Личностное общение педагога
Автор: Жагорина Анна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 27.01.2015
Статья просмотрена: 503 раза
Библиографическое описание:
Жагорина, А. С. Личностное общение педагога / А. С. Жагорина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7213/ (дата обращения: 19.12.2024).
Слово «общение» понятно всем, но может быть именно поэтому, когда это слово употребляется применительно к организации учебного процесса, то подчас возникает недоумение: общение преподавателя с учениками, а тем более общение учеников между собой очень похвально, но на уроке мало времени, это слишком большая роскошь. Да и вообще, какое отношение имеет общение к обучению?
В своей профессиональной деятельности я очень часто задаю себе вопрос, как мне нужно общаться с детьми, коллегами, родителями в школе? Проанализировав свой опыт, я пришла к выводу, что мое личностное общение можно свести к двум видам:
1. Общение, организуемое для необходимости скоординировать все усилия для решения тех или иных общих задач. Такое общение я бы назвала деловым.
2. Собственно личностное общение, где меня волнуют не только знания и умения детей, а какие-то нравственные качества (ответственность, эгоизм, сострадание, сочувствие, неприязнь и др.).
Деловое общение — это установление психологического контакта учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Одной из главных целей на таком уроке можно назвать обеспечение на уроке благоприятный, психологический и комфортный климат для успешного решения педагогических задач, которые направлены на развитие личности и профессиональные способности ученика.
В своей практике я выделяю стиль личностного общения, который (как мне кажется) наиболее ярко рисует мое общение на уроке и во внеурочной деятельности: демократический. Если я должна оказать какое-то влияние на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то в его управление я должна руководствоваться действиями ученика. Я учитываю индивидуальные особенности учеников, отличаю одного ученика от другого, стремлюсь включить ученика в выбор и достижение конечной цели работы. Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный участник совместной деятельности. При этом я стараюсь позитивно относиться и к личности, и к способностям ученика, вижу в нем значительные неиспользованные возможности, уважаю его, проявляю тактичность.
Например, в 5 классе на уроке литературы при изучении темы «Басни И. А. Крылова» я должна научить детей выразительно читать наизусть басни, я для этого нам нужно правильно проинтонировать произведение, выделить главное и второстепенное, найти мораль в басне и прочитать ее правильно. В зависимости от способностей учеников я буду по-разному руководить их действиями, слабым ученикам задания я буду детализировать, чаще контролировать, а более сильным ученикам нужно давать больше самостоятельности, осуществлять контроль реже.
Если вернуться к уроку литературы при изучении басен И. А. Крылова, то, для того чтобы научить выразительно читать стихотворение, я с учениками должна совместно выработать план подготовки к выразительному чтению ученика, совместно выбрать выразительные средства и приемы. В результате, меняется отношение ученика к учебе.
Многие думают, что общение на уроке и во внеурочной деятельности строиться без какой-либо подготовки. Но это не так. Прежде чем прийти на урок, я продумываю предстоящее общение с учеником, планирую разные варианты вступления в контакт с учеником, разные направления развития контакта и разных способов выхода из него. Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе изучении басен (когда на прошлом уроке было задано выучить ее наизусть) я могу наметить, что и как скажу ученику в зависимости от степени выполнения задания (все или не все удалось выучить наизусть) и от качества его выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом я могу припомнить и учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выражении лица, движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).
Можно также продумать, как работать на уроке над басней в зависимости от степени ее выученности, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как завершить урок, чтобы домашние занятия были более эффективными.
После этапа планирования моего общения на уроке, для успеха урока чрезвычайно важно вступление в непосредственный разговорный контакт с учеником. Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач, мне необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно я смогу истолковывать проявления эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.
Организовывая начальный контакт с учеником, я быстро перехожу к деловому общению, подчеркиваю совместный характер работы на уроке, преодолеваю возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по прошлым занятиям, активно включаю в общение разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь взаимопонимания.
Определенных усилий требует от меня и дальнейшее развитие контакта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность к неослабному вниманию за действиями ученика и за его состоянием с тем, чтобы вовремя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность. Неправильные же действия учеников корректируются конструктивно, без яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку и в ошибках учеников сказывается и моя работа.
Важное значение имеет в общении на уроке и выход из контакта, завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во многом определяет впечатление ученика от результатов работы на уроке и, соответственно, его настрой на будущее, в частности на домашние занятия.
Подводя итог, можно сказать, что поурочное общение является циклическим процессом.
При общении на уроке я использую три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную. Эти функции в моей практике реализуются в единстве.
