Школьный учебник как средство развития знаний о здоровье при изучении раздела «Человек и его здоровье»
Автор: Сычева Лидия Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2771 раз
Библиографическое описание:
Сычева, Л. А. Школьный учебник как средство развития знаний о здоровье при изучении раздела «Человек и его здоровье» / Л. А. Сычева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/361/ (дата обращения: 17.12.2024).
- В настоящее время
существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных
обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Учебник
отражает содержание учебной дисциплины в соответствии с требованиями
стандарта к минимуму содержания биологического образования и к
учебной программе. Он соответствует ведущим требованиям современной
науки биологии, играет роль ядра системы средств обучения.
- Форма представления учебного материала в учебнике включает основной, дополнительный и пояснительный тексты, иллюстративный материал.
- Основной текст характеризуется строгим соответствием программе. Это каркас структуры учебника.
- Назначение дополнительного текста состоит в подкреплении доказательности основного текста необходимой конкретизации, позволяющей лучше понять основное содержание.
- Примером пояснительного текста могут служить комментарии к схемам, гистограммам, блокам иллюстративного материала, примечания, словари терминов.
- Иллюстративный материал раскрывает свойства изучаемого объекта и частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.
- Внетекстовые компоненты учебников представлены аппаратом организации усвоения, включающим инструктивно-методические материалы (предисловие к учебнику, заключение, планы перед параграфами, памятки, инструкции и т.д.), вопросы и задания в конце и в начале параграфов, тем, разделов; лабораторным практикумом; условными выделениями шрифта в тексте и аппаратом ориентировки.
- Школьный учебник по разделу «Человек и его здоровье» выступает одним из средств развития у учащихся знаний о здоровье и здоровом образе жизни, выполняет мотивационную, информационную нагрузку.
- В настоящее время существует несколько основных линий учебно-методических комплектов (УМК) по биологии, включающих в себя учебную программу по биологии, серию учебников и рабочих тетрадей по биологии с 5 по 11 классы, методическое сопровождение.
- Авторами одной из линий учебно-методических комплектов являются Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, для 5-11 класса. В данной линии учебников раздел «Человек» представлен учебником «Биология. Человек.8 класс», авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Программа 8 класса ориентирована на ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, привитие школьникам норм и правил здорового образа жизни, решение задач гигиенического и полового воспитания. Вторую авторскую линию учебно-методического комплекта представляет авторский коллектив под руководством И.Н. Пономарёвой (Т.С. Сухова, В.И. Строганов, О.Н. Корнилова, В.М. Константинов), и представленный учебник «Биология. 8 класс. Человек» В.Н. Драгомилов, Р.Д. Маш. Приоритетной целью авторской программы и компонентов учебно-методического комплекта является развитие у учащихся понимания величайшей ценности биологического разнообразия, идея эволюции органического мира, устойчивого развития природы и общества. Вместе с тем особое внимание уделено задачам экологического образования учащихся и воспитания у них экологической культуры, за счёт некоторого сокращения анатомического и морфологического материала.
- Третьим вариантом авторской линии учебно-методического комплекта по биологии является линия авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника: В.М. Пакуловой, Р.Д. Маша, В.В. Латюшина. Линия включает учебник «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. В 8 классе данной образовательной линии учащиеся получают знания о человеке как биосоциальном существе. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим правилам, охране природы и изучению правил личной гигиены. Включение в программу курса сведений по психологии направлено на формирование у учащихся умений рационально организовывать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых.
- Анализ учебников по биологии (раздел «Человек и его здоровье») позволил установить, что основным носителем знаний о здоровье и здоровом образе жизни является основной текст, представленный во всех учебниках терминами, сквозными (ключевыми) понятиями, фактами, явлениями, процессами, а также характеристикой основных идей, биологических закономерностей, связанных с ведением здорового образа жизни и сохранением здоровья. В тексте уделяется внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, рассматриваются приёмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, а также факторы риска для работы всех систем органов тела.
- Дополнительный текст представлен описанием самонаблюдений. Он несёт большую смысловую нагрузку, повышая научную доказательность биологического материала учебника.
- Недостаточно проработанным на наш взгляд, является аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья учащихся, хотя включение в текст учебника памяток, инструктивных материалов, статистических таблиц обладает огромной потенциальной возможностью формирования и закрепления знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
- Аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья во всех учебниках представлен вопросами и заданиями после параграфов, которые имеют в основном репродуктивный характер, лишь незначительная часть имеет частично-поисковый.
- Изучение иллюстративного материала (отражающие основополагающие вопросы сохранения здоровья) рассматриваемых учебников показало, что он дополняет текст учебника, к представленным рисункам приведены пояснения, но нет диаграмм. Схемы присутствуют, но количество их ограничено.
- Лабораторный практикум носит исследовательский характер. Включены приёмы самооценки здоровья путём сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными.
- Изучение тем сопровождается демонстрациями. Они направлены на развитие познавательного интереса, объясняющие процессы, протекающие в организме человека.
- Последним важным компонентом школьного учебника биологии является аппарат ориентировки. Наибольшее значение играют следующие составные части аппарата ориентировки: оглавление, рубрикат и сигналы-символы, которые во всех учебниках представлены в полной мере.
- Исходя из анализа, можно сделать вывод, что основную мотивационную, информационную, дидактическую нагрузку по вопросу сохранения здоровья авторы возлагают на основной текст учебника, в то время как обладающие огромными возможностями другие структурные компоненты задействованы в меньшей мере.
- Форма представления учебного материала в учебнике включает основной, дополнительный и пояснительный тексты, иллюстративный материал.