Стремление обучающегося к достижению высоких результатов в урочной деятель-ности как путь к осознанию социальной необходимости личности в современной школе
Авторы: Бадрутдинова Светлана Николаевна, Нуртдинова Элеонора Фаритовна, Фасыхова Гульнара Нурисламовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 31.03.2015
Статья просмотрена: 760 раз
Библиографическое описание:
Бадрутдинова, С. Н. Стремление обучающегося к достижению высоких результатов в урочной деятель-ности как путь к осознанию социальной необходимости личности в современной школе / С. Н. Бадрутдинова, Э. Ф. Нуртдинова, Г. Н. Фасыхова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7593/ (дата обращения: 21.12.2024).
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно: оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Оценивание знаний осуществляется при сравнении выполненной учащимся работы с эталоном. Итогом этого процесса выступает результат — словесный комментарий учителя и отметка. Текущая и итоговая оценки выставляются на основе эталонных признаков диагностично поставленной цели и носят критериальный характер.
При выставлении оценок учителя используют разные наборы критериев и показателей, руководствуясь рекомендациями к выставлению школьных отметок и собственным педагогическим опытом. На качество оценочных результатов оказывают влияние потенциальные возможности и способности учащихся, благодаря которым реализуется какая — либо деятельность с меньшими затратами труда для достижения лучших результатов.
Трудно переоценить роль оценки в жизни ученика: она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. И наоборот, получая высокие отметки, ученик ощущает себя способным, а значит, у учащегося формируется высокая самооценка, повышается мотивация. Мотивация достижения — это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Однако причиной мотивации учащегося к получению высокого качества знаний не всегда является оценка, поставленная учителем на уроке.
Проведенное школьным психологом в МБОУ «Шугуровская СОШ имени В. П. Чкалова» Лениногорского района Республики Татарстан диагностирование в классах с низким качеством знаний показало, что у учащихся ведущим мотивом обучения в школе является одобрение родителей. Соответственно, для повышения успеваемости в классах с низким качеством знаний прежде всего надо проводить работу с родителями, пояснять им их роль в образовании детей. Престиж хорошей успеваемости среди одноклассников имеет более низкий балл: это не тот критерий, по которому ученики в подобных классах оценивают друг друга. Высокий балл среди типов мотивации по всем классам оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Значит, учащиеся начинают лучше учиться тогда, когда чётко осознают, как это конкретное знание может пригодиться в будущем.
Согласно результатам проведенного школьным педагогом-психологом исследования, одним из важнейших аспектов повышения качества знаний учащихся является наличие психологического комфорта школьников во время урока. С одной стороны, так решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Кроме того, ученик спокойнее реагирует на полученную оценку, если понимает ее обоснованность. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Рис. 1. Диагностика типа школьной мотивации
Система оценки качества знаний учащихся не должна ограничиваться проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Система оценки качества знаний призвана развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения.
Учитывая потенциальные возможности и способности учащихся, опытный учитель умышленно может занизить оценку и таким образом заставить работать разленившегося способного ученика. Напротив, завышенная оценка (как разновидность оценки поддерживающей, вдохновляющей, щадящей) может быть тактично и своевременно поставлена слабоуспевающему, но прилежному и трудолюбивому учащемуся.
Школа должна формировать у своих воспитанников умение справляться с возникающими проблемами, самостоятельно принимать решения и отвечать за них, уметь прогнозировать последствия. Соединить требования стандарта и жизни способен деятельностный подход в обучении. Сегодня возникает необходимость пересмотра оценки качества образования. Хорошо отлаженный механизм адекватной оценки способствует повышению успеваемости и познавательной активности учащихся, развитию инициативы, творческих способностей.
Задания для учащихся должны стимулировать учебно-познавательную деятельность, развивать мышление, вызывать интерес, учитывать уровень развития ученика, строиться на междисциплинарной основе.
Главное в оценочной деятельности педагога — личностный подход, когда ребенок сравнивает себя с самим собой вчерашним. Это позволяет увидеть индивидуальные успехи ученика или их отсутствие.
Разрабатывая материал для контроля знаний обучающихся по определенным темам, учитель строит задания разного уровня сложности согласно принципам современной государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ). Задания ориентированы на постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объемов работы, интеграцию. Учащиеся определяют уровень своих знаний и выбирают задания соответствующего уровня сложности, выполняют их, затем оценивают результат своей деятельности. При оценке они учитывает свою работу как сумму баллов за различные задания, выбранные самостоятельно, далее баллы переводят в оценку. Причем самооценка ученика предшествует учительской: он знает, сколько баллов набрал, что не выполнил, с чем не справился. Таким образом, уровень достижений учащихся отражается дифференцировано. Если задания вызывают у учащихся затруднение, то им необходимо восполнить пробелы в знаниях по данной теме.
Эта форма работы дает возможность за короткий срок отследить уровень знаний учащихся, определить проблемы при изучении определенных тем и наметить перспективы работы каждого ученика, реализуя индивидуализацию образовательного процесса. Такой путь в обучении позволит реализовать учителю деятельностный подход на уроке.
В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности.
Необходимо оценивать не только знания, но и способность применять эти знания и умения для решения практических и ценностно-ориентированных задач. Поэтому важно введение дополнительно к традиционным оценкам новых видов оценивания, повышающих мотивацию, учитывающих индивидуальные способности учащихся.
В настоящее время в качестве альтернативного способа оценивания учебных достижений можно предложить ученический портфолио.
В России разработка индивидуального портфеля учебных достижений (портфолио) была предусмотрена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783).
Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания. Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.
Ведение учащимися индивидуальных портфолио позволит отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или предметов; проследить индивидуальный прогресс ученика; глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам. Портфолио поможет молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, осуществляя интеграцию количественной и качественной оценок, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку.
Перспективность использования портфолио обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые цели образования, понимание сути учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.
Таким образом, важность изменения форм оценивания учебных достижений в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения. Абсолютно очевидно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Значит, изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — В кн.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, IV. — Л., 1935.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2000.
3. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М., 2000.
5. www.openclass.ru/node/55070