Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 558 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8146/ (дата обращения: 24.04.2024).

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

 

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим его окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют очень большую роль, в становлении личности ребенка. С раннего детства начинается формирование отношения к своей стране и государству, где живёт человек.

Мама, семья, город, Родина — самые дорогие и самые значимые слова в жизни каждого человека. Осознание их важности на доступном и близком для ребенка содержании, позволяющем его эмоционально включить в события, связанные с жизнью близких людей, историей своей страны и города, дать возможность воплотить пережитое в будущих творческих делах — и есть задачи патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно важная, и в то же время, сложная. Особенно, если она ставится применительно детей дошкольного возраста. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

На ступени дошкольного возраста у детей впервые появляется интерес к социальному миру, социальным чувствам и отношениям, способность сопереживать событиям, происходящим в жизни своего любимого города, своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им так глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания любви к родному городу, стране, в которой живут, родной природе, культурных традиций своего народа.

Важно то, чтобы дети не только хорошо знали родные места, но и чувствовали, как им дороги этот лес и парк, эти река и озеро, эта улица, по которой они ходят в детский сад, всё то, что заключено в понятии «Родина».

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.

Патриотизм — это особая направленность поведения граждан, заключающаяся в служении Отечеству.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Полноценно прожитый путь «маленького гражданина» в дошкольном детстве позволит позже с гордостью сказать: «Самое дорогое, что есть у меня на свете это мама!»; «Это мой самый любимый город!»; «Я себя не мыслю без России!».

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” — от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.

Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных требований, ориентируют педагогов на организацию и нахождение эффективных форм построения педагогического процесса ДОУ, направленного на воспитание в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, а также начал патриотизма и гражданственности.

Задачи воспитания патриотизма у детей не реализуются сами по себе. Конечно же, необходима систематическая и целенаправленная деятельность педагогов.

Педагог должен правильно отобрать из массы впечатлений, предлагаемых ребёнку и получаемых ребёнком, наиболее доступные, и интересные для него. Все материалы должны быть яркими, красочными, образными, конкретными, достоверными, вызывающими интерес у ребенка.

Формирование патриотических чувств у дошкольников будет более эффективным, если педагоги начнут устанавливать тесную связь с семьей воспитанника. Необходимость подключения семьи объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить ДОУ.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Никакая работа педагога, никакие методы и приёмы, никакая наглядность не дадут положительного результата в воспитании патриотизма, если педагог сам не будет восторгаться своей страной, своим городом, своим народом.

 

Литература:

 

1.      Мазанева М. Д. — Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, Издательство: М.: Сфера, 2009

2.      Князева О. Л.,Стеркина Р. Б. — Мы все разные: Пособие для детей старшего дошкольного возраста: 5–6 лет Издательство: Просвещение,2005г.

3.      Баранникова О. Н. — Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду Развитие и воспитание издательство: Аркти, 2007г.

4.      Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова “Родной край” (пособие для воспитателей детского сада). Москва “Просвещение ” 1985г

5.      Л. В. Пименова “Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста”.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание любви, дошкольный возраст, детский сад, детское восприятие, Отечество, отношение, родина, чувство, чувство Родины.

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, патриотическое воспитание детей, русская народная культура, Нижегородская область, дошкольное образование, родной дом, арзамас.

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

детский сад, ребенок, малая родина, родной город, родитель, чувство, семья, дошкольный возраст, Великая Отечественная война, Старый Оскол.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и...

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников, дошкольное образование, ознакомление дошкольников, малая родина, патриотическое воспитание детей, Великая Отечественная война, детский сад...

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик.

 формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира

Особенности формирования патриотических чувств у детей...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, чувство, Российская Федерация, дошкольное детство, личной интерес человека, детская деятельность, психологическая особенность детей среднего, Родина...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; ‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной.

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, патриотическое воспитание детей, русская народная культура, Нижегородская область, дошкольное образование, родной дом, арзамас.

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

детский сад, ребенок, малая родина, родной город, родитель, чувство, семья, дошкольный возраст, Великая Отечественная война, Старый Оскол.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и...

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников, дошкольное образование, ознакомление дошкольников, малая родина, патриотическое воспитание детей, Великая Отечественная война, детский сад...

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик.

 формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира

Особенности формирования патриотических чувств у детей...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, чувство, Российская Федерация, дошкольное детство, личной интерес человека, детская деятельность, психологическая особенность детей среднего, Родина...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; ‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной.