Учебный фильм как средство, стимулирующее интерес девушек и юношей — студентов старших курсов технического вуза к предмету «иностранный язык». | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 02.10.2014

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Седова, Е. А. Учебный фильм как средство, стимулирующее интерес девушек и юношей — студентов старших курсов технического вуза к предмету «иностранный язык». / Е. А. Седова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6278/ (дата обращения: 17.12.2024).

Целью обучающих и воспитательных воздействий в образовательном пространстве вуза является стимулирование интереса к предмету «иностранный язык». Однако в неязыковых вузах очень часто наблюдается снижение интереса к изучению иностранного языка. Существует ряд факторов, объясняющих данное явление. Одним из них является обучение посредством грамматико-переводного метода, ориентированного исключительно на формирование лексических и грамматических навыков, а также чтение и перевод профориентированных текстов, далеких от практических целей обучения иностранным языкам [1,2,3].

В данной связи одной из задач преподавателя является использование нешаблонных, творческих типов упражнений. Одним из таких упражнений является учебный фильм, в частности подобранные к нему творческие упражнения.

На старших курсах нами был использован учебный фильм компании ВВС «Деловой английский. Начальный уровень» (“Starting Business English”). При подборе заданий к видеофильму нами была учтена гендерная специфика студенческих интересов.

Первый эпизод фильма “ Introducing yourself” содержит информацию об умении представляться.

Ситуация 1: Персонаж фильма Эдвард Грин (Edward Green) начинает работу в качестве консультанта по маркетингу в компании “Bibery Systems”, которая занимается производством и продажей игрушек.

Девушки и юноши анализировали поведение Эдварда в первый рабочий день и обсуждали его эмоции. Для обсуждения им был предложен дополнительный вопрос: Как бы вы себя чувствовали, оказавшись на месте Эдварда,

Ситуация 2: Эдвард Грин (Edward Green) знакомится со своими будущими сослуживцами:

Джералдин (Geraldine) — секретарь компании

Дженни Росс (Jenny Ross) — глава администрации

Кейт МакКенна (Kate McKenna) — заведующая отделом продаж

Дон Брадли (Don Bradley) — директор по маркетингу и продажам

Девушкам и юношам был задан вопрос: понравились ли вам эти люди? Почему (почему нет)? Хотели ли бы вы с ними работать?

Нарисуйте психологический портрет каждого из этих людей, используя прилагательные данные ниже: приятный, симпатичный, вежливый, степенный, внимательный, заботливый. дружелюбный, самоуверенный, самодостаточный, твердый, настойчивый. Импульсивный, наглый, неприятный, невежливый, грубый, лживый, фальшивый, лицемерный, равнодушный.

Второй эпизод фильма “Using the Telephone” отражает информацию об умении правильно разговаривать по телефону.

Девушки и юноши должны были проанализировать следующие телефонные беседы:

Эдвард Грин и секретарь Мистера Смита

Дон Брэдли и секретарь Фила Ватсона

Дон Брэдли и Фил Ватсон

Дерек Джонс и человек, неправильно набравший номер

Клайв Харрис и Кейт Мак Кенна

Джералдин и Мистер Сакай

Клайв Харрис и Мистер Сакай

После просмотра данного эпизода девушки и юноши должны были ответить на следующие вопросы: Как, по Вашему мнению, эти люди умеют разговаривать по телефону? Все ли умеют правильно общаться по телефону? Какая телефонная беседа вам понравилась больше всего и почему?

Кто, на ваш взгляд умеет вести беседу по телефону лучше, мужчины или женщины и почему?

Нарисуйте психологический портрет всех людей, разговаривавших по телефону, используйте лексику упражнения 1.

Третий эпизод фильма “Making Appointments” ориентирован на формирование умения назначать деловые встречи. Было представлено несколько телефонных бесед с просьбой о деловой встрече:

Эдвард Грин и Мистер Смит

Клайв Харрис и Дерек Джонс

Дженни Росс и секретарь Мистера Сакай.

Девушки и юноши выбирали наиболее понравившуюся им беседу и обосновывали свой выбор.

Они также отвечали на вопрос: Кто лучше умеет договариваться о деловой встрече, мужчина или женщина и почему?

Наряду с этим, девушки и юноши анализировали некоторые ситуации из фильма и пытались найти решение обозначенных проблем.

Ситуация 1: Компания готовится к выпуску и рекламе новой игрушки под названием Big Boss (Большой Босс). Клайв Харрис и Дерек Джонс обсуждают дату запуска игрушки в производство.

Девушкам и юношам предлагался вопрос для обсуждения: понравилась ли вам манера беседы? Почему (почему нет)?

Ситуация 2: Дженни Росс разговаривает с Кейт МакКенна. Они договариваются о встрече с мистером Сакаи из Японии. Проблема состоит в том, что они не могут определить точную дату встречи. Запланированная дата неудобна для мистера Сакай. Кейт предлагает изменить дату встречи. Справедливо ли ее предложение.

Девушки и юноши предлагали собственные варианты решения проблемы, в результате чего было выбрано наиболее разумное решение.

В рамках данной ситуации, девушкам и юношам был задан вопрос: понравился ли Вам тон Кейт в тот момент, когда она беседовала с Дженни? Студенты обосновывали свои точки зрения, и параллельно с этим им был предложен другой вопрос для дискуссии: какой бы тон использовали бы Вы, оказавшись в подобной ситуации?

Ситуация 3: Эдвард Грин, встретившись с мистером Смитом, возвращается в офис в приподнятом настроении. Однако мистеру Смиту не понравилось название игрушки (“Big Boss”).

Студентам предлагалось помочь Эдварду подобрать другое имя для игрушки. Или, возможно, нет необходимости изменять имя игрушки?

Четвертый эпизод фильма “Receiving Visitors”нацелен на формирование умений правильно и психологически корректно вести себя принимая зарубежных гостей в своем офисе.

Компания “Bibery Systems” готовятся к встрече важного клиента из Японии мистера Сакаи. Девушкам и юношам было предложено несколько ситуаций для обсуждения.

Ситуация 1: Дженни и Кейт обсуждают будущую компьютерную презентацию. К ним присоединяется Дон. Кейт одолевают сомнения относительно завершения презентации.

Студенты должны были ответить на вопрос: каково эмоциональное состояние Кейт в тот момент? Типично ли для нее подобное состояние? Можете ли Вы назвать подобное состояние типично женским? Испытывали ли Вы когда-нибудь подобные эмоции?

Ситуация 2: Эдвард и Дон обсуждают макет презентации и пытаются выбрать правильные цвета.

Девушки и юноши обсуждают вопрос: почувствовали ли Вы напряжение в их беседе?

Ситуация 3: Клайв Харрис и Мистер Сакай беседуют друг с другом и обращаются друг к другу по имени.

Девушкам и юношам были даны вопросы для дискуссии: почувствовали ли бы вы себя психологически комфортно, если бы к вам обратились по имени в официальной беседе? Какова на Ваш взгляд ситуация знакомства мистера Сакаи с персоналом, напряженная или легкая и непринужденная? Обоснуйте свою позицию.

Ситуация 4: Эдвард Грин посещает другую компанию и беседует с Филом Ватсоном.

Девушкам и юношам предлагается следующий вопрос для дискуссии: что на Ваш взгляд является более комфортным с психологической точки зрения, принимать посетителей в своей компании или самим быть гостями в другой компании?

Ситуация 5: Дерек Джонс и Клайв Харрис продемонстрировали мистеру Сакаи новый продукт компании, игрушку Big Boss.

Вопрос для дискуссии: какова, на Ваш взгляд данная презентация продукта, находите ли Вы ее забавной и оригинальной? Заставила ли Вас улыбнуться представленная игрушка? Почему (или почему нет)? Хотелось бы Вам иметь такую игрушку (которая могла бы Вас слушать и разговаривать с Вами)? Девушки и юноши обменивались мнениями.

Ситуация 6: Почувствовали ли Вы напряжение во второй беседе между Эдвардом Грином и Филом Ватсоном?

Далее, девушки и юноши озвучивали собственные предложения относительно того как сделать ситуацию приема иностранных гостей в своем офисе легкой, свободной и психологически комфортной? Кто, с Вашей точки зрения способен создать такую ситуацию общения, мужчина или женщина?

Пятый эпизод фильма “Describing Your Company’s Product” посвящается составлению презентаций. Для презентации необходимо собрать информацию, уметь ее «отжать», вычленить узловые моменты. Важным и значительным является умение подать презентацию, подать ее необходимо таким образом, чтобы она не была скучной, чтобы и сотрудники, и гости компании смотрели на нее не отрываясь. Не менее важным при подаче презентации является учет некоторых психологических механизмов поведения (умение отстаивать свои взгляды, умение слушать друг друга, умение работать в команде)

Ситуация 1: Дон Брэдли объясняет Дереку Джонсу и Кейт МакКенна как создать презентацию.

Девушкам и юношам, как и в предыдущих упражнениях, предлагались вопросы для дискуссии: как Вы можете охарактеризовать Дона в качестве босса? Какой тон он использует, когда дает инструкции своим подчиненным? Хотели ли бы Вы работать под началом такого босса? Почему(почему нет)?

Кто, на Ваш взгляд предпочтительнее в качестве босса, мужчина или женщина? В процессе обсуждения данного вопроса девушки и юноши делились на две команды: команду девушек и команду юношей, соответственно, и приводили аргументы в пользу боссов-мужчин и боссов-женщин.

Ситуация 2: Эдвард Грин имел 3 беседы с Филом Ватсоном, представителем рекламного агентства. Они обсуждали, как лучше рекламировать новый продукт.

Девушкам и юношам был задан следующий вопрос: Достаточно ли Эдвард настойчив в попытке отстоять свою точку зрения,

Как и в предыдущем упражнении (Ситуация 1) девушки и юноши разделились на две команды («мужскую» и «женскую») и пытались выявить некоторые психологические механизмы, касающиеся умения сказать «нет» в некоторых противоречивых ситуациях, умения уговаривать других людей (своих коллег, своих партнеров, своих подчиненных, своего начальника), умения настаивать на своей позиции. По итогам обсуждения девушки и юноши должны были выделить 10 самых важных механизмов.

Наряду с этим, девушки и юноши должны были высказывать суждения по вопросу: кто, на Ваш взгляд, более настойчив в своих позициях и кто лучше умеет уговаривать, мужчина или женщина? Приведите аргументы.

Ситуация 3: Несколько сотрудников компании подготовили презентации для гостя из Японии мистера Сакаи: Дон Брэдли, Дерек Джонс и Кейт МакКенна.

Девушки и юноши анализировали данные презентации, отвечая на следующие вопросы:

1.                  Чья презентация была лучшей (худшей) с точки зрения профессиональных качеств? Почему?

2.                  Чья манера подачи презентации Вам понравилась более всего и чья манера Вам не понравилась совсем? Почему?

Далее, девушки и юноши, разделившись на команды, пытались определить наиболее важные психологические требования к презентации.

В процессе ведения дискуссии студенты отвечали на вопрос: кто проявляет себя лучше в процессе подачи презентации с профессиональной и психологической точки зрения, мужчина или женщина? Обоснуйте свои точки зрения.

Данный вид работы оказался чрезвычайно интересным для студентов, как для девушек, так и для юношей. Помимо совершенствования и закрепления различных видов речевой деятельности, необходимо отметить ряд других преимуществ учебного фильма, в частности:

-          способствование формированию у девушек и юношей профессиональных навыков и умений средствами иностранного языка, в частности умений правильно и психологически грамотно представляться в ситуациях устройства на работу, умений обнаружить психологические особенности сослуживцев и начальников, как мужчин, так и женщин с целью выбора правильного она в общении с ними, умений правильно и психологически корректно вести беседы по телефону, назначать деловые встречи, умений вырабатывать тактику поведения с целью избегания конфликтных и стрессовых ситуаций, умение выбрать необходимые психологические механизмы отстаивания собственной позиции, умений грамотно, как с психологической, так и с профессиональной точки зрения представлять результаты профессиональной деятельности.

-          достижение диалогичности во взаимодействии студентов друг с другом, а также способствование эстетическому воспитанию студентов, сплочению коллектива, боле полному раскрытию творческих способностей каждого.

Литература:

1.         Михайлова О. Э. Общая методика обучения иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов/О. Э. Михайлова.- М.: 1975

2.         Шубин С. В. Мотивация овладения иностранным языком в условиях билингвального обучения в ВУЗе /С. В. Шубин: дис. …. канд. пед. наук.- Великий Новгород.- 2000.

3.         Юсеф Е. К. Личностные ориентации обучения как условие развития компетентности студентов технического университета (на материале иностранного языка) /Е. К. Юсеф: автореф. …. дис. канд. пед. наук.- Ростов — на — Дону.- 2001

Основные термины (генерируются автоматически): юноша, девушка, Ваш взгляд, ситуация, эпизод фильма, мистер, Грин, компания, умение, деловая встреча.

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Художественный фильм как средство формирования медиалингвистической компетенции у учащихся старшей школы

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Киноурок как средство расширения представления учащихся 2 класса о процессе производства различных материалов

Сказкотворчество студентов как прием трансформации тем учебных курсов «Педагогика» и «Педагогическое мастерство» в дидактические сказки и педагогические зарисовки

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Практический опыт занятий стихосложением как мотивация обучающихся к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе

Сюжетно-дидактическая игра «Научим Сережу и Катю осознанному потреблению» (подготовительная группа)

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Художественный фильм как средство формирования медиалингвистической компетенции у учащихся старшей школы

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Киноурок как средство расширения представления учащихся 2 класса о процессе производства различных материалов

Сказкотворчество студентов как прием трансформации тем учебных курсов «Педагогика» и «Педагогическое мастерство» в дидактические сказки и педагогические зарисовки

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Практический опыт занятий стихосложением как мотивация обучающихся к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе

Сюжетно-дидактическая игра «Научим Сережу и Катю осознанному потреблению» (подготовительная группа)