Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой
Авторы: Бобудаева Светлана Ивановна, Доронькина Екатерина Степановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2014
Статья просмотрена: 3416 раз
Библиографическое описание:
Бобудаева, С. И. Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой / С. И. Бобудаева, Е. С. Доронькина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6824/ (дата обращения: 16.12.2024).
Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. [8]
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [2]
Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка. [1]
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач, педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. [4]
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «времен года».
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. [4]
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Первые восприятия остры и неожиданны для него. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире — зависит от взрослого. [7]
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель даст не только определенные знания, но и научит детей любить и беречь природу, родные места, свою родину. [8]
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами — воспитать любовь к родине, значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. [5]
Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить — ведите его в природу», — советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Восприятие природы помогает развить такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине, особое внимание уделяется в детском саду.
Основное средство познания природы — наблюдение. [5] Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. [4]
У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественной вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, место нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года); с водой — изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза, гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос); с растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) — частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими, распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов, место обитания, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана); с трудом по выращиванию растений и уходу за животными. Знакомят с растениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и т. д.), с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изучения явления природы.
Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменение растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными.
В «Программе воспитания в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь между программным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в быту. Так, например, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, во время игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в повседневной деятельности — в игре, труде, наблюдениях. [2]
Ознакомление с природой является частью единого педагогического процесса. Планирование этой работы предусматривает отбор конкретного содержания формируемых знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств.
Планирование природоведческой работы включает создание соответствующих материальных условий — уголка природы, цветника, огорода, обеспечение оборудование для труда и игр в природе, технических средств обучения и т. д.
В плане предусматривается разнообразие форм работы. Их необходимость определяется многообразием самих объектов и явлений природы. Планируются занятия, экскурсии, фронтальные наблюдения и труд, а так же индивидуальные наблюдения, трудовые поручения в уголке природы, в огороде, цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы в разнообразных формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачи воспитания детей. [4]
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т. д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. [1]
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания.
Экскурсия — значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт. Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. [3]
Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. [1]
Прогулки — здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.
Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, по выражению В. И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.
Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.
Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.
Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.
Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Например, четырех — пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т. е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные. [6]
Природа — источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.
Важнейшая задача — ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это — значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.
Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.
Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем [7].
Литература:
1. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» — М., 1973 г.
2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» — М., 1980 г.
3. Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» — М., 2000 г.
4. Каменева Л. А. «Как знакомить дошкольников с природой» / Под редакцией П. Г. Саморуковой — М., 1983 г.
5. Ковалев А. Г. «Воспитание чувств» — М., 1971 г.
6. Лучич М. В. «Детям о природе» — М., 1973 г.
7. Лучич М. В. «Прогулки с детьми в природу» — М., 1969 г.
8. «Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л. П. Песко — М., 1984 г.