Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 13.01.2015

Статья просмотрена: 2052 раза

Библиографическое описание:

Карелина, Н. В. Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях / Н. В. Карелина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7058/ (дата обращения: 26.04.2024).

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению Константина Сергеевича Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

-       с художественным образованием и воспитанием детей;

-       формированием эстетического вкуса;

-       нравственным воспитанием;

-       развитием коммуникативных качеств личности;

-       воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

-       созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.

В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т. д. — всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности.

Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала.

Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников. А прежде всего, нужно классифицировать эти песни, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать в своей работе.

Классификация песен для инсценировки:

-       Фольклорные песни-хороводы;

-       Детская эстрадная песня;

-       Театрализованные игровые песни;

-       Песни — попевки;

-       Песенки — шумелки.

По количеству участников:

-       Общая — участниками являются все дети;

-       Индивидуальная — участвуют от 4–10 человек.

Детям нравится, когда с ними работают индивидуально. Они тогда лучше раскрываются, идёт творческое общение. Но основной акцент делается на программные хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей.

В данной деятельности применяется оборудование:

-        предметы (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки);

-        детские музыкальные инструменты;

-        костюмы или их элементы.

Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное. Например, в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках.

Формы реализации песен — инсценировок на музыкальных занятиях:

1.      Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности;

2.      В конце занятия включение музыкальной игры-драматизации;

3.      Как отдельное занятие.

На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата, можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен, или игр, в зависимости от вида занятия.

Этапы работы над песнями-инсценировками:

1.      Прослушивание;

2.      Беседа;

3.      Знакомство со словами;

4.      Разучивание текста;

5.      Соединение текста с мелодией;

6.      Закрепление выученного;

7.      Обыгрывание: выбор героя детьми, обговаривание характера героев;

8.      Исполнение.

Песенки-инсценировки, такие как «Два веселых гуся», «Маленький ежик-четверо ножек», «Мы делили апельсин», «Антошка», «Песенка Львенка и черепахи», «Урожайная», «Песенка про Лису и зайца» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, развивают коммуникативные качества, эмоции ребенка, чувства, движения выразительности. Развивают слуховые навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность. Помогают ребенку проявить себя; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Идеально подходят для использования на тематических праздниках.

Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий.

Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, игра, инсценирование песен, инсценировка.

Похожие статьи

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в

Музыкальные записи (звуки окружающего мира). Подготовка к игре. Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Дети средней группы стали более выразительными и при исполнении песен.

Инсценирование проводилось в виде мини— спектаклей (детям

Всем хотелось поучаствовать в инсценировке, что делало детей более активными и эмоциональными.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

...упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение — радость, грусть.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи...

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

В ходе дальнейшей деятельности были разучены музыкально-ритмические движения, вокальные упражнения, песни, касающиеся дальнейшего

Структура занятия: По требованию ФГОС: занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы.

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка

Игрыдраматизации с куклами вызывают у детей большой восторг.

Артюкова В. А. Песни на уроке немецкого языка в старших классах/Иностранные языки в школе. 1997, № 1. Борисова Р. Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка в V классе...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки.

Постепенно можно обучать детей и играм-драматизациям. Перед началом занятия выполняем артикуляционную гимнастику, где все движения организма и речевая моторика имеют единые...

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности...

Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Знакомить с колыбельными песнями нужно не только младших детей, но и детей старшего возраста. Дошкольники старшего возраста могут самостоятельно индивидуально исполнять колыбельные песни и инсценировать их как на занятиях музыкой...

Похожие статьи

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в

Музыкальные записи (звуки окружающего мира). Подготовка к игре. Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Дети средней группы стали более выразительными и при исполнении песен.

Инсценирование проводилось в виде мини— спектаклей (детям

Всем хотелось поучаствовать в инсценировке, что делало детей более активными и эмоциональными.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

...упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение — радость, грусть.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи...

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

В ходе дальнейшей деятельности были разучены музыкально-ритмические движения, вокальные упражнения, песни, касающиеся дальнейшего

Структура занятия: По требованию ФГОС: занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы.

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка

Игрыдраматизации с куклами вызывают у детей большой восторг.

Артюкова В. А. Песни на уроке немецкого языка в старших классах/Иностранные языки в школе. 1997, № 1. Борисова Р. Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка в V классе...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки.

Постепенно можно обучать детей и играм-драматизациям. Перед началом занятия выполняем артикуляционную гимнастику, где все движения организма и речевая моторика имеют единые...

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности...

Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Знакомить с колыбельными песнями нужно не только младших детей, но и детей старшего возраста. Дошкольники старшего возраста могут самостоятельно индивидуально исполнять колыбельные песни и инсценировать их как на занятиях музыкой...