Разработка рабочей тетради по теме «Относительное прилагательное» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 06.04.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Жора, Нурсултан Нуржанулы. Разработка рабочей тетради по теме «Относительное прилагательное» / Нурсултан Нуржанулы Жора, Санжар Дауренулы Усен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 245-250. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112625/ (дата обращения: 17.12.2024).



Русский язык в школе является одним из основных предметов, так как он является средством общения, выражения мыслей и чувств, а также средством передачи информации. В связи с этим возникает необходимость изучения различных языковых явлений, важных для успешной коммуникации на русском языке. Для эффективного усвоения учебного материала современные педагоги стремятся целесообразно использовать разнообразные методы и приемы, включая рабочие тетради [1]. Ученые подчеркивают, что «в современных условиях совершенствования содержания обучения недостаточно делать ставку лишь на усвоение определённой суммы знаний, а важно, чтобы учащиеся научились добывать нужную информацию самостоятельно, проявляя творческое отношение к выполняемой работе» [4, с. 65].

Наше обращение к теме исследования объясняется тем, что мы — будущие учителя русского языка и литературы. Уже во время обучения вузе нам необходимо формировать не только специальные знания по учебным курсам, но и развивать свой профессиональный кругозор, собирать свою методическую «копилку». Изучение современных форм работы по своему будущему учебному предмету позволит нам успешно готовиться как к педагогической практике, так и к будущей профессиональной деятельности.

Педагогу необходимо тщательно подходить к отбору методов и средств обучения. При всем их многообразии особый интерес вызывает рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь — это дидактический материал, который представляет собой совокупность заданий и упражнений, направленных на закрепление и углубление знаний учащихся [3, с. 6].

Рабочие тетради могут быть использованы как дополнительный источник информации, так и для самостоятельной работы учащихся. В рамках изучения относительных прилагательных рабочие тетради позволяют учащимся лучше понять и усвоить особенности данной части речи и данного лексико-грамматического разряда прилагательных, научиться различать их от других и правильно употреблять их в повседневной речи [2]. Кроме того, они способствуют развитию навыков самоконтроля и самооценки учащихся, что особенно важно в условиях современного образовательного процесса.

Исходя из вышесказанного, мы решили изучитьтеоретические и практические вопросы разработки рабочей тетради по теме «Относительное прилагательное» для учащихся шестых классов общеобразовательных школ. Предмет нашего исследования составили методические особенности разработки рабочей тетради. Мы считаем, что процесс обучения по теме «Относительное прилагательное» будет иметь большую эффективность, если:

– знакомство с теоретическим материалом на уроках будет опираться на рабочую тетрадь, разработанную с учетом всех принципов и требований к учебному процессу;

– будут учтены методические особенности проведения урока с применением рабочей тетради.

– рабочая тетрадь будет составлена качественно и учитывает особенности восприятия информации учащимися.

Итак, сегодня рабочая тетрадь — это дидактический документ, который содержит задания, упражнения и другие материалы для самостоятельного изучения или закрепления знаний по определенной теме или предмету. Рабочие тетради обычно используются в учебном процессе, особенно в школах и вузах, и могут быть предназначены для разных уровней обучения — от начинающих до продвинутых.

Изучая историю появления этого вида учебного документа, мы узнали, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти XIX века в Австралии и использовались учителями в условиях малочисленности и рассеянности населения этой страны. В европейских странах первые рабочие тетради были впервые изданы в конце XIX века, а с 1920-х годов они получили широкое распространение во многих странах мира.

Рабочие тетради прошли большой путь развития: от простых комплектов контурных карт и наборов с упражнениями по образцу до сложных современных дидактических пособий, которые обеспечивают проведение широкого спектра форм и видов работы учащихся на основе последних достижений современной дидактики и психологии.

Использование рабочих тетрадей помогает учителю решать ряд важных образовательных задач:

– более прочное усвоение теоретических знаний;

– приобретение практических умений и навыков решения как типовых, так и творческих заданий;

– контроль за ходом обучения учащихся по какой-либо учебной дисциплине;

– развитие мышления у школьников;

– формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля.

Рабочие тетради имеют свою классификацию по типам.

  1. Тетради, которые разработаны специально для самостоятельной работы учащихся. Это тетради для упражнений, или тренинговые тетради.
  2. Тетради, которые основаны на принципах графического моделирования. В их основе лежат рисуночно-знаковые задания. Познавательными заданиями называются те задания, которые требуют от учащегося активной работы всех составляющих познавательных процессов мышления, внимания, речи, воображения и памяти.

В рабочих тетрадях построение заданий происходит по принципу использования рисунков, макетов и натуры в процессе графического моделирования. Такие задания выполняют множество функций, они интересны для учащихся, а также ориентированы, в основном, на непроизвольное внимание и невербальное мышление. Эти задания позволяют получить быстрые и наглядные результаты, тренировать память школьников и развивать мышление.

При разработке заданий для рабочей тетради по теме «Относительные прилагательные» мы придерживались определенных правил, которые были сформулированы участниками нашего студенческого научного кружка под руководством д. ф. н. профессора Суюновой Г. С. Они выглядят следующим образом:

  1. «Тема рабочей тетради должна изучаться в школе во время производственной практики. При этом для одной рабочей тетради выбирается одна тема, например, «Имя прилагательное».
  2. В разработке рабочих тетрадей будут использоваться персонажи популярных у школьников мультфильмов.
  3. В рабочей тетради должен быть определенный сюжет, в котором будут участвовать герои мультфильма. Развитие сюжета должно соотноситься с изучением той или иной грамматической темы
  4. Задания по языковой теме должны органично включаться в сюжет.
  5. В содержании рабочей тетради должен быть этнокультурный материал.
  6. Тетрадь должна иметь учебный, познавательный и воспитательный характер» [5, 103].

Мы также согласны с мнением ученого о том, что «в любой рабочей тетради важнейшим, на наш взгляд, является содержательно-деятельностный блок, в котором мы видим упражнения и вопросы по теме. В этом блоке важно и соответствующее графическое исполнение упражнений: шрифт, толщина линий, графические элементы, цвет и фон и т. п. Рефлексивно-оценочный блок в рабочей тетради аналогичен такому же этапу урока, когда ученик анализирует свою работу по теме» [5, 103].

С учетом всего вышесказанного мы предприняли попытку разработать несколько зданий по теме «Относительное прилагательное», используя персонажи популярных у школьников японских мультфильмов, учителя-наставника и его ученика. Вместе с соответствующей графикой мы разместили на тексте сами учебные задания по теме «Относительное прилагательное».

Рис. 1

На рисунке 2 мы представили два задания на определение разрядов прилагательных, в частности, выделение относительных прилагательных (задание 1). Достаточно интересным является Задание 2 в котором ученики должны преобразовать предложение, используя при этом относительные прилагательные. При этом форма диалога «учитель — ученик» сохраняется, и каждое последующее задание представляет собой ответ учителя на вопрос ученика о том или ином языковом явлении.

Рис. 2

На рис. 3 мы представили разработанные нами три задания, имеющие творческий характер. В первом задании ученики должны развивать свою письменную речь, составляя предложения с относительными прилагательными. Отметим, что здесь отчасти реализуется и воспитательный подход, так как тема текста «Семья». Второе задание имеет игровой характер, что всегда хорошо воспринимается учениками. Задание номер 3 направлено на развитие письменной связной речи, при этом используется грамматический материал.

C:\Users\abror\AppData\Local\Temp\Tempfe60a0b0-b564-4789-8887-b8c300571be4_Чтобы тебя взяли в ученики ты сначало должен отвечат на вопро (1).zip\4.png

Рис. 3

Материал на рис. 4 имеет важное практическое значение для учеников, потому что помогает правильно определять лексико-грамматические разряды прилагательных. Учитель дает ученику алгоритм определения таких разрядов.

C:\Users\abror\AppData\Local\Temp\Temp0ed7369d-aa45-4478-9547-95e895bf696d_Чтобы тебя взяли в ученики ты сначало должен отвечат на вопро (1).zip\5.png

Рис. 4

Наш последний рисунок 5 содержит задание закрепляющего и обобщающего характера, на нем даются семантические при знаки всех трех лексико-грамматических разрядов прилагательных.

Рис. 5

Итак, в ходе исследования нами был рассмотрен вопрос о рабочей тетради как об одном из эффективных средств обучения школьников, была дана краткая историческая справка, а также изучена информация об основных типах и видах рабочих тетрадей. Исходя из полученной теоретической информации, можно сделать вывод, что рабочая тетрадь является эффективным средством обучения и организации самостоятельной работы школьников. Мы изучили функции и структуру рабочей тетради. Результатом нашей работы является рабочая тетрадь по теме «Относительное прилагательное» для учащихся 6 классов общеобразовательной школы. При проектировании мы учитывали возраст школьников, для которых предназначено это методическое пособие. Также при составлении заданий по темам мы учитывали необходимость включения заданий различного типа и содержания.

Литература:

  1. Волгина Н. А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы / Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. — М.: Рос. экон. акад., 2004. — 88 с.
  2. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/kachestvennye-otnositelnye-i-prityazhatelnye-prilagatelnye — Дата обращения 04.02.2024 г.).
  3. Квитко Е. А. Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине (профессиональному модулю): методические рекомендации для преподавателей/ Е. А. Квитко. –Коркино.: ГБПОУ «КГСТ», 2018.– 22 с.
  4. Сафаралиев Б. С., Кольева Н. С., Панова М. В. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 64–70. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_64
  5. Суюнова Г. С. Практикоориентированность как основной принцип педагогического инжиниринга (на примере разработки рабочих тетрадей для уроков русского языка) // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия филологическая. 2023 г. Том. 85 (№ 3). С. 96–111.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, задание, прилагательное, тетрадь, лексико-грамматический разряд прилагательных, ученик, графическое моделирование, рабочая тетрадь были, русский язык, учебный процесс.


Похожие статьи

Разработка урока по теме «Циклоалканы»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Моя специальность»

Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Спортивный характер»

Методический материал к уроку-дискуссии «Мораль»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Дикие животные»

Методическая разработка «Интегрированный урок как современная образовательная технология»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Задачи народного образования в Узбекистане»

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Похожие статьи

Разработка урока по теме «Циклоалканы»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Моя специальность»

Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Спортивный характер»

Методический материал к уроку-дискуссии «Мораль»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Дикие животные»

Методическая разработка «Интегрированный урок как современная образовательная технология»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Задачи народного образования в Узбекистане»

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Задать вопрос