Рассмотрим подробнее. При изучении темы «Дуэль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс, литература), используя коммуникативную функцию, я должна привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации. С этой целью я использую занимательные факты из истории дуэли в России, проблемные ситуации «Была ли дуэль единственным выходом в борьбе за честь и достоинство дворянина?», аналитическую беседу, историческую справку о смерти А. С. Пушкина, предлагаю просмотреть фрагменты спектаклей. «Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А. Сухомлинский).
Кроме того, задав вопрос, я должна уметь выслушать своего ученика не только и не столько как «ученика», но и как собеседника, партнера. Это умение проявляется в реакции на содержание, смысл сказанного учеником.
В качестве примера можно привести фрагмент урока-дискуссии в 10 классе по теме «Драма А. Н. Островского «Гроза». «Луч света» или «Привлекательная иллюзия»? Трактовка образа Катерины в русской литературной критике.
Цель: Обучить некоторым приемам дискуссии на примере рассматриваемых статей.
Биография критиков…
— А теперь, ребята, давайте посмотрим, как эти два критика трактовали образ Катерины Кабановой, героини драмы Островского «Гроза». (Учащиеся I варианта зачитывают тезисы статьи Добролюбова; учащиеся II варианта — тезисы статьи Писарева. Учитель кратко записывает их в таблицу на доске. Такая работа позволит более наглядно представить разный подход критиков к образу Катерины).
Н. А. Добролюбов |
Д. И. Писарев |
1. Характер Катерины составляет шаг вперед во всей нашей литературе |
1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление |
2. Решительный, цельный русский характер |
2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве» |
3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный |
3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? |
4. У Катерины все делается по влечению натуры |
4. Добролюбов отыскал привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве |
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца |
5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума |
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. |
6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством — самоубийством. |
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины. |
7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением |
Вопрос классу: В чем, на ваш, взгляд, причина столь разной трактовки образа Катерины? Следует ли учитывать время написания статей?
Вопрос классу: Чья позиция вам ближе? Аргументируйте свою точку зрения.
Класс неоднозначно относится к трактовке образа Катерины двумя критиками.
Ребята соглашаются с Добролюбовым, увидевшим поэтичность образа Катерины, понимают позицию критика, стремившегося объяснить роковой шаг девушки страшными условиями ее жизни. Другие соглашаются с Писаревым, считающим самоубийство героини не самым лучшим выходом из сложившейся ситуации. Однако они не принимают резких суждений относительно ума Катерины…
Общеизвестно, что личность формируется и функционирует в постоянном взаимодействии с другими людьми в основных видах деятельности: игре, учебе, труде. Развитие личности учащегося протекает в двух взаимосвязанных деятельностях: учебной и общении. Известно также, что гармоничное развитие личности во многом обеспечивается единством этих видов деятельности. Тенденция к слиянию процессов обучения и общения характеризует современную педагогику и психологию обучения. Благоприятные условия для достижения эффективных результатов открываются тогда, когда требования учебной задачи представляются обучаемому привлекательными, удовлетворяющими его потребности.
Чтобы создать необходимые для этого условия, надо построить учебный процесс таким образом, чтобы отношение к изучаемому предмету формировалось через отношение к другому человеку (соученику, учителю), а оно, в свою очередь — через групповое взаимодействие, иными словами, необходимо обеспечить максимальное слияние общения и обучения.
Успешность в организации личностного общения на занятиях зависит от того, как отобран и организован учебный материал. Так, например, отбор учебного материала обязательно предусматривает наличие специальных языковых средств для вступления в контакт, для выхода из контакта и т. п., всего того, что позволяет обучаемому выражать себя как личность в организованном и управляемом общении. Организация учебного материала в жизненно значимых ситуациях служит моделью личностного общения, помогая обучаемому в дальнейшем находить речевые способы и средства решения многих других однотипных ситуаций, отталкиваясь от имеющегося образца.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что успешность в организации личностного общения на моих занятиях зависит от того, как отобран и организован учебный материал. Так, например, отбор учебного материала обязательно предусматривает наличие специальных языковых средств для вступления в контакт, для выхода из контакта и т. п. Организация учебного материала в жизненно значимых ситуациях служит моделью личностного общения, помогая обучаемому в дальнейшем находить речевые способы и средства решения многих других однотипных ситуаций, отталкиваясь от имеющегося образца.
Литература:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство «Питер».
2. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М.: Академия, 2007г.
3. Волкова С. П., Соловцова Е. Е., «Психология и культура делового общения. Программа тренинга», журнал «Школьные технологии», № 6, 2002г.
4. Гриценко Л. И. Педагогика и психология: Курс лекций. Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2009г.
5. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей» /под ред. Н. П. Майоровой. — СПб.: Издательство «Образование — Культура», 2002г.