Автор: Дмух Нина Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 27.01.2015

Статья просмотрена: 353 раза

Библиографическое описание:

Дмух Н. Н. Информационные технологии в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 213-216.

Данная статья посвящена особенностям использования современных информационных технологий в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин.

Ключевые слова:общие и профессиональные компетенции, компетентностный подход, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), практико-ориентированное обучение, электронное тестирование с использованием программного продукта MyTest, комплекты оценочных средств (КОС).

 

Одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса — это применение современных информационных технологий. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 15/02/08 Технология машиностроения определил область профессиональной деятельности выпускников: разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения.

Техник по технологии машиностроения должен обладать общими и профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В частности, для реализации профессионального модуля ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин в междисциплинарном курсе МДК.01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин, техник должен обладать компетенциями, способствующими освоить данный модуль.

Современная деятельность техника тесно связана с разработкой технологических процессов, их внедрением в производство и управлением.

Огромное значение в компетентностном подходе к обучению приобретают инновационные формы организации труда преподавателя. По сравнению с традиционными формами организации учебного процесса большая педагогическая и психологическая эффективность обучения достигается при следующих целесообразных приемах, методах и формах обучения:

-          применение различных форм и способов проблемного обучения для формирования у студентов творческого мышления;

-          комплексное применение технических средств обучения, информационных технологий, связанное с конкретными целями учебного занятия;

-          введение в различные формы учебных занятий системы взаимоконтроля и самоконтроля;

-          вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, путем применения полученных знаний на практике;

-          обеспечение сформированности соответствующих уровней общих и профессиональных компетенций, способствующих адаптации в современном обществе;

-          организация совместной работы в сотрудничестве при решении конкретных производственных задач, ситуаций;

-          формирование у обучаемого устойчивого познавательного интереса к специальности;

-          расширение диапазона возможностей обучаемого для восприятия, усвоения учебного материала за счет использования приобретенных знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам

В основе инновационной образовательной деятельности в компетентностном подходе лежат современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В качестве основных технологий, которые используются в образовательном процессе, можно выделить интернет-технологии, методические материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), которые дают наглядное представление о технологических процессах.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

-          развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

-          реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества.

Для изучения междисциплинарного курса «Технологические процессы изготовления деталей машин» разработан методический комплекс, объединяющий: рабочие программы; методические материалы для выполнения практических заданий, курсового проектирования, самостоятельной работы студентов; комплекты оценочных средств.

Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения обеспечит высокую результативность обучения. Чем качественнее сформировано УМО, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист. [1]

Целью комплексного обеспечения практико-ориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств техника, знаний, умений и практических навыков, а также целенаправленное развитие их в учебно-воспитательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В процессе творческой работы над практическими заданиями или курсовым проектом студенты используют методические рекомендации к курсовому проекту и практическим занятиям, образцы заводских технологических процессов, чертежи деталей, выполненных студентами в электронном виде, а также материалы видеосюжетов, каталоги современного оборудования.

Теоретическая часть междисциплинарном курса МДК.01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин разрабатывается в электронном виде. Лекционная форма занятий может сводиться к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов в виде схем, презентаций с использованием программы презентации Power Point, материалов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, позволяющими:

-                   представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности;

-                   повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, что способствует усилению эмоционального фона образования;

-                   расширить потенциал по индивидуализации образования;

-                   обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми;

-                   предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов.

Учебные видео-презентации позволяют представлять усваиваемый материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а так же совмещать указанное дробление со структурированием. Помимо этого электронные видео-презентации позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам — анимации отдельных элементов, использование видеосюжетов.

Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью электронного тестирования с использованием программного продукта My Test. Грамотно составленные тесты с использованием вопросов различных категорий (множественный выбор, короткий ответ, числовой, верно/неверно, на соответствие, вычисляемый, описание) позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.

Задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств (ФОС), под которыми понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). [3]

Следует остановиться на разработке комплектов оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

Для составления методических комплектов оценочных средств (КОС) сгруппированы профессиональные и общие компетенции, которые должны быть освоены в результате изучения МДК01.01. Разработаны показатели оценки результата и их критерии, а также, формы и методы контроля и оценки.

Следующим этапом разработки является проработка и группирование умений и знаний, необходимых для освоения соответствующих компетенций и составляются задания для экзаменов в соответствии с учебным планом по специальности.

На основании показателей оценки результата и их критериев разработаны контрольно-оценочные материалы по МДК01.01. Студенту требуется разработать операционный технологический процесс механической обработки детали на одну из операций в соответствии с заданным чертежом, выполненным в КОМПАС-ГРАФИК, и полученным заданием. Используя полученный чертеж, студент выполняет карту эскизов (КЭ) в электронном виде в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД, а затем составляет маршрут обработки детали и оформляет технологическую документацию.

Меняя приемы и методы ведения занятий можно сделать обучающегося активным участником учебного процесса. Совместная работа делает занятия интерактивными. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающегося не только с педагогом но и друг с другом, что обеспечивает повышение активности обучаемых в процессе усвоения предметного содержания.

Практическая направленность задания позволяет оценить освоение умений и усвоение знаний студента, способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих его конкурентоспособность на региональном рынке труда.

Контрольно-оценочные материалы для проведения экзамена (квалификационного) являются логическим продолжением освоенных двух междисциплинарных курсов: МДК 01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин и МДК 01. 02 Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении.

Критериями оценки являются:

-          сформированность усвоенных компетенций ПК1.1.- ПК1.5.;

-          готовность обучающегося к выполнению профессиональной деятельности по разработке технологических процессов.

Применение современных информационных технологий при изучении междисциплинарного курса позволяет:

-          рационально организовать познавательную и практическую деятельность студентов для овладения ими профессиональных и общих компетенций;

-          повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности и к самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач;

-          использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

-          переосмыслить место и роль преподавателя от роли транслятора знаний к роли тьютора;

-          упорядочить и систематизировать обучающие учебные материалы;

-          индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и предыдущего обучения;

-          оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.

Рассмотренная педагогическая технология позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов.

 

Литература:

 

1.         Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже. Молодой ученый. — 2014. — № 18. — с. 538–539

2.         Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — с. 34–42.

3.         Никулина Т. Л. Проблема мониторинга уровня сформированности общих компетенций у обучающихся. Молодой ученый. — 2014. –№ 18. – с. 538–539.

4.         Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Форма доступа: http://fcior.edu.ru/search.page.

5.         Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, ГОСТ Р 526567. Введ. 2008–07–01. М.:Стандартинформ, 2007. 21 с.

6.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения. № 582 от 12.11.2009.

Основные термины (генерируются автоматически): изготовления деталей машин, процессы изготовления деталей, Технологические процессы изготовления, оценочных средств, технологических процессов, учебного процесса, междисциплинарного курса, МДК01.01 Технологические процессы, процессов изготовления деталей, МДК.01.01 Технологические процессы, технологических процессов изготовления, преподавании междисциплинарного курса, курса МДК01.01 Технологические, комплекты оценочных средств, междисциплинарного курса МДК01.01, комплектов оценочных средств, Разработка технологических процессов, Информационные технологии, ПМ.01 Разработка технологических, преподавании предметов народной.

Ключевые слова

компетентностный подход, общие и профессиональные компетенции, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), практико-ориентированное обучение, электронное тестирование с использованием программного продукта My Test, комплекты оценочных средств (КОС).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос