-гуманитарные науки и мир в ХХI веке. — М.: «Социально-гуманитарные знания», ч. I, 2009. С. 10.
  3. Feigenbaum A. V. Quality education and Americas competitiveness / Quality Progress. Vol. 27. № 9, 1994. P. 83.
Основные термины (генерируются автоматически): силовых ведомств, учреждениях силовых ведомств, сотрудников силовых ведомств, образовательных учреждениях силовых, профессиональных качеств, профессиональной подготовки, гуманитарных наук, развития профессиональных качеств, подразделений силовых ведомств, сотрудника силовых ведомств, Сотрудники силовых ведомств, учреждений силовых ведомств, силовых ведомств общечеловеческой, качеств сотрудников силовых, способностей сотрудников силовых, обеспечения безопасности личности, компетентности сотрудников силовых, подготовки сотрудников силовых, силовых органов, профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос