Автор: Бабченко Ольга Ярославовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Бабченко О. Я. Управление человеческими ресурсами в сфере образования с учетом разнообразия коллектива [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 54-62.

Особенности развития многообразия в образовательном учреждении

Сутью разнообразия является наличие широкого спектра различий, имеющихся в обществе. В сфере образования под многообразием понимается комбинация многих национальных групп и обоих полов, оно также включает различные религии и культуры, разные уровни физических и умственных способностей, талантов, жизненных стилей, семейных норм, языков и т. д. Некоторые эти различия являются визуально видимыми (пол человека, цвет кожи и т. п.), иные не подлежат немедленному определению (напри-мер, принадлежность человека к определенной религии или происхождению). Применяя понятие «многообразие», различия не могут быть классифицированы на «хорошие» или «плохие». Необходимо просто понимать, что они существуют.

В данном случае сложно определить четкое определение понятию «многообразие», что обусловлено тем, что существует множество различных определений одного термина и неясно, когда, в какой ситуации, каким определением и как именно пользоваться. Дан-ная ситуация является весьма опасной. Более того, корректная интерпретация определе-ния возможна лишь в случае, когда известно, кто эту интерпретацию использует в своей деятельности. Учитывая сверхсложность проблемы, с которой имеет дело сфера образова-ния, трудно выделить универсальные определения, работающие в любых ситуациях.

Любое учебное заведение представляет собой многообразную организацию. Необ-ходимо отметить, что национальные, половые, языковые, физические или умственные различия являются определяющими возможности людей. Общество наконец-то начало реагировать на проблемы многообразия, которые необходимо контролировать из-за воз-можности конфликтных ситуаций.

Рассмотрим управление многообразием в сфере образования на примере школы. В качестве одного из подходов к пониманию многообразия в школе — это представление различных групп участников образовательного процесса школы [1]:

-    школьное управление;

-    преподаватели;

-    родители;

-    ученики;

-    обслуживающий персонал;

-    руководители, имеющие отношение к микроучастку;

-    члены местного сообщества.

Каждая из вышеуказанных групп играет свою роль в жизни школы, не менее ши-рок и спектр ожиданий от нее. Если добавить рассмотрение индивидуальных различий между людьми, то становится очевидным разнообразие школьного сообщества. Так, раз-личные индивидуальные факторы включают:

-    возраст;

-    пол;

-    религиозные убеждения;

-    культурные основы;

-    функцию и позицию в школе;

-    персональный опыт и способности;

-    природные навыки и способности;

-    образовательный уровень и квалификацию;

-    семейные основы;

-    моральные ценности;

-    социальные и коммуникативные навыки;

-    академические, физические и иные потенциальные грани личного развития;

-    умственные, физические, эмоциональные и духовные запросы и т. д.

Как ранее было отмечено, потенциал многообразия заключается в том, что каждая личность является уникальной, вследствие чего, может предложить что-то уникальное для школы. Наиболее важная задача школы в управлении многообразием заключается в создании условий, позволяющих каждому индивидуума внести свой уникальный вклад в школу и развиваться самому как личность.

Управление многообразием, то есть большим количеством способностей, взглядов, культур и т. д., которые существуют в каждой школе, требуют усилий, особенно от кол-лектива, осуществляющего политику школы. Однако результаты такой деятельности для школы и для каждого так велики, что имеется смысл, чтобы прилагать данные усилий. Школа, работающая с многообразием и признающая вклад всех людей (учеников, учите-лей, родителей) в него зачастую продуктивнее иных школ, которые этого не делают. По-нимание и признание многообразия позволяет школе применять различные вклады и взгляды, вносимые каждым участником образовательного процесса. При данном под-ходе школа может обеспечить лучшее обучение и хорошую рабочую обстановку. Данные действия также способствуют тому, что школьное управление, учителя, ученики и их ро-дители работаю теснее друг с другом по достижению целей, которых школа ставит перед собой. Школы, рассматривающие многообразие людей как силу, лучше адаптируются к переменам в обществе.

Однако, приходится отметить, что на сегодняшний день школа представляется в значительной степени закрытой для сообщества. Она ориентируется только на себя, пы-таясь понять и преобразовать себя изнутри, оставаясь в плену собственных устоявшихся представлений. Тип организованности профессионалов в сфере образования приобретает все более замкнутый характер. Ведущей рамой деятельности в развитии является рамка малой технологии как средства реализации базового процесса внутри школы. Ресурсы преобразования также ограничены рамками школы.

Вызовом времени являются способности применять многообразие для целей улуч-шения дел в каждом конкретном учебном заведении и тем самым в целом в сфере образо-вания. Важным на сегодняшний день представляется заострение внимания на управлении различиями и конструктивном разрешении конфликтов. Под управлением многообразием понимается не ликвидация различий, а использование их и создание на их базе богатого и полезного опыта школьной жизни. Школам необходимо описаться на многообразия для того, чтобы в полной мере использовать опыт и возможности каждого участника образо-вательного процесса. Является необходимым научиться ценить многообразие, а не боять-ся его.

Школьные менеджеры находятся в ключевой позиции при управлении многообра-зием. Как менеджер, он может убедить других участников образовательного процесса представить себя частью богатой семьи, где каждый вносит свою лепту и ценность. Руко-водство должно знать и осознавать политику и законы, которые обеспечивают многооб-разие в образовании (например, профильное обучение, альтернативные системы обучения и т. д.). В связи с чем, необходимо разрешать конфликты таким образом, чтобы многооб-разие стало частью решения, а не частью проблемы. Многообразием представляет собой важный ресурс лидерства в сфере образования, а не его проблема. Как показывает прак-тика, понимание и применение разнообразия позволяет найти решения большинству про-блем. Управление разнообразием, в свою очередь, имеет много общества с поддержкой культуры толерантности и уважения.

В этой связи, для того, чтобы оценивать степень проявления этой культуры в многообразии школы, необходимо ответить на ряд вопросов, а именно [2]:

-    Верят ли учителя школы в то, что девочки хотят заниматься математикой во внеурочное время так же, как мальчики?

-    Проводилась ли в школе «линейка» на нескольких языках?

-    Ведет ли школа открытый диалог по вопросам многообразия?

-    Чтобы вы включили в программу культурного фестиваля в школе?

-    Что делает школа для того, чтобы представители малых народов из числа учеников и учителей чувствовали себя радушно и принятыми?

-    Какой была бы реакция в школе, если бы ребенок в индивидуальной коляс-ке решил поступать в школу?

-    Имеют ли возможность ученики школы при поддержке учителей и ровесников продвигаться со своей собственной скоростью в области освоения основ наук?

Конечно же, многообразие имеет отношение к понятию «справедливость», которое связано с тем, что честно и правильно. «Справедливость» отличается от понятия «равен-ство», обозначающее одинаковое обращение с каждым. К примеру, стараясь создать усло-вия для детей-инвалидов по их участию в школьной жизни, школа демонстрирует спра-ведливость, а не равенство. Нельзя утверждать, что мальчики и девочки имею равную возможность для изучения физики. Возможно, необходимо поощрять девочек в изучении физики больше, чем мальчиков, с целью обеспечения справедливости.

Управление многообразием не сводится только к решению проблем, которые непосредственно связаны с предубеждением и дискриминацией. Хотя для того, чтобы управлять многообразием и обеспечить равенство, школе необходимо бороться с предубеждениями и дискриминацией. Предубеждение представляется необоснованной любовью или нелюбовью к кому-то или к чему-то. Оно основывается на негативном или позитивном чувстве к чему-то характерному, что отличает или роднит одного человека с другим. К примеру, носители одного диалекта имеют предубеждения против другого языка. Дискриминация представляет собой более сильный термин, так как в случае, когда люди дискриминируют друг друга, предубеждения переходят в действия.

Предубеждения и дискриминация оказывают значительное влияние на использо-вание потенциала многообразия. Так, в случае, если людям отказывают в их базовых че-ловеческих правах — таких, как право на достоинство, образование, уважение, трудо-устройство, то они не имеют возможности внести свой вклад в школьное дело. В случае дискриминации людей разрушает их уверенность и чувство самооценки, в связи с чем, они не заинтересованы помогать школе. Если руководство школы дискриминирует лю-дей и не показывает им своего уважения, то управленческая команда становится источ-ником напряжения, разногласий, враждебности, недоверия, что мешает в эффективном управлении школой. Если дискриминация осуществляется по национальному или поло-вому признаку, то тем самым создается пространство для тревоги и жестокости, угрожа-ющие безопасности каждого в школе. В данной ситуации люди не могут оценить много-образия. При дискриминации тех, кто одарен по-другому, школа лишается ценных чело-веческих ресурсов, которые могла бы работать на ее развитие.

Основными принципами использования потенциала многообразия являются сле-дующие убеждения:

-    люди больше похожи, чем различны;

-    различия проявляются в разное время и в разных ситуациях;

-    все различия признаются и уважаются, не отдавая предпочтения одним или другим;

-    потенциал многообразия — мозаика, которая учитывает и использует осо-бенности каждого;

-    личности делают уникальные вклады.

Управление многообразием в школьном контексте направлено на создание такой среды, в которой будет позволительно использовать всем людям своего потенциала в достижении образовательных целей. Управление многообразием предполагает обраще-ние к культуре школы. Оно также включает в себя критический пересмотр убеждений и предположений, часто нами изменяющиеся: образы, системы, ценности, ритуалы, тра-диции. Управление многообразием взаимосвязано с личной ответственностью, с пересмотром личных предупреждений, с проявлением заинтересованности в окружающих людях.

С целью управления многообразием в школе, необходимо, в первую очередь, убе-диться в том, что школьная политика является соответствующей федеральным и местным законам и что данные законы признают и уважают многообразием. Целью критического анализа школьной стратегии развития является в убеждении в том, что ничто не противо-речит усилиям школы по поддержке многообразия. Необходимо также осуществить про-верку того, насколько конструктивно управление многообразием в школе.

Определим аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание.

1.                  Правила поведения.

Любые правила поведения основываются на определенных моральных принципах, с которыми многие люди в школьном сообществе могут соглашаться или не соглашаться. Идеальным является положение, когда все участники образовательного процесса участ-вуют в обсуждении правил поведения. С одной стороны, правила поведения должны ос-новываться на миссии школы и ее потребностях. С другой, следует предусматривать пра-во каждого индивидуума на уважение. Зачастую школы уделяют внимание не таким важ-ным вещам. Школам следует понимать о том, что их политика должна быть гибкой. Учи-телям необходимо научиться чувствовать характер политики школы.

2.                  Учебный план и выбор предметов.

Решение в отношении того, как и чему учить имеет далеко идущие последствия для большинства участников образовательного процесса. Как правило, именно наличие учителей и ресурсов обуславливают предметы, предлагаемые школьникам. По возможно-сти школьный план необходимо формировать таким образом, чтобы он отвечал широкому спектру талантов и интересов учащихся. Он не должен быть сориентирован на диффе-ренцированные группы со схожими свойствами. Важное значение данное положение по-лучает в связи с переходом старшей школы на профильное обучение, представляемое ученику и его родителям право в 10-м классе самостоятельно выбрать круг предметов, учитывающих интересы ребенка. Хотя, стоит заметить, школы не достаточно готовы к такому разнообразию запросов своих учеников. В результате чего могут приниматься решения, основанные на возможностях кадрового потенциала школы. Решения, подобные этому, ограничивают возможности детей, школе, в свою очередь, становится трудно учи-тывать все разновидности талантов ее учеников.

3.                  Спорт и культурная деятельность.

Школе необходимо избегать стереотипов в данной области. Девочки все больше занимаются спортом и принимают участие в делах, которые традиционно представляются мальчиками. В связи с тем, что мы живем в разнообразном обществе, различные люди имеют возможность принимать участие в спорте и культурных мероприятиях бок о бок. Так как школьное сообщество достаточно быстро становится многообразным, является необходимым понимать, что деятельность в доминирующей культуре не представляется единственно возможной.

4.                  Развитие человеческих ресурсов.

Главной ценностью школы являются люди, составляющие школьное сообщества. Оно включает в себя штатных работников, родителей, учеников и попечителей. Из-за по-литики, которая господствовала в нашей стране в период с 1917 по 1991 гг., дети и учителя чувствовали себя в школа скорее одинаковыми, чем разными. На сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Если школой необходимо управлять эффективно, то ее структура должна отражать это многообразие. Если состав школьников многообразен, то многообразным должен быть и педагогический коллектив.

Так, рекомендуется выделить три приоритетных области поддержки многообразия, в которых конкретная школа должна изменить внутреннюю политику.

Развитие стратегии по поддержке и управлению многообразием

            В данном параграфе нами будут рассмотрены конкретные действия по развитию и внедрению стратегии управления многообразием.

Шаг 1. Проанализировать условия и нужды школы.

Первым делом, является необходимым проведение анализа ситуации в школе в плане многообразия. Необходимо ответить на ряд вопросов:

1.         Люди в школе:

1.1.      Отражает ли состав учителей и учащихся многообразие сообщества? Поду-майте о различиях в национальности, в религии и языке. Не забудьте рассмотреть факто-ры экономического положения, гендерного баланса, социальных интересов и состава се-мей.

1.2.      Есть ли особенная ситуация в школе? Например, в одной школе большин-ство учеников не являются жителями близлежащей территории. Что это значит для управления многообразием?

1.3.      Может ли школа разместить все потенциальное многообразие школьников, особенно детей-инвалидов, учеников с проблемами в обучении?

2.         Взаимоотношения:

2.1.      Взаимодействует ли персонал школы с людьми другой национальности, по-ла, языка и культуры?

2.2.      Существуют ли в коллективе открытые и уважительные взаимоотношения друг с другом, несмотря на то, что они являются членами одной или разных групп? Если возникают трения, то видят ли люди причины этого в половых, национальных или дру-гих различиях?

2.3.      Учатся ли и играют ли вместе школьники разных национальностей и культур? Кто обычно является зачинщиком, а кто становится мишенью издевок? Стано-вятся ли возраст, класс, способности, язык, национальность предметом конфликта? Что школа делает с этим?

2.4.      Имеют ли школьники проблемы из-за разницы в финансовом положении?

2.5.      Относятся ли ученики и учителя друг к другу взаимно уважительно, не об-ращая внимания на разное финансовое положение? Есть ли у определенной группы учи-телей проблемы с дисциплиной, связаны ли они с конкретной группой учащихся?

3.         Качество учебы, обучения и управления:

3.1       Есть ли у вас ученики или группа учащихся, постоянно отстающие от своих сверстников? Если они есть, то какие предположения вы выдвигаете в связи с этими раз-личиями? Что вы делаете, чтобы устранить эти различия?

3.2       Если вы проанализируете процесс обучения, заметите ли вы особые успехи и прогресс у определенной группы учащихся? Чем обусловлен этот прогресс?

3.3       Высока ли у вас текучесть кадров? Если высока, понятны ли причины это-го? Связаны ли эти причины с дискриминацией?

4.         Участие родителей:

4.1.      Отражают ли родители, вовлеченные в школьную жизнь, все многообразие школьного сообщества? Если нет, то почему? Что мешает привлечь остальных родителей? Делаете ли вы что-нибудь для того, чтобы помочь родителям преодолеть трудности, кото-рые они могут испытывать?

5.         Дисциплина и безопасность:

5.1.      Если есть случаи плохой дисциплины, вы или коллектив обвиняете в этом какую-то группу учащихся или конкретно какого-то учителя? Насколько честно и объективно это суждение?

5.2.      Когда происходит конфликт, имеет ли он национальный, культурный или сексуальный оттенок?

5.3.      Насколько серьезно люди относятся к национальной или подростковой же-стокости, какие действия предпринимает школа в связи с этим?

5.4.      Поддерживает ли школа проблемных учащихся?

6.         Политика школы:

6.1.      Поддерживает ли многообразие школьная внутренняя политика?

6.2.      Существуют ли другие подходы, которых нет у вас, но которые нужны для управления многообразием?

Шаг 2. Убедить людей в том, что школе необходима стратегия многообразия.

Естественно, для внедрения процесса управления многообразием является недо-статочным решения директора школы. Руководству школы стоит встретиться со Школь-ным советом, добиться понимания проблем многообразия и обсудить то, что планируется сделать в данном направлении. Также необходимо обсудить проблемы многообразия с разными группами в школе, в том числе школьников, учителей, родителей. Школьной управленческой команде понадобиться проведение разъяснительной работы среди роди-телей с целью выяснения, насколько важна данная проблема для родителей, а также для того, чтобы убедить их в том, что многообразие представляется скорее силой школы, чем ее слабостью. Участники образовательного процесса могли бы принимать участие в работе различных групп по разработке стратегии многообразия в школе.

Шаг 3. Подбор рабочих групп для разработки стратегии.

В группе должны быть представители различных заинтересованных сторон, кото-рые представлены в школе. Будучи ответственным за продвижение стратегии, директору необходимо сформировать состав групп самостоятельно.

Шаг 4. Составление Свода законов о Правилах поведения в условиях многообра-зия.

Необходимо установить основные правила поведения для обеспечения уважитель-ного отношения к любого рода различий. Нужно обсудить возможные действия в случаях нарушения норм и правил поведения. К примеру, должны быть четко определены по-следствия неуважительного отношения к кому-либо. В идеале все правила поведения должны предусматривать учет и признание многообразия. Однако до тех пор, пока люди не приняли концепции многообразия, рекомендуется ввести отдельный раздел о принятии и уважении многообразия в правилах поведения.

Шаг 5. Установление целей перемен.

Целями развития многообразия должны быть те, которые направлены на улучше-ние практики в применении многообразия. Особенно важным является оговорка того, чем школа намерена достичь и к какому времени. Это значит, что должны быть преду-смотрены очевидные и измеримые результаты того, как школа управляет многообразием.

            Можно выделить примерные индикаторы хорошей практики [3]:

-    школа использует все языки, на которых говорят учащиеся дома;

-    все ученики имеют равный доступ к событиям школьной жизни. В классной комнате и во внеклассных занятиях с ними достойно обращаются, они получают честные и объективные советы. Все это должно быть нацелено на достижение справедливости;

-    родители выбирают язык, на котором они хотят общаться. Практика обуче-ния в классной комнате отражает уважение всех различий;

-    школьная политика направлена на поддержку многообразия;

-    в классной комнате возможно обсуждение и оспаривание традиционных стереотипов;

-    все управленческие структуры отражают многообразие школьного составе;

-    все школьные объявления пишутся на официально принятых языках;

-    школа не обращается с негативными посланиями к участникам образова-тельного процесса;

-    в школе действует политика незамедлительного удаления всех национали-стических, сексуальных и оскорбительных надписей, но она предполагает и защиту лю-дей, которые сделали их;

-    в школе есть стратегия многообразия, о которой все знают все. Предусмот-рены регулярные сообщения о том, как она внедряется;

-    школьные события отражают достижения и ценности многообразного школьного сообщества.

Необходимо также решить то, какие действия предпринять, базируясь на собствен-ных наблюдениях и на мнениях членов школьного сообщества. Некоторые школы могут иметь положения настолько сложные, что необходимо будет иметь дело с кризисной си-туацией. К примеру, если в школе наблюдаются случаи негативного отношения старше-классников к школьникам младшего возраста, а первой приоритетной задачей должно стать предотвращение дискриминации по возрасту.

Рекомендуется составить список из пяти основных задач и показателей в управлении многообразием.

Шаг 6. Составить план для достижения целей.

План, в свою очередь, должен быть логичным и реалистичным. Возможно, в него будут включены все — от изменений в управлении до изменений в содержании урока. Ключевыми параметрами плана являются [4]:

-    что должно быть сделано;

-    к какому сроку должно быть сделано;

-    кем должно быть сделано;

-    как можно проверить и оценить.

Шаг 7. Мониторинг прогресса.

Необходимо отслеживать прогресс через индикаторы достижения целей. К примеру, если индикатором хорошей практики в школе является участие родителей всех национальности в Школьном совете, то необходимо хотя бы раз в год проверять, имеет ли это место быть. Нельзя изменить все единовременно, в связи с чем, рекоменду-ется фиксировать итоговые достижения. К примеру, в школе могут часто возникать драки на национальной почве между учащимися, допустим, раз в неделю. Через год можно за-фиксировать изменения. Возможно, через полгода их количество уже подлежит сокраще-нию до одной в месяц, или в течение года они вовсе исчезнут. Рекомендуется вести запи-си с целью постоянного отслеживания прогресса. Если индикаторы и цели относятся к человеческим отношениям, чувствам и поведению, то следует в произвольной форме выбрать людей из разных групп в школе и провести опрос на эту тему с целью того, что-бы убедиться, что перемены есть.

Мониторинг такого типа достаточно облегчит подготовку отчета перед участни-ками образовательного процесса о ходе развития многообразия. Первоначально монито-ринг и подготовка отчетов могут быть поручены провести рабочей группой по управле-нию многообразием, однако через определенное время членам управленческой команды и Школьному совету необходимо нести за это ответственность.

Шаг 8. Решение проблем управления многообразием.

Нужно быть готовыми к тому, что люди будут задавать вопросы и оспаривать стратегию. Данное обстоятельство может являться возможностью продвижения идей о развитии многообразия. Препятствия, с которыми придется столкнуться во время внед-рения стратегии, будут зависеть от текущей ситуации в школе, от того, как поддержива-ются различные группы идеи, какие ресурсы имеются в наличии. В качестве общих пре-пятствий можно отметить следующие [4]:

-    сопротивление переменам — в случае, если люди привыкли делать что-либо определенным образом, извлекая при этом пользу, то, как правило, они верят, что это единственно верный путь;

-    плохое понимание причин перемен — бывают случаи, когда люди не видят нужды в переменах. Возможно, это связано с тем, что их все устраивает либо по причине того, что они не думают о том, какие положительные результаты могут принести переме-ны. Вероятно, они в действительности не воспринимают или их не волнует то, как теку-щие события влияют на людей;

-    живучесть предупреждений или стереотипов — изменение политики не тождественно изменению сознания. Людям необходимо поспособствовать пониманию того, что для блага всей школы предубеждения и дискриминация не будут допускаться;

-    профессиональная или личная неуверенность — в случаях, когда люди бо-ятся, что перемены могут угрожать их работе или статусу, они, как правило, сопротивля-ются изменениям. Если же они увидели пользу из неравенства в прошлом, они могут ис-пугаться того, что внедрение многообразия представляет собой форму обратно дискри-минации.

Не одна из стратегий многообразия не будет эффективной до тех пор, пока руко-водство школы не будет применять на практике следующие наиболее важные принципы:

-    подобрать и поддержать учителей и менеджеров, понимающие разнообра-зие;

-    создание обстановки в школе, где учителям и ученикам показываются пози-тивные примеры взаимодействия с разными людьми;

-    разработка и внедрение учебного плана, отражающего ценности и принципы многообразия.

2.3. Вовлечение участников образовательного процесса в управление многооб-разием

Для того чтобы многообразие явилось силой школы, состав партнеров по управле-нию многообразием должен состоять из широкого круга людей: учащихся школы, их ро-дителей, попечителей и т. д.

1.         Роль Попечительского совета и школьной управленческой команды в поддержке многообразия.

Данные структуры должны работать совместно по поддержанию и внедрению многообразия. Попечительский совет школы необходим для развития и продвижения по-литики соответствующей обстановки в школе с целью внедрения стратегии многообра-зия. В этом смысле стратегическое руководство школой возглавляется на Попечительский совет. Текущее руководство возглавляется на школьную управленческую команду, она должна определить нужды школы и внедрять политику в ежедневную работу. В случае, когда проблемы и планы не взаимосвязаны напрямую с управленческим процессом обу-чения, Попечительский совет может активно вовлекать в управление многообразием участников и сообщество образовательного процесса. Школьная управленческая команда должна играть доминирующую роль в учебном процессе, в выборе методов обучения, учебных материалов, в определении политики в классе и поведения на спортивных и игровых площадках.

В этой связи выделим перечень необходимых мероприятий по привлечению По-печительского совета и школьной управленческой команды в активные партнеры по реа-лизации школьной стратегии многообразия [5]:

-    начать обсуждения проблем и идей с Попечительским советом как можно раньше;

-    определить, что школьная управленческая команда будет делать по выявле-нию проблем многообразия и их устранению в школьной практике;

-    определить, что школьная управленческая команда должна сделать для по-нимания и признания всеми учителями школьного многообразия;

-    отслеживать процесс школы в плане многообразия;

-    необходимо быть уверенным в том, что члены Попечительского совета ак-тивно вовлечены в рабочие группы по управлению многообразием. Члены Попечитель-ского совета должны представлять многообразие совета в рабочих группах. Данное об-стоятельство, в свою очередь, представляет многообразие всей школы;

-    необходимо регулярно информировать членов Попечительского совета о том, что будет проходить в школе в рамках управления многообразием;

-    вовлекать Попечительский совет в школьные дела, связанные с многообразием;

-    необходимо быть уверенным в том, что учителя также конструктивно участвуют в делах, которые организовывает Попечительский совет и связаны с многообразием;

-    помогать Попечительскому совету отслеживать и сообщать о прогрессе, ко-торый школа добилась в областях, непосредственно связанных с многообразием.

2.         Роль учителей.

Учитель является самым важным партнером поддержки и внедрения многообразия в школе, так как самые значительные взаимодействия в школе проходят в классной ком-нате. Учителям необходимо уметь распознавать потенциал каждого ребенка в классе при этом им необходимо использовать все имеющиеся у них средства для признания разли-чий, делающих каждого ребенка уникальным. Необходимо определить, что может сделать школьная управленческая команда для того, чтобы заручиться поддержкой учителей во внедрении многообразия в школе.

Когда взрослые вспоминают школьные годы, им обычно приходит на ум не руко-водство школы, не Попечительский совет, не Совет школьников, а школьных учителей, меняющих их жизнь. Данные воспоминания могут являться, как позитивными, так и негативными. Однако, зачастую вспоминается то, как учителя подавляли индивидуаль-ность.

Ответственность за принятие идеи многообразия школьным коллективом лежит на школьной управленческой команде. Отдельные учителя, в свою очередь, могут иметь собственные представления и оценки различных категорий людей. Однако для того, что-бы персонал мог действовать продуктивно в многообразном школьном окружении, необ-ходимо иметь общее видение школы, которая представляется единой и сильной из-за многообразия в ней. Частично школьная управленческая команда может достичь этого посредством дискуссии и семинары. Также можно привлечь учителей к разработке инди-каторов изменения конструктивного опыта применения многообразия для учебного пла-на, процесс обучения, учебный материал.

Помимо всего прочего, является необходимым обсудить с учителями следующую проблему: какие чувства они испытывают к людям, представляющие многообразием в школе. Данная группа людей может включать:

-    женщин (или мужчин);

-    людей разной национальности;

-    людей с физическими недостатками;

-    старших или младших членов коллектива;

-    последователей разных религий;

-    очень одаренных или очень слабых учеников и т. д.

Когда речь заходит о многообразии, необходимо четко понимать, что имеются в виду различия, и от каждого учителя в перспективе ожидается признание и уважение многообразия и соответствующей ее демонстрации коллегам, ученикам и их родителям.

В случае, если школа серьезно озабочена управлением многообразием, учителям необходимо стать:

-    приверженцами применения большого массива материалов на уроке;

-    людьми, которые хорошо чувствуют взгляды и верования иных культур, язы-ковых групп и религий;

-    людьми, которые желают обсуждать проблемы и предметы с более широких позиций, а не просто с позиции своей культуры;

-    людьми, которые осознают, что необходимо изучать ценности и верования иных людей;

-    людьми, которые открыто обсуждают проблемы, непосредственно связанные с многообразием, и не скатываются назад к жестоким стереотипам.

В качестве мероприятий, обеспечивающее активное участие учителей в поддержке и внедрении многообразия в школе, можно выделить следующие:

-    вовлечь весь персонал в обсуждение проблем многообразия с само начала. Хо-рошее начало представляет собой просмотр образа и миссии школы и нахождение связи их с проблемами многообразия;

-    убедиться, что все учителя осознают, что они являются необходимыми партне-рами в поддержке и внедрении многообразия в школе;

-    открыто признать, что изменение чего-либо представляется не легким заняти-ем, что люди боятся этого. Дать людям возможность поговорить об этих заботах и страхах, как в индивидуальной, так и коллективной форме;

-    предложить выбрать на добровольных началах представителей учителей в рабочую группу по многообразию, которая должна отражать многообразие всей школы;

-    обеспечить вовлечение персонала в составление Правил поведения в условиях многообразия. Всему персоналу необходимо осознавать роль и значение этих правил, а также то, что они несут ответственность за его выполнение. В случае нарушения Пра-вил, данное обстоятельство не будет незамеченным. Персоналу необходимо знать, что эти правила строго обязательные. Первоначально является целесообразным отнестись с пониманием к нарушениям, позже — стоит строго придерживаться установленных норм;

-    при даче оценок коллективу, необходимо разъяснить, что главным критерием является поддержка и внедрение многообразия. Так, учителя, которые поддерживают и внедряют многообразие, получают положительную поддержку;

-    поддерживать персонал школы в проблемах многообразия. Данную поддержку можно осуществлять посредством семинаров, обсуждений проблем индивидуально, по-вторения материалов, наблюдений и анализа посещений коллег уроков, тренингов по преодолению трудных ситуаций и т. д.

3.         Роль учащихся.

Школьникам также необходимо стать партнерами во внедрении многообразия в школу. В случае, если ими осознается и примется идея многообразия,  увиден его по-тенциал, воспитатель может использовать это для совершения большого шага вперед по реализации долга педагога. Если работником школы выполняется свое дело должным об-разом, тогда то, что происходит в классной комнате, закладывается основой уважения к различиям у школьников и понимание того, что многообразие создает интересное и богатое окружение.

Наиболее важным в условиях многообразия являются правила поведения. Учени-кам необходимо разъяснить, какое поведение является приемлемым, а какое — нет. В случае нарушения правил, ученики должны понимать, что за этим следует.

Для того, чтобы школьники поняли и приняли с уважением многообразием, руко-водству школы и учителям необходимо стать примером, показывая признание и уважение к многообразию.

Школе нужно найти оптимальные способы утверждения многообразия. Каждый ученик может совершать какие-либо поступки хорошо, даже в случае, если это не связано с формальным учебным планом. Школьник, не способный правильно написать слово «инженер», может с легкостью построить автомобиль. Для этого к нему необходимо про-явить внимание, которого он заслуживает. Ребенок, который имеет большие трудности в обучении, может стать заботливым другом.

В перечень необходимого для партнерского вовлечения школьников в поддержку и внедрение многообразия входят [5]:

-    не делать вида, что различий не существует. Является более эффективным ор-ганизация со школьниками обсуждений, результаты которых позволяют интегрировать многообразие в учебный план, в поурочную практику, во внеклассные дела и события. Необходимо каждому дать возможность «засверкать»;

-    в случае возникновения проблем, дать детям возможность активного участия в их решении. Необходимо помочь им сосредоточиться на обсуждаемых проблемах и планах по их решению, дать возможность детям, которые могут считаться «другими», поделиться с одноклассниками тем, что они испытывают;

-    имитировать для тех, кто является частью большинства, ситуацию, в которой они смогли бы пережить то, что испытывают те, к которым прикрепили ярлык «другой». Важным является проведение подготовительной работы с детьми перед данного рода дея-тельностью, чтобы их не травмировать, не дать им почувствовать себя плохими;

-    дать возможность школьника сказать то, что, по их мнению, следует сделать в школе для признания и уважения многообразия. Включить их предложение в школьный план. Пригласить старшеклассников в рабочую группу по многообразию;

-    делать все для того, чтобы школьники испытывали гордость за многообразием школы.

