Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 24.04.2015

Статья просмотрена: 5121 раз

Библиографическое описание:

Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С. Д. Епифанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7964/ (дата обращения: 26.04.2024).

 

Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

 

Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобрела особую значимость. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введения в действие ФГОС ДО.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены воспитанием детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения остается актуальной до сих пор. Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада направлены на повышение их педагогической культуры.

Адаптация ребенка в первом классе — особый и сложный период в его жизни. Он входит в новый коллектив, осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности, меняется уклад его жизни. В такой сложный для ребенка период ему особенно нужна помощь со стороны родителей — главных воспитателей и помощников.

При поступлении в первый класс многие дети сталкиваются с трудностями. Анализ педагогической литературы и опыта позволили определить основные проблемы адаптации первоклассников:

-          сложное привыкание к новому режиму;

-          нежелание идти в школу;

-          сильное утомление, нервозность, капризы;

-          проблемы общения со сверстниками, учителем;

-          высокий уровень заболеваемости на фоне стресса и др.

Для предупреждения возможных трудностей адаптации детей к школе очень важно организовать взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Можно определить ряд направлений и форм взаимодействия педагогов и семьи, реализация которых способствует успешной адаптации первоклассников в школе.

Установление и формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогами и родителями. Определяющую роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Достижение этой цели возможно, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию проблемы и побуждает их к ее решению.

Проведенное изучение семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители не всегда уделяют должное внимание школьной готовности. Чаще всего это происходит из-за недостаточной педагогической грамотности родителей. Во многих семьях забота о материальном благополучии не оставляет родителям времени и сил на воспитании у детей интереса к школе, своевременное развитие специальной готовности, воспитание трудолюбия и усидчивости. В результате такой ребенок показывает более слабые результаты своей учебной деятельности, чем его сверстники. И только хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает совместно найти оптимальный вариант решения проблемы подготовки ребенка к школе.

Взаимодействие педагога и родителей с целью оказания помощи ребенку в решении его проблем.

Правильно воспитывать, взаимодействовать с ребенком, так как все семьи разные, у каждой свои трудности, Осуществляя педагогическое сопровождение семей при подготовке детей к школе, педагоги и специалисты дошкольного учреждения не могут дать универсальный совет, необходим индивидуальный подход к каждой семье. Здесь многое зависит от умения педагога собрать и изучить информацию об особенностях каждой семьи, принять правильное решение в выборе способов и средств помощи родителям в конкретной ситуации.

Основная задача педагогов и родителей — организовать своевременную помощь будущему ученику с целью предупреждения возможных проблем в процессе адаптации к обучению в школе. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с родителями по самым различным вопросам:

-          Разрешению конфликтов, связанных с авторитарной позицией родителей, разумностью запретов, ограничений самостоятельности ребенка;

-          Преодолению грубости, давления родителей на своего ребенка, защите от морального и физического насилия со стороны родителей;

-          Учетов интересов детей, а не только своих собственных, умению стать на позицию ребенка;

-          Решению проблем, связанных с недостаточным развитием социально важных и личностно значимых качеств;

-          Самоутверждению ребенка, развитию его активности, участия в общественной жизни и т. д.

-          Приобщению родителей к важным событиям для ребенка, его пддержке в ситуациях успеха и неудач.

Развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье. Данное направление предусматривает комплекс действий:

-          Изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, рисунки детей, составление рассказов «Моя семья» и т. д.);

-          Привлечение к сотрудничеству педагога-психолога;

-          Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к родителям;

-          Организация поздравлений родителей, бабушек и дедушек с праздниками (подготовка подарков, сюрпризов);

-          Включение в повседневные события обсуждений «Как помочь родителям», «Чем порадуем родителей?» и т. д.;

-          Знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми

-          Пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье.

Организация совместной деятельности детей и родителей. Для решения этой задачи целесообразно следующее:

-          Совместное обсуждение проблемы подготовки детей к школе; Проведение совместных дел для детей и родителей (дни здоровья, праздники, выставки совместных работ, экскурсии, уборка и озеленение участка и т. д.);

-          Проведение открытых занятий «Как я могу помочь родителям?», «Для чего учиться в школе?» и др.

-          Проведение семейных конкурсов;

-          Празднование дней рождений детей;

-          Создание семейных творческих клубов;

Развитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъективной позиции родителей в решении проблем ребенка, предоставление родителям реальных правы в обсуждении вопросов воспитания и обучения детей в школе. Для этого важно совместно с родителями разработать конкретный план подготовки детей к школе.

Для решения этих задач используются как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с родителями.

Родительские собрания остаются самой распространенной формой взаимодействия. Не случайно именно эта форма работы является востребованной как педагогическим коллективом, так и родителями, ведь она позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Педагоги заранее планируют темы таких встреч, однако, очень важно в начале учебного года провести анкетирование родителей с целью выяснения тех проблем, которые для них наиболее актуальны. В этом случае встречи пройдут наиболее плодотворно и принесут положительные результаты. Родители с большим интересом и желанием посещают те мероприятия, на которых они могут обсудить волнующие их вопросы.

Очень важно взаимодействие всех специалистов ДОУ с родителями: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей.

Помимо общих собраний, очень важны индивидуальные консультации с родителями. Не всегда родители готовы обсуждать проблему публично. Бывают ситуации, когда ситуацию можно разрешить только индивидуально.

Важно наделить всех родителей организаторскими функциями, а для этого создавать советы дел из числа родителей для проведения мероприятий и решения конкретных проблем. Для формирования причастности родителей к делам детей, их воспитания полезно поочередное участие микрогрупп в организации жизни детского коллектива. Необходимо предоставить родителям возможность высказывать свои предложения, давать оценку деятельности педагогического коллектива, администрации дошкольного учреждения, используя для этого, в том числе, и сайт ГБДОУ. В то же время целесообразно проводить коллективный анализ деятельности органов родительского самоуправления.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Решение проблем воспитания ребенка, подготовки его к обучению в школе напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей. Как показывают исследования ученых, педагогов и психологов, уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей не высокий, что, разумеется, сказывается на результатах их воспитательной деятельности. Поэтому необходимо формирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые благоприятные условия для воспитания и образования ребенка.

Совместная работа специалистов и воспитателей обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах подготовки детей к школе, делает родителей полноправными участниками педагогического процесса.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на возникающие образовательные потребности семьи и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы дошкольного учреждения с семьей. Поэтому, наряду с традиционными, рекомендуется использовать и новые формы работы с родителями:

-          Защита семейных проектов «Наша школа». В данном проекте предлагается родителям вместе с детьми порассуждать о том, какой должна быть школа и чего в ней не должно быть. Итог такого проекта может быть представлен в виде выставки работ детского творчества, а для родителей проведения «Родительского клуба», на котором можно обсудить предложенные родителями варианты школьного режима, содержание работы группы продленного дня, интерактивные формы взаимодействия с учителем. На такие встречи целесообразно приглашать школьных педагогов.

-          Проведение творческих конкурсов: «Семейные игры для подготовки к школе», «Тайна школьного портфеля», «Уголок школьника в нашем доме» и т. д.

-          Родительская конференция «В первый класс не в первый раз», на которой родители могут обменяться опытом подготовки к школе старших детей, его положительные, отрицательные и спорные моменты.

-          «Модернизация школьного обучения» — рекомендации учителей по подготовке к школе в рамках реализации новых государственных образовательных стандартов.

В результате планомерной и грамотной работы всего коллектива повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Совместная подготовка сближает детей и родителей, повышает внимание родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период детства. Родители знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ученикам, получают рекомендации по развитию у детей необходимых для обучения в школе умений и навыков. Система педагогического взаимодействия ДОУ и семьи сможет обеспечить формирование качеств, необходимых будущему школьнику. Очень часто нежелание учиться, трудное вхождение ребенка в новый коллектив — это результат родительских ошибок и просчетов, тех жизненных ориентаций, которые царят в семье.

Хорошие результаты дает анкетирование родителей для понимания уровня их знаний о подготовке ребенка к обучению в школе. Анализ результатов анкетирования родителей показывает, что уровень их представлений по большинству вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе, достаточно низкий, значительная часть родителей (25 % респондентов) вообще не видят проблем. Они не могут определить особенности адаптации ребенка к школе, имеют поверхностные представления о возрастных особенностях современного первоклассника и путях поддержки его психического и физического здоровья. Особенно актуальными оказались проблемы в области взаимодействия родителей с детьми, наибольшую потребность родители испытывают в общении с психологом. Целесообразно разделить родителей на мини группы для решения схожих проблем. В конце проделанной работы можно провести встречу в «Родительском клубе», на которой родители смогут поделиться приобретенным опытом, достижениями, приобретенным опытом.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтом задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

 

Литература:

 

1.    Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003

2.    Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Москва, 2006

3.    Менетова Н. М. Родительские собрания. Ярославль, 2009

4.    Балл Г. А. понятие адаптации и его значение для психологии личности, 1989

5.    Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. Педагогика, 2002

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, школа, дошкольное учреждение, ребенок, семья, педагог, проблема, детский сад, педагогическая культура родителей, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Огромное значение приобретает такая организация взаимодействия детского сада и семьи, как социальное партнерство.

В профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем...

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Огромное значение приобретает такая организация взаимодействия детского сада и семьи, как социальное партнерство.

В профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем...