Межпредметная интеграция как условие модернизации педагогического образования
Автор: Салманова Джамила Абдулкафаровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.12.2014
Статья просмотрена: 1192 раза
Библиографическое описание:
Салманова, Д. А. Межпредметная интеграция как условие модернизации педагогического образования / Д. А. Салманова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6597/ (дата обращения: 16.12.2024).
Отечественная система образования переживает сильные изменения в частности переход на многоуровневую подготовку и переориентацию профессиональной подготовки специалиста с позиции компетентностого похода. Современные исследования модернизации образования базируются на изучении общих тенденций развития образования в мире, которое выстраивается на новых методологических основаниях. Для современного этапа развития образования свойственно понимать интеграцию знаний и способов познавательной деятельности основополагающий принцип педагогике, согласно которому отражаются тенденции научного познания и происходят процессы преобразования в педагогической системе.
Развитие интеграционных процессов в педагогической системе происходит на всех уровнях образования. Кроме того в Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о необходимости «воспитания общей культуры личности» в процессе обучения, т. е. предлагается воспитание личности, обладающей целостным мировоззрением, причастной к истокам национальной и мировой культуры, умеющей самостоятельно осуществлять учебный и научный поиск [5].
Актуализация проблемы интеграции содержания образования обусловлена также и тем, что инновационные процессы, связанные со сменой парадигмы образования, переосмыслением его целей, не только обозначили продуктивные направления развития образования, но и привели в какой-то мере к разрозненности, несогласованности в содержании образования: с одной стороны, наличие множества вариантов интеграции, обоснованных теоретически и апробированных на практике (интегрированные занятия, модульное обучение, метод проектов и др.); с другой — излишнее увлечение отдельными способами интеграции, в частности интегрированными курсами и уроками.
Вопрос интеграции в педагогическом образовании многоаспектен и основывается на идеях личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Кулюткин, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.); концепции гуманистической направленности современного образования (А. Г. Асмолов, Н. В. Бордовская, Л. П. Буева, С. Г. Вершловский, В. В. Гузеев, В. П. Зинченко, Г. С. Сухобская, Ю. А. Шрейдер и др.); психологических и педагогических идеях современного человека (О. С. Анисимов, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Е. Радионов, В. И. Слободчиков, Т. В. Шадрина и др.) [2; 3; 4; 7].
Интересным для нашего исследования также являются труды И. Ю. Алексашиной, М. Н. Берулавы, З. И. Васильевой, А. Я. Данилюка, А и др., в которых интеграция рассматривается как объединение отдельных элементов и частей различных предметов и явлений в единое целое [1; 2].
Интеграция содержания образования выполняет следующие функции:
- организационная предполагающая согласованность форм обучения и педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса;
- образовательная характеризующаяся формированием системности знаний и умений ведущих общенаучных идей и понятий;
- развивающая способствующая развитию системного диалектического мышления личности;
- воспитывающая способствующая формированию качеств личности учащегося;
- культурологическая предполагающая формирование мировоззрения учащегося;
Для успешного развития интеграционных процессов в вузе необходима система педагогических условий, включающих в себя сотрудничество педагогов по выработке новых подходов к построению образовательного процесса, а также условия выявления их образовательных потребностей, планирования учебной деятельности.
Рассматривая в исторической ретроспективе интеграционные процессы в содержании образования, в качестве методологических основ исследования мы выделяем системный и интеграционный подходы, к исследованию отражающие совокупность методов и процессов интеграции различных подсистем на рынке образовательных услуг.
Современная проблематизация интеграции содержания образования порождает новые варианты ее реализации. Среди таких вариантов в вузовском образовании значимой становится интеграция по линии мировоззренческих проблем. Ведущими способами реализации данной линии интеграции содержания образования выступают интегрированные досуговые занятия, связанные идеей мировоззренческого характера; интерпретация творчества и рассмотрение жизни «персоналий» в содержании разных учебных дисциплин в контексте философских и нравственных проблем изучаемого периода, в контексте развития культуры той или иной страны. Тем не менее, в современном образовании существует множество концепций внедрения таких курсов, накоплен как положительный, так и отрицательный опыт, требующий серьезного осмысления. «Интегративный курс — учебный курс, изучаемый для углубления и расширения межпредметных знаний и умений, построенные на основе различных типов, форм, способов, объектов меж научной интеграции».
В интеграционных процессах выделяют межпредметные связи содержания образования среди них выделяют: вертикальную интеграцию представляющая собой способ развертывания содержания во времени, где логические временные отношения совпадают; горизонтальную интеграцию, представляющую собой содержание, выводящее на один временной уровень элементарный, средний, глубокий, где элементарный уровень характеризуется фрагментарностью; средний уровень характеризуется значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания, не приводящего к трансформации больших массивов содержания в новое качественное состояние; глубокий уровень характеризуется новообразованием, полным взаимослиянием разнохарактерного содержания.
По мнению О. Н. Яворук интегративных курсы следует классифицировать на основе содержательного признака: полипредметные интегративные (комплексные) курсы — универсальные или обзорные, заменяющие ряд фундаментальных систематических курсов (естествознание); созданные на основе пограничных наук; стержневых наук, т. е. наук, пронизывающих все отрасли современного знания (информатика, кибернетика и др.); общенаучных понятий, законов и теорий; на основе изучения вопросов эволюции науки, методов научного познания природы (Земля, биосфера, человек и среда его обитания), концепции глобального образования (курсы экологического характера); на деятельной основе [6].
Предлагаемая классификация может послужить основой для упорядочения процесса конструирования данных курсов и подведения под него научной основы; интегративные курсы не могут являться альтернативой системе межпредметных связей. В данном случае они являются лишь ее компонентом. Добавим, что значимой является и проблема «готовности» учащихся к восприятию таких курсов. Особую значимость приобретают поиски способов системной (концептуальной) интеграции содержания; например, осмысливается с этих позиций культуротворческая школа. Интегрирующие факторы, под которыми понимается содержание, обладающее проникающей способностью, способностью быть включенным в «инородное» содержание, объединяться или сливаться с ним в системы более высокого порядка, делятся на две группы: общего плана и предметного плана. К интегрирующим факторам общего плана относятся: деятельностный, интеллектуальный, экологический, региональный компоненты содержания и др. К факторам предметного плана относится информатика как фактор, способствующий всеобщей информатизации содержания, представленного курсом информатики к другим учебным курсам
В качестве наиболее перспективной предлагается спиральная структура содержания образования, так как возникновение новых связей между понятиями в ходе интеграции и новых понятий как закрепления этих связей определяет более высокий уровень изучения. Результат интеграции обозначен как повышение уровня интеграции знаний учащихся (от фрагментарно — понятийного к модульному и системному), достигаемое формированием навыков структурирования знания в условиях неопределенности, вниманием к творческой деятельности учащихся, выполнением заданий, требующих привлечения сведений из различных областей.
Таким образом, современная педагогика рассматривает интеграцию в сфере содержания образования как один из путей модернизации вузовского образования будущего, как средство формирования мирового образовательного пространства. При этом выделяются основные тенденции развития интеграционных процессов в содержании образования: гуманизация содержания образования; демократизация образовательной среды в вузе; информатизация вуза.
Литература:
6. Яворук О. А. Теоретико-методические основы построения интегра-тивных курсов в школьном естественно-научном образовании: автореф.. д-ра пед. наук / О. А. Яворук. Челябинск, 2000. — 37 с.