Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»
Автор: Богатырева Алла Вячеславовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 13.03.2017
Статья просмотрена: 1989 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч» / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12065/ (дата обращения: 21.11.2024).
Цель:
- Продолжить знакомить детей с буквой «Ч»
- Упражнять в чтении слогов, слов, предложений
- Закреплять правописание слов со слогами ЧА, ЧУ
- Развивать фонематический слух
- Формировать сложные формы звукового анализа и синтеза слов
- Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов
- Формировать навык анализа структуры предложения
- Закреплять умение подбирать родственные слова
- Развивать память, внимание, логическое мышление
- Закреплять новые словообразования
Материал кзанятию:
Таблицы для чтения, буквы магнитной азбуки, схемы для моделирования слов, индивидуальные схемы для моделирования предложений, предметные картинки, иллюстрации к игре. «Грузовики», «Кормушки для птиц», игра «Лесенка».
Ход занятия
- Организационный момент
Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки об учебе
— Учить — ум точить
— Ученье — свет, а не ученье — тьма
— Чтение — вот лучшее учение
— Почитай учителя как родителя
— Хочешь есть калачи, не сиди на печи
Какой звук чаще других повторяется в словах пословиц (звук «Ч»)
На прошлых занятиях мы познакомились со звуком «Ч»
- Характеристика звука «Ч» по артикуляционным и акустическим признакам
— какой это звук? (согласный, глухой, мягкий звук)
— Какого цвета кружочком или квадратиком мы обозначаем звук «Ч» (кружочком зеленого цвета)
На доску вывешивается картинка — символ мягкого согласного звука.
— Мы знаем, что звук «Ч» всегда мягкий, у него нет братца — твердого звука
- Сообщение темы занятия
Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с буквой «Ч».
На что похожа буква «Ч»
«Ч» — вы правильно решили –
Пишут также, как «4»,
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
- Чтение слогов
Буква «Ч» непростая, она с характером.
Давайте вспомним, с какими гласными буквами она дружит, а с какими нет
(На доске выстраиваются буквы А, Я, О, У, Ю, И, Ы, Е)
(Дети подходят к доске, выбирают буквы и читают слоги).
— Запомните: ЧА — пиши с буквой А
ЧУ — пиши с буквой У
- Чтение слов
Звуко-слоговой анализ и синтез слов
1) Игра «Буква потерялась»
(На плакате напечатаны слова, в которых пропущена одна буква (ч_й, дач_)
В этих словах одна буква потерялась. Догадайтесь, какая это буква и прочитайте получившееся слово.
2) Игра «Запоминайка»
Предложить детям прочитать слово и повторить его вместе с предыдущими по памяти (слово закрывается). Например: бочка, точка, кочка.
1 ребенок — бочка
2 ребенок — бочка, точка
3 ребенок — бочка, точка, кочка.
Когда все слова прочитаны и закрыты листом бумаги, логопед задает вопросы:
— вспомните, какое было первое слово, второе, последнее.
3) Игра «Подбеги к схеме слово»
На плакате изображены графические схемы слов.
Логопед просит детей подобрать к каждой из них соответствующие слова.
4) Игра «Кормушки для птиц»
На доску вывешиваются картинки с изображением кормушек и графической схемой под каждым рисунком, а также картинки с изображением птиц: грач, чайка, чижик, чайка.
Логопед просит детей помочь разобраться, из каких кормушек будут клевать зерна эти птички.
5) Игра «Назови ласково»
— Звук «Ч» — нежный
Захотелось ласковых нам слов...
Кто из звуков нам помочь готов?
«Ч» — он самый мягкий звук
Не откажемся мы от его услуг!
Зазвучали ласково словечки,
В них звук «Ч» нашел себе местечко.
Читаем на плакате: чулок — чулочек и т. д. (белка, ваза, цветок, стул, палец, жук, стакан, бык, чашка)
6) Игра «Слово рассыпалось» (слоговой синтез)
Слова рассыпались на части. И эти части называются... (слоги).
— Ребята, помогите собрать слова из слогов.
да-за-ча
та-ча-зай
чок-ба-ка
у-па-чок
са-чу-де
7) Игра «Наборщики»
Ребята, и со словами у нас иногда происходят чудеса. В одном слове могут «спрятаться» несколько других слов. Прочитайте это слово: ЧАСТУШКА
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наборщики». Вы пробуете из букв слова «ЧАСТУШКА» составить другие слова (час, скат, сук., туша, тушка, шут, утка, шутка, суша, чашка, ток, тук, стук, каша, Саша, сушка).
Можно провести игру в форме голосования — кто больше придумает слов (получит фишек) — тот победитель.
8) Игра «Волшебная цепочка» («Фокусник») (преобразование слов путем замены букв)
Ребята, помогите мне отгадать ребус.
Были «очки» — стали «дочки».
А теперь сами придумайте, как можно превратить одно слово в другое, заменив всего одну первую букву (звук). И тогда можно получить «Волшебную цепочку».
Дочки — бочки — почки — точки — кочки — ночки — мочки.
Работа на доске.
Отгадайте загадку.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать
Когда работу начинать.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас!
- Физминутка
«Часы»
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево — раз, направо — раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе.)
(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики)
Тик-так, тик-так.
- Закрепление умения подбирать родственные слова.
Игра «Лесенка»
Вы должны спускаться по лесенке, придумывая и записывая слова, которые начинаются с буквы «Ч».
С каждой ступенькой слово становится длиннее на одну букву. Все слова являются родственными.
ЧАС
ЧАСЫ
ЧАСОК
ЧАСИКИ
- Чтение рассказа. Вопросы по содержанию рассказа.
— Посчитайте сколько предложений в этом рассказе?
— Что помогло вам определить количество предложений? (точка в конце предложения)
— А когда мы читаем предложение, что помогает определить конец предложения,– остановка в конце предложения, понижение голоса.
Давайте вспомним правила написания предложения:
1) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
2) Между словами должно быть расстояние (интервал).
3) В конце предложения ставится точка.
— Найдите второе предложение
— Выложите схему предложения
— Что обозначает уголок — начало предложения, точка — конец предложения.
— Сколько слов в предложении?
— Назовите 1,2,3,4 слово
— Назовите «маленькое слово».
Чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти «маленькие» слова называются — предлоги.
Мы знаем правило: предлоги с другими словами пишутся раздельно.
— А какое еще предложение в рассказе соответствует этой схеме?
— Придумайте свое предложение по этой схеме?
— Измените предложение так, чтобы слов стало на одно больше.
- Итог.
Литература:
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Просвещение, 1985
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос,2003
- Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.:В. Секачев, 2007
- Кобзарева Л. Т. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Воронеж: Учитель,2001