Изотерапия как фактор формирования личности дошкольника
Автор: Массанова Мария Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 28.12.2014
Статья просмотрена: 217 раз
Библиографическое описание:
Массанова, М. В. Изотерапия как фактор формирования личности дошкольника / М. В. Массанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6972/ (дата обращения: 16.11.2024).
Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств, художественного вкуса, творческих способностей. Все эти понятия взаимосвязаны и формируются на основе восприятия предметов и явлений окружающего мира. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. Поэтому изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.
В практической деятельности с дошкольниками используется педагогическая технология — Изотерапия. Основная идея изотерапии — повышение эмоционально-положительного фона, коррекция личностных качеств ребенка современным раскрытиям его потенциальных возможностей.
У детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР), как правило недостаточно развита мелкая моторика, уровень сенсорного развития, процессы мышления и речи, что в целом тормозит процесс творчества. Для решения этих проблем с детьми организуется работа по выполнению специальными упражнениями: «Рисуем пальчиками», «Рисование по точкам», «Дорисуй картинку», «Рисование линией», «Рисование пластилином», «Лепка из керамического теста», «Лоскутное панно».
По разным разделам Изотерапии нами подобраны игры и упражнения, которые направлены на развитие эмоциональной сферы, личностных и поведенческих качеств, на снятие агрессии, застенчивости, страхов на развитие адекватной самооценки.
Застенчивые дети — робкие, тихие, всегда замкнутые, неуверенные в себе, испытывающие чувство тревоги. Как часто рисунки таких детей поражают невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не умеют ими пользоваться, или не решаются это сделать. Необходимо помогать таким детям увидеть многоцветовую палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.
Как известно, цвет является одним из ярких определяющих признаков, предметов и явлений, а также, управляет эмоциональным состоянием. Хорошо развитое цветовое восприятие помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощущать душевный комфорт. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте научить детей выражать свои чувства, эмоции. Для того, чтобы дети, понимая значение цвета могли ориентироваться в цветовом богатстве и использовать его в своем изобразительном творчестве, необходимо обращать внимание на цвет предметов и явлений, формировать умение самостоятельно создавать нужные оттенки. Конечно, сформировать это чувство у детей в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы необходимо и можно.
Для решения этой задачи на занятиях детям предлагаются разные игры, упражнения и эксперименты с красками, в ходе которых, дети узнают холодные и теплые, грустные и радостные цвета и оттенки. Подбираются с детьми образные определения, эпитеты (нарядный, скучный, сочный, приглушенный, бледноватый); загадки — описания, поэтические произведения, наполненные сравнениями («Одуванчик молодой, был совсем как золотой…», «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…»). Подобные определения способствуют эмоционально — эстетическому восприятию окружающего, развитию образных представлений, воображения. В процессе рассматривания репродукций известных живописцев, картин местных художников, дети развивают наблюдательность, умение видеть многообразие оттенков, используемых художником, придумывать названия оттенкам: горчичный, лимонный, огуречный, банановый, васильковый. Дети замечают изменения окраски неба в разное время суток и в разную погоду. Полученные знания с успехом применяют в своей творческой деятельности.
Игры и упражнения подобранные в Изотерапии учат детей общаться, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать такими играми как: «Рукавички», «Рисуем всей семьей», «Коллективный рисунок», «Сочиним историю на листе бумаги», «Какого цвета радость?», «Портрет друга», «Чудище лесное», «Я-волшебник», «Холодный или теплый?»
Детский страх — это обычное явление для развития ребенка. При изображении эмоций, страха и гнева, не смотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда оставалось понимание что они переживают их понарошку. Этот нюанс используют для обесценивания некоторых страхов у детей через упражнения: «Черная сказка», «Нарисуй свой страх и победи его», «Битва», «Маски», «Когда я стану большим?». При выполнении этих упражнений у детей снимается эмоциональное напряжение, воспитывается уверенность в себе, а также создается положительное эмоциональное настроение и атмосфера безопасности.
Детская агрессивность — признак внутреннего неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать и др. Их поведение часто носит провокационный характер. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-либо желаемого, разница между желаемым, и возможным. Учитывая все это на занятии таким детям дают возможность выплеснуть свои негативные эмоции через рисунок, лепку. От этого ребенок становится доброжелательнее, приятен в общении, более раскрепощен. Коррекционные упражнения подобранные в изотерапии: «Кляксы», «Волшебный салют», «Сказочный остров», «Волшебная ниточка», «Черная сказка», «Нарисуй, о чем мечтаешь», «Чудесное превращение глины», «Рисование пластилином», «Рисование смешных картинок» — дают возможность развивать внимание ребенка (концентрация, переключаемость, распределение), тренировать психомоторные функции, снижать эмоциональное напряжение, тренировать в узнавании эмоций по внешним сигналам, воспитывать эстетический вкус.
Выполняя необычные упражнения и играя с детьми, мы помогаем не только преодолевать эмоциональные проблемы, развивать уверенность в себе, воображение, смекалку, но и даем возможность получить огромную радость от общения друг с другом, а также развить художественные способности, технические навыки.
Литература:
1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для педагогов. Москва. Мозаика — Синтез, 2005г
2. Хаикин Р. Б. Современная педагогическая технология как фактор эффективного формирования личности. Москва, 2008г