Автор: Дмух Нина Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Дмух Н. Н. Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 114-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12207/ (дата обращения: 11.12.2017).



Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, мультимедийный учебник, логическая взаимосвязь, индивидуальные задания с учетом способностей обучающихся, исследовательская работа, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

Повышение экономической эффективности производства является одной из основных задач машиностроительных предприятий. Производственный процесс изготовления машин является системой связи свойств материалов, размерных, информационных, временных и экономических. Технология машиностроения исследует эти связи с целью решения задач обеспечения в процессе производства, требуемого качества машины, наименьшей себестоимости и повышения производительности труда.

Основной целью функционирования системы среднего специального и профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями и умениями необходимых работодателям. При этом качество образования выпускника должно соответствовать требованиям образовательного стандарта и отражать достигнутую в обучении степень мастерства владения профессиональной деятельностью.

Основным видом профессиональной деятельности по специальности 15.02.08. Технология машиностроения является: «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин», который способствует формированию профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК).

Выпускник колледжа должен: уметь использовать теоретические знания в профессиональной и социальной деятельности; владеть технологией составления маршрутов изготовления деталей и проектирования технологических операций; разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей; использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей; участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей; уметь организовать свой труд, приобретать новые знания, используя информационно-коммуникационные технологии (ИТК) для совершенствования профессиональной деятельности; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; быть психологически готовым к изменению частой смены технологий в профессиональной деятельности.

На основании этих требований, разработана рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Технология машиностроения; методики проведения различных занятий: презентации к изучаемым темам; комплект оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практических занятий; методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы обучающихся; видеосюжеты механической обработки типовых деталей.

Для объединения методических материалов в единый образовательный ресурс, а так же с целью расширения представления, развития и углубления имеющихся знаний, обеспечения доступа к дополнительной информации создан электронный мультимедийный учебник по дисциплине «Технология машиностроения».

Мультимедийный учебник — это учебник, при создании которого используется компьютерная технология МУЛЬТИМЕДИА, то есть технологии передачи текста, цвета, звука, графики, видео и т. д. в любой комбинации.

Электронный мультимедийный учебник дисциплины составлен в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой, обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при осуществлении интерактивной обратной связи.

Повышение эффективности профессиональных компетенций с помощью современных информационных технологий, а также формирование целостного представления о процессах и явлениях можно достичь, если использовать в обучении с помощью электронных учебников, компьютерную графику, материалы видеосюжетов.

Применение компьютерной технологии в учебном процессе позволяет увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить интенсивность ее понимания, способствует развитию личных качеств, таких как, интуиция, профессиональное чутье, образное и творческой мышление учащихся. [1]

Структура дисциплины содержит пять разделов, отраженных в тематическом плане рабочей программы дисциплины. Вид главной страницы учебника представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Вид главной страницы учебника

Для изучения тем дисциплины разработаны материалы в виде презентаций MS Power Point (рисунок 2). В презентациях дается теоретический материал в сжатой, доступной для понимания форме по каждой теме учебного материала. Каждый раздел содержит большой объем теоретических понятий, с высокой степенью их логической взаимосвязи, необходимые иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, примеры, которые помогут обучающимся освоить представленную информацию для дальнейшего применения на практике и при разработке курсового и дипломного проектов.

Рис. 2. Вид страницы презентаций разделов и тем дисциплины

Примеры презентаций для изучения темы 3.1. Технология изготовления ступенчатых валов изображены на рисунке 3.

Рис. 3. Примеры презентаций для изучения темы

К каждой теме разработаны методические рекомендации по планированию, организации и проведению индивидуальных заданий с учетом способностей обучающихся, в которых изложен алгоритм их выполнения, методика решения задач и оформлены в том виде, который студент может представить для отчета преподавателю. Вид страницы «Практические занятия» представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Вид страницы «Практические занятия»

Виды самостоятельной работы (рисунок 5) формируются для каждой темы курса и направлены на:

− работу с учебной, справочной и методической литературой;

− работа с материалами видеосюжетов по механической обработке деталей на современных обрабатывающих центрах с ЧПУ и др.

Рис. 5. Вид страницы «Самостоятельные работы»

Тестовые задания для контроля знаний по разделам и темам дисциплины «Технология машиностроения» разработанные с использованием системы программирования MyTestX. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. Вид страницы «Тесты» (рисунок 6).

Рис. 6. Вид страницы «Тесты»

К разделу 3 «Технологические процессы изготовления деталей машин» включены материалы видеосюжетов механической обработки деталей различных типов: вал, диск, втулка, корпус, рычаг и др., которые позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам. Студенты самостоятельно занимаются исследовательской работой — поиском информации, используя интернет — ресурсы. Вид страницы «Видео» (рисунок 7).

Рис. 7. Вид страницы «Видео»

Изучение механической обработки деталей с помощью видеосюжетов студенты выполняют в группе по два три человека, реализуя общие компетенции: по осуществлению поиска, анализа и оценке информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; по умению работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться.

Особенность мультимедийных учебников состоит в том, что по своей структуре они являются открытыми системами их можно дополнять, корректировать, модифицировать, включать дополнительные материалы видеосюжетов, использовать компьютерный ресурс для разработки технологических процессов в САПР –ТП, КОМПАС — ГРАФИК. [4]

При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. Студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемой дисциплины.

Разработка и практическое применение электронного учебника в системе среднего специального и профессионального образования способствует более глубокому соответствию уровня подготовленности обучаемых требованиям государственного стандарта. Учебное пособие и предложенный в нем алгоритм изложения и обучения может помочь педагогу раскрыть содержание учебной дисциплины на теоретическом и практическом уровнях, а также реализовать идеи активного, проблемного обучения.

Литература:

  1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 389–391.
  2. Берлёв С. В. Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин [Текст] / С. В. Берлёв // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 184–186.
  3. Колесников А. А. Сетевые информационные технологии в преподавании общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин технического профиля [Текст] / А. А. Колесников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 337–342.
  4. Хожиев А. Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 311–313.
  5. http://www.youtube.com/watch?v=A_qHR_H_2cg
Основные термины (генерируются автоматически): Вид страницы, «Технология машиностроения», обработки деталей, дисциплины «Технология машиностроения», Вид главной страницы, Вид страницы «Практические, изготовления деталей, изготовления деталей машин», образовательном процессе, дисциплине «Технология машиностроения», мультимедийный учебник, главной страницы учебника, механической обработки деталей, Молодой ученый, материалы видеосюжетов, электронных учебников, методические рекомендации, решения профессиональных задач, страницы «Практические занятия», Технология машиностроения.

Ключевые слова

исследовательская работа, общие и профессиональные компетенции, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийный учебник, логическая взаимосвязь, индивидуальные задания с учетом способностей обучающихся

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос