Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»
Автор: Сологубова Анастасия Юрьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 04.11.2014
Статья просмотрена: 1224 раза
Библиографическое описание:
Сологубова, А. Ю. Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные» / А. Ю. Сологубова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6519/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.
Тема занятия: Относительные прилагательные
Программные задачи:
1. Учить детей образовывать относительные прилагательные по наглядной опоре и без нее;
2. Закрепить умение составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение; согласовывать прилагательные с существительными в роде;
3. Развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкции;
4. Активизировать словарный запас по теме: «Посуда. Продукты питания»;
Оборудование: сюжетная картинка кафе «Колокольчик», билеты в кафе, папка-меню в кафе, мяч, конверты с предметными картинками по теме: «Продукты питания»; карточки с заданиями — фанты;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
— Я приглашаю вас в лесное кафе «Колокольчик». Желающие посетить кафе должны приобрести билеты.
Задание:
— Назовите посуду, в которой хранится:
Сахар — … (сахарница), соль — …, масло — …, хлеб -…, перец — …, суп -…, селедка — …, конфеты — …, салат — …, чай — …, кофе — … и пр.
(За правильный ответ дети получают билеты и садятся на свои места)
2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
а) Сообщение темы занятия.
(выставляется сюжетная картинка кафе «Колокольчик»)
— Вот мы и в кафе. Посмотрите, здесь уже много посетителей. Назовите тех, кто пришёл сюда один…, вдвоём…., втроём.
(Ответы детей: Зайцы пришли в кафе вдвоём, медведь пришёл один, кошки пришли втроём и т. д.)
(Фрагмент сюжетной картины «Кафе «Колокольчик»)
— Теперь давайте ознакомимся с меню (дети пролистывают папки-меню)
— Что нам сегодня предлагают на обед? (кашу, салат, суп, сок, пирог)
— Сегодня на занятии речь пойдёт о том, какие бывают, соки, супы, каши и другие кушанья.
б) Работа с деформированной фразой.
— А вот и первый заказ от наших посетителей (чтение записки учителем-логопедом):
Принесите нам, пожалуйста, капуста салат и сок морковь.
— Как вы думаете, кто заказал нам эти блюда? (зайцы)
Следующий заказ: Принесите нам, пожалуйста, курица суп.
— А это кто сделал такой заказ? (лисы)
— Еще одна записка: Я бы очень хотел попробовать малина пирог и липа мёд.
— Я думаю, что вы легко смогли догадаться от кого этот заказ. (медведь)
в) Работа с индивидуальным материалом.
— Интересно, а что же заказали другие посетители?
— У вас на столе лежат конверты. Откройте их и составьте предложения по картинке, кто что заказал. (Дети составляют предложения с опорой на предметные картинки по теме «Продукты питания»)
г) Игра с мячом.
— А теперь, давайте заглянем на кухню и узнаем, что сейчас готовят повара.
Нужно всем сейчас нам встать
Будем в повара играть.
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты
Что сготовишь, назови.
Задание:
— Ты готовишь суп из свёклы. Значит он какой?
— Ты готовишь котлеты из курицы, значит они …
— Ты готовишь пюре из картофеля, …
— Ты готовишь суп из грибов, … и пр.
3. Физминутка.
Падал снег на порог
Кот слепил себе пирог
А пока лепил пёк
Ручейком пирог утёк.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки.
4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном
наглядном материале.
а) Игра «Фанты».
— В нашем кафе сегодня проходит розыгрыш фантов. Я предлагаю и вам принять участие.
(Разыгрываются фанты — карточки с заданиями. На карточках изображено мороженое с разными наполнителями: клубника, шоколад, ваниль, апельсин, абрикос, малина, фрукты, и пр.)
— Назовите, какое мороженое досталось каждому из вас.
(Ответы детей: Мне досталось клубничное мороженое и пр.)
б) Работа с индивидуальным наглядным материалом.
— Повара решили вас угостить чаем с вашим любимым вареньем.
Задание: Возьмите свои входные билеты. На обратной стороне у вас нарисована пустая банка. Вам нужно нарисовать ягоды и фрукты на банках, из которых сварено ваше любимое варенье. (заслушиваются ответы детей)
5. Итог занятия, оценка деятельности детей.
— Вот и пришло время возвращаться домой. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы
Литература:
1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Думай — говори.... Выпуск 4. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. М.: Просвещение, 1996.
2. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.