Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы
Авторы: Кривомлина Ольга Владимировна, Царевская Екатерина Валерьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 24.12.2014
Статья просмотрена: 1291 раз
Библиографическое описание:
Кривомлина, О. В. Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы / О. В. Кривомлина, Е. В. Царевская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6979/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Работая в детском саду в группе компенсирующей направленности, перед нами становится очевидным ряд проблем при организации работы с детьми с ЗПР в условиях разновозрастной группы:
- проблема позднего выявления данной категории детей и тем самым несвоевременное оказание соответствующей помощи;
- проблема организации коррекционной работы с детьми разного возраста;
- проблема реализации комплексного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР.
- проблема интеграции детей с особенностями в развитии в группы нормально развивающихся сверстников;
- специфика логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы.
Проанализировав существующие подходы к диагностике и коррекции нарушенного развития, мы разработали систему организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в условиях разновозрастной группы.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
В связи с этим перед коллективом и мной встала необходимость организации работы по раннему выявлению и профилактике речевых и психологических нарушений у детей массовых групп. В нашем учреждении создан медико-педагогический консилиум, состоящий из специалистов разной направленности (учителя-логопеды, педагог-психолог, медицинские работники, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, методисты по коррекционно-образовательной работе). В работу консилиума входит выявление детей с проблемами в речевом и психическом развитии; совместное планирование коррекционно- воспитательной работы; проведение профилактических и коррекционных мероприятий. Ежегодно (в декабре, январе) проводится плановое обследование детей массовых групп, внеплановые обследования вновь поступивших детей, по просьбам родителей и рекомендациям педагогов могут проводиться в течение учебного года.
Организация коррекционно-воспитательной работы в разновозрастной группе.
Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся — организация коррекционной работы с детьми разного возраста. Так как, в нашу группу поступают дети от 3,5 до 6 лет, мы не можем не учитывать этот фактор при планировании коррекционно-образовательного процесса. Работа в группе cтроится с учётом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей. После проведения углубленной диагностики формируются подгруппы (по уровню актуального развития детей) с подвижным составом. Есть дети, которые выносятся на индивидуальную работу в силу особенностей их психофизиологического и речевого развития. Для них составляются индивидуальные планы сопровожден6ия, и постепенно ребёнок вовлекается в групповую деятельность (сначала, как зритель, далее, как активный участник).
Конечно, работа в разновозрастной группе требует от педагогов повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. Однако нельзя не отметить, что в такой ситуации есть и плюсы: возможность для ребёнка последовательно и гармонично переживать свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир; возможность меняться и примерять новые роли; преимущества развития игровой деятельности в разновозрастном коллективе.
При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. В нашем саду есть такая возможность и поэтому я использую это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речевого и психического развития детей.
Реализация комплексного подхода в нашем учреждении строится по следующим направлениям:
- Диагностика (совместное выявление детей с проблемами в речевом и психическом развитии);
- Разработка комплексного плана коррекционно-развивающей работы, направленной на всестороннее развитие детей, коррекцию недостатков развития, предупреждение возникновения вторичных нарушений;
- Коррекция нарушений в развитии детей;
- Предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательных программ;
- Работа с родителями (консультирование, совместные мероприятия, открытые занятия, семинары-практикумы, информационные газеты), педагогами (консультирование, проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий), специалистами (совместные мероприятия, ведение журналов взаимосвязи).
Работая в тесной взаимосвязи, мы добиваемся положительных результатов в обучении воспитании детей с ЗПР.
Интеграция детей с ЗПР на последнем году обучения и воспитания в массовые группы.
В нашем учреждении опробована и налажена система работы по интеграции дошкольников с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников на последнем году воспитания и обучения.
Поступая в группу компенсирующей направленности на 2 и 3 года, дети получают квалифицированную помощь команды специалистов, работающих над всестороннем развитием каждого ребёнка, не только исправляя имеющиеся недостатки в развитии, но и помогая раскрывать потенциал малышей.
Работая таким образом, мы получаем хорошие результаты. И перед нами становится вопрос о возможности интеграции детей в группы нормально развивающихся сверстников на последнем году воспитания и обучения в дошкольном учреждении.
Для успешной реализации процесса интеграции особенных детей в массовые группы, необходимо соблюдать следующие условия:
- Дифференциальная психодиагностика каждого ребенка (решение принимается совместно с психолого-медико-педагогической комиссией).
- Система сопровождения детей. Отправляя ребёнка в массовую группу, специалисты готовят рекомендации для воспитателей по проведению индивидуальной работы, по закреплению и развитию полученных умений и навыков. При необходимости продолжается логопедическое и психологическое сопровождение детей.
- Подготовка окружения к процессам интеграции и инклюзивного обучения детей с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов массовых и специальных (коррекционных) учреждений и программ повышения родительской компетентности.
- Поддержке педагогов, которые работают в группах инклюзивного обучения. Здесь психолог помогает преодолеть страх, тревожность, связанные с поиском правильных подходов во взаимодействии с учениками с особыми образовательными потребностями.
Преимущества инклюзивного образования: это — создание благоприятных условий для их успешной социализации и индивидуализации, где эти процессы понимаются в более широком смысле. Основой такой индивидуализации является возможность вести каждого конкретного ребенка в направлении образовательного стандарта своим путем, не снижая в целом уровня образования. Такой принцип изменяет не содержание, а методы и пути обучения.
Специфика работы логопеда с детьми ЗПР
Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Поэтому работа логопеда не может быть ограничена только развитием основных компонентов речевой системы. При разработке воспитательно-образовательного плана мы учитываем не только возрастные, но психофизиологические особенности наших детей.
Свою работу по преодолению системного недоразвития речи детей я строю по направлениям:
- коррекции звукопроизношения,
- развитие лексико-грамматического строя речи,
- развитие фонематических процессов,
- развитие связной речи
- развитие просодических компонентов речи.
Подгрупповые занятия организованы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи и по формированию фонематического восприятия и развитию речи. На индивидуальных занятиях проводится работа по коррекции недостатков произношения, по развитию мелкой моторики, речевого дыхания, устранению недостатков различных компонентов речевой системы (словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, связная речь, просодическая сторона речи и др.)
Нетрадиционные методы в работе с детьми с ЗПР
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Поэтому, на занятиях с детьми наряду с традиционными логопедическими играми и упражнениями, использую нетрадиционные формы и методы работы: арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, оригами, звукотерапия, цветотерапия, песочная терапия.