Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна
Авторы: Серова Ольга Васильевна, Затравкина Дарья
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.12.2014
Статья просмотрена: 1804 раза
Библиографическое описание:
Серова, О. В. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна / О. В. Серова, Дарья Затравкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6885/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность обучающихся, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению. В связи с этим особую актуальность и интерес представляет изучение возможности применения в учебном процессе именно интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров.
В современном учебном учреждении деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а так же формированию способностей к самостоятельному, творческому, профессиональному мышлению.
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки обучающихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Такой тип обучения способствует переосмыслению знаний как главного показателя образованности человека — они превращаются в средство развития личности студентов.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
При реализации интерактивных методов доминирует в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность преподавателя, а деятельность обучающегося. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы в познавательной деятельности. Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную познавательную деятельность обучающихся по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем.
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование профессиональных ситуаций, использование дидактических игр, создание проблемных конкретных ситуаций, решения дискуссионных вопросов, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и т. п.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Структурообразующим признаком интерактивных методов обучения является взаимодействие обучающегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесторонняя работа с этим опытом. Опыт обучающегося является в интерактивном обучении главным источником учебного познания.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимся, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Внедрение интерактивных методов дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, то есть сделать студента соавтором лекции, семинарского или практического занятия. В групповой работе возникает элемент соревнования и взаимодействия, ответственности.
При условии умелого внедрения интерактивные технологии обучения позволяют привлечь к работе всех студентов, способствуют выработке социально важных навыков работы в коллективе, умений и навыков культуры дискуссии, принятия совместных решений; улучшат умение общаться, презентовать результаты работы. Преимуществами интерактивных методов является то, что они позволяют: изучить проблему в условиях значительного сокращения времени; сформировать у студентов умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные профессиональные ситуации, развивать навыки работы групповым методом при подготовке и принятии решений, устанавливать взаимопонимание между собой.
Современные технические и интеллектуальные достижения, воплощенные в компьютерной технике и информационных технологиях оказывают значительное влияние на эффективность обучения студентов.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн предусматривает при подготовке бакалавра профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Причем удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. [4]
На сегодняшний день существует большое количество информационно-интерактивных ресурсов для дизайнеров, позволяющих общаться, вдохновляться и развиваться. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, это использование мультимедийной техники в процессе обучения. Оснащение кабинета данной техникой дает в руки преподвателя мощнейшие средства для эстетического воспитания и художественного образования студентов по направлению «Дизайн».
Суть использования мультимедийной техники в том, что лекционный материал подкрепляется визуальным рядом из изображений, видеороликов.
Мультимедийная сфера в системе интерактивных методов обучения дизайну должна быть насыщена как внушительным числом инструментария (программами для создания образов), так и программ, позволяющих проследить аналогии и тенденции уже существующих дизайн-разработок, позволяющих обучаемому начинать свои творческие поиски.
Важным аспектом использования компьютерных технологий является формирование на занятиях знаний художественной стилистики, пластики и фактуры изображения в экранных искусствах, а также роль и место, стилистические особенности дизайна. Интерактивные технологии представляют работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения студентов и способствуют усвоению учебного материала, повышают производительность труда.
Использование визуальных средств для воспитания интуитивного подхода к созданию художественных образов в рамках проектной деятельности у обучаемых, помогло бы:
- увеличить вероятность выполнения поставленных задач более эффективно;
- научить поиску вдохновения и сподвигнуть к визуализации собственных, индивидуальных вариантов идей.
Во-вторых, это использование интерактивного диалога, например на уроках 3D моделирования, которыйпредставляет собой взаимодействие пользователя с программной системой. Особенности этого взаимодействия состоят в совместном погружении в проблемное 3D поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое виртуальное пространство. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности.
Суть использования интерактивного обучения на дисциплине по 3D-проектированию заключается в следующем: преподаватель на экране создает наглядный образ изучаемого предмета, методично демонстрирует пошаговое построение 3D модели в режиме онлайн на интерактивной доске, с комментариями и пояснениями.
Данный метод является продуктивным и позволяет достичь студентам высоких результатов, за короткий отрезок времени. Так же затраты времени на усвоение новых понятий заметно сокращается. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда изучение нового понятия изначально проводилось посредством использования 3D-технологии. С психологической точки зрения такой материал способствует созданию комфортной обучающей среды и усваивается студентами эффективнее, нежели традиционная модель обучения, когда студентам предлагается по методическим указаниям выполнять практическое задание без мультимедийных средств.
Другой пример использования интерактивного обучения на 3D-проектировании предполагает групповое построение дизайн-объекта, когда построение модели разбивается на отдельные этапы, предоставляя каждому из участников процесса создать свой фрагмент построения. На примере построения объекта мебели, например, кресла, за каждым студентом закрепляется участок построения: боковина кресла, подлокотник, сиденье, спинка и т. д. (Таблица 1)
Таблица 1
Результат построения выводится на интерактивную доску, побуждая, тем самым студента к ответственному отношению и более качественному построению модели. В этом случае студент ориентируется на групповую работу, являясь частью общего процесса, формируя навыки работы в коллективе, что способствует в дальнейшем лучшей коммуникации и адаптации на производстве. Взаимодействие с другими участниками процесса, развивает умение обмениваться опытом и взаимодействовать в группе, учиться на ошибках друг друга, способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс, а также саморефлексии.
Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на 3D-проектировании, способствуют повышению мотивации к обучению, обеспечивающей самореализацию студентов в учебной деятельности; созданию ситуации успеха, удовлетворения результатом проектирования; ориентируют на групповую работу студентов; выполнение творческих совместных проектов; качественного построения; рефлексивное подведение итогов. Формируются не только профессионально важные умения и навыки построения 3D объектов, но и активизируется интеллектуальное, пространственное и творческое мышление, стремление к качественному и четкому выполнению поставленной задачи, воспитание индивидуальной культуры.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина широко применяются активные и интерактивные формы и методы обучения, которые играют большую роль в подготовке студентов в области дизайна: мастер-классы, встречи с приглашенными представителями российских и зарубежных дизайн-компаний, учеными и практиками, художниками, дизайнерами, архитекторами, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», кейс-метод, коллективное моделирование технологических и производственных процессов, дебаты, спор, полемика, прения, обмен мнениями и др.
Таким образом можно сделать вывод, что использование интерактивных методов обучения положительно влияет на эффективность обучения при подготовке будущих дизайнеров. А учитывая то, что образование человека, а именно дизайнера, как «законодателя» идей, призвано культивировать способность общества к развитию и процветанию, интерактивных методов в обучении является первоочередной задачей в разработке методик преподавания дизайну.
Литература:
1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения в педагогике / С. С. Кашлев — Минск: Выcшая школа. — 2004г.
2. Кожуховская, С. М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации / С. М. Кожуховская — М.: МГПУ, 2011г.
3. Суворова, Н. Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Н. Суворова — М.: Вербум, 2005г.
4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн (Квалификация (степень) Бакалавр): [Электронный ресурс] — Режим доступа к ст.: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/7/20111115133628.pdf
5. Черненко, О. Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы / О. Н. Черненко — Волгоград, 2007г.