4.         Родители и сообщество.

Зачастую школы игнорируют факт того, что попечители и родители представляют собой часть школьного сообщества. Формально родителей можно вовлечь в Школьный совет или другие формы общественного управления, однако, как правило, родители, представляющие меньшинство, представляются неактивными. Школе в данном случае необходимо привлечь их к активному участию в работе с многообразием.

Школа, решившаяся на внедрение многообразия, должна показать такое же уваже-ние у родителям и попечителям, их политическим, социальным или экономическим по-зициям.

Родителям также стоит осознать, почему многообразие важно и как оно может обо-гатить образование их детей. К примеру, некоторые родители могут быть обеспокоены тем, что совместно с их детьми учатся умственно отсталые школьники. Школа, в свою очередь, должна объяснить политику вовлечения всех детей в школу, продемонстриро-вать родителям, что дети могут многому научиться друг от друга, даже в случае, если они обладают разными умственными способностями. В связи с чем, необходимо утвердить, что родители являются частью многообразия школы, которая не может «выпадать» из стратегии многообразия.

В перечень необходимого по привлечению родителей и окружающего сообщества в видение многообразия для школы входят:

-    иметь четкое представление о том, чего хочет достичь родитель в школе в плане многообразия;

-    найти разные способы информирования всех участников образовательного процесса: через письменное обращение, дискуссии и дела, выступления;

-    быть открытыми и честными. В случае допущения ошибки, признать ее и просить помощи для избегания подобного рода ошибок в будущем;

-    делать то, что декларируется. Демонстрировать делами, как школа принимает и поддерживает многообразие;

 

-    отыскать родителей и членов общественности, способных внести свой вклад в школьное многообразие, и найти способ вовлечения их в школьные дела.

                Таким образом, в случае, если школа имеет в приоритетах эффективное управле-ние многообразием и извлечение максимальной выгоды,  необходимо критически про-анализировать структуру и опыт конкретной школы. Затем необходимо совершить изме-нения в организации и культуре, соответствующие структуре и сложности многообразия,  что способствует достижению цели. В связи с чем, является необходимым:

-    иметь четкое представление о том, что понимается под разнообразием для кон-кретной школы, и стремиться к нему;

-    вовлекать большое количество участников образовательного процесса в партнерство по поддержке и внедрению многообразия в школе;

-    включать цели многообразия в план школьного развития как его часть;

-    поощрять культуру взаимного уважения между учениками и учителями в школе, между сообществом и школой;

-    разработать структуры, процедуры, системы и политику, поддерживающие уважение индивидуальных и групповых различий в рамках школы;

-    пересмотреть школьные дела и представлении е о прогрессе через призму мно-гообразия;

-    вовлечь каждого в школьном сообществе в утверждении принципа уважения к разным происхождению, способностям и позициям;

-    глубоко верить в достижение и правильное поведение каждого, кто вовлечен в школьную жизнь.

Литература:

 

1.         Извозчикова, А. А. Межкультурный диалог в информационно- образовательном пространстве / А. А. Извозчикова // Наука и школа. — 2001.-№5.-С. 43-46.

2.         Буева Л. П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») / Л. П. Буева // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 12-17.

3.         Гам В. И., Филимонов А. А., Чекалева Н. В. Представление многообразия школьной жизни с учетом гендерного дисбаланса // Наука образования: Сб. научных статей. Вып. 21. Омск, 2003. С. 324-328. 

4.         Гам В. И., Филимонов А. А. Применение методов математической статистики и когнитивной графики для анализа и представления многообразия школьной жизни. Образование в регионе: Научно-методический журнал. Тамбов, 2004. Вып. 13. С. 87-91.

5.         Гам В. И., Филимонов А. А. Школа устойчивого развития // Роль международных проектов в совершенствовании системы управления образованием: Материалы Международной конференции. СПб., 2002. С. 19-27. 

 

Основные термины (генерируются автоматически): управления многообразием, Управление многообразием, образовательного процесса, управление многообразием, управлении многообразием, сфере образования, участников образовательного процесса, потенциал многообразия, проблемы многообразия, признание многообразия, стратегия многообразия, потенциала многообразия, развития многообразия, конструктивно управление многообразием, школьного сообщества, целью управления многообразием, правила поведения, управлением многообразием, стратегии управления многообразием, процесса управления многообразием.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос