Организация проектной деятельности обучающихся по изучению концепта «Человек» на уроках русского языка
Автор: Федорова Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 09.07.2014
Статья просмотрена: 539 раз
Библиографическое описание:
Федорова, Н. Н. Организация проектной деятельности обучающихся по изучению концепта «Человек» на уроках русского языка / Н. Н. Федорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6013/ (дата обращения: 15.11.2024).
В организации проектной деятельности обучающихся планирование данной деятельности является одним из основных моментов, поэтому именно на данном этапе учитель должен составить структуру будущего проекта — паспорт, который включает в себя актуальность, цель, задачи, гипотезу, этапы проведения, продукт проекта и риски, связанные с реализацией. [1, с. 10]
Актуальность проекта. Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для проектной деятельности, которая позволяет решать такие проблемы, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Эти проблемы влекут за собой сложности в выполнении единого государственного экзамена, который включает в себя часть «С» — написание сочинения-рассуждения (эссе) с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на проверку следующих умений:
- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
- умение создавать собственное связное высказывание;
- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.
Непонимание обучающимися проблем исходного текста, основной мысли высказывания ведет к тому, что позиция автора может быть сформулирована неверно и обучающиеся не смогут правильно аргументировать свое мнение.
Данная проблема может быть решена через выполнение учебных проектов по анализу основных авторских концептов в художественных текстах определенных авторов. Это позволит обучающимся не только выявить позицию автора, но и рассмотреть, как функционирует авторский концепт не только в данном художественном тексте, но и в других информационных источниках.
Изучение концепта важно для обучающихся, так как особенности восприятия художественных текстов, связанные с ментальностью народа, находят отражение при изучении языковых особенностей русского языка и требуют объяснения.
Так, при изучении рассказов А. П. Чехова в Х классе целесообразно использовать анализ основных концептов для выявления позиции автора, который смог проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму — рассказ.
Цель проекта: познакомить обучающихся с понятиями «концепт», «художественный концепт», «концептуальный анализ», проанализировать концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова.
Дидактические цели проекта:
- создание ситуации, способствующей порождению текстов разных типов и формированию на этой основе лингвокультурологической компетенции учащихся;
- системное и адекватное использование и развитие потенциала лингвистического образования учащегося на основе его познавательных и творческих возможностей.
Предмет исследования: концепт «Человек».
Материал исследования: рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре» — рассказы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе Х класса.
Проблемные вопросы:
1) Какими репрезентантами представлен концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова;
2) Влияет ли изучение авторских концептов на выявление позиции автора художественного произведения.
Задачи:
1) подготовить учебный проект по предложенному плану:
- выполнить анализ концепта «Человек» по данным лингвистических словарей;
- проанализировать синонимы и антонимы, репрезентирующие концепт «Человек», по словарям синонимов и антонимов;
- подобрать и проанализировать афоризмы и паремии на предмет репрезентантов концепта «Человек»;
- рассмотреть текстовую реализацию концепта «Человек» в предложенных рассказах А. П. Чехова;
- выполнить анализ концепта «Человек» в устной речи на основе социолингвистического эксперимента;
- построить полевую структуру концепта «Человек».
2) представить итоги своей работы в виде реферата, мультимедийной презентации, эссе, анализа данных социологического опроса, буклета, электронного журнала, пакета рекомендаций, публикации, справочника, виртуальной экскурсии, дневника путешествий, главы из несуществующего учебника и т. д. (на выбор) и выступить на ученической конференции.
Вид проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.
Методы: наблюдение, описание, концептуальный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, констатирующий эксперимент.
Этапы реализации проекта
Этапы |
Задачи |
Содержание деятельности |
Практическая реализация |
1. Подготовительный |
1. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта. 2..Создание организационно-педагогических условий для начала реализации проекта |
1. Создание паспорта проекта, обоснование его актуальности, значимости. 2. Обобщение имеющегося опыта работы с художественным текстом, с основными понятиями и терминами: концепт, концептосфера, структура концепта, концептуальный анализ. |
Паспорт проекта «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова». |
2. Организационный |
1.Создание инициативных групп, способных реализовать цели и задачи проекта. 2. Разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта. |
1. Создание творческих, исследовательских, проектных групп учащихся. 2.. Проведение занятий «Концепт. Репрезентация концептов», «Концептуальный анализ», «Художественный концепт», «Особенности языка А. П. Чехова», «Что делает человека человеком?» Подготовка к выполнению уровня С (сочинение-рассуждение) ЕГЭ по русскому языку» (учебное время — 4 часа). 3. Проведение констатирующего эксперимента (сочинение «Что значит быть человеком?») 4. Создание анкет, опросников, дидактического материала для исследования концепта «Человек» обучающимися. 5. Составление плана работы инициативных групп. |
Карточки с определениями (концепт, концептосфера, концептуальный анализ, языковая картина мира, наивная картина мира, художественный концепт), анкета для ассоциативного эксперимента, алгоритм концептуального анализа; сочинения обучающихся. |
3. Поисково-исследовательский |
Исследование концепта «Человек» (отсистемный подход) |
1. Анализ значений ключевого слова на основе словарных толкований. 2. Построение и изучение различных полей, именем которых выступает основное лексическое средство репрезентации концепта «Человек». 3. Анализ фразеологических и паремиологических единиц, в которые входит изучаемое слово «Человек», 4. Ассоциативный эксперимент |
Отчет обучающихся по анализу толковых, этимологических, словообразовательных, ассоциативных словарей; составление обучающимися тематических групп паремий и афоризмов-репрезентантов концепта «Человек». Отчет по проведенному ассоциативному эксперименту по концепту «Человек» среди учащихся 9–11 классов. |
4. Практический |
Изучение авторского концепта «Человек» в художественных текстах А. П. Чехова (оттекстовый подход). |
1. Построение полевой структуры концепта «Человек» в языковой картине мира. 2. Чтение рассказов А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре»; анализ авторского концепта «Человек» и его репрезентантов, представленных в рассказах. 3. Построение структуры концепта «Человек» в художественной картине мира А. П. Чехова. |
Полевая структура концепта «Человек» в языковой и в художественной картинах мира. Отчет обучающихся по анализу авторского концепта «Человек» в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре». Отчет представлен в виде проектной работы по русскому языку. |
5. Аналитический этап |
1.Обработка, анализ и систематизация полученной информации. 2.Разработка проекта (на следующий учебный год). |
1.Анализ и оформление результатов учебной деятельности в качестве проекта-доклада на школьной научно-практической конференции. 2. Выпуск буклета по итогам учебного проекта. 3. Представление учебного проекта «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова» на конкурсах разного уровня. 4. Анализ результатов итогового контроля. 5. Описание метода концептуального анализа на уроках русского языка: на материале учебного проекта «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова» |
Протокол школьной научно-практической конференции, сертификат участника НПК; буклет «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова». |
Методологическую основу исследованиясоставили:
- теории концепта в исследованиях отечественных филологов, когнитологов и лингвокультурологов (Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, С. Х. Ляпин, С. С. Неретина, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и др.);
- лингвистические (Н. Д. Арутюнова, А. Г. Догалаков, М. В. Пименова, Ю. С. Степанов, М. В. Черников, А. Д. Шмелев и др.) и методические теории классификаций концептов (Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, ЛА. Ходякова и др);
- лингвистические и методические теории анализа концепта: лингвоконцептоцентрический подход к речевому развитию школьников (Н. Л. Мишатина), метаконцептуалъная система анализа художественного произведения (М. С. Виноградова), концептный анализ (Л. Н. Богатая);
- теория системного подхода к литературе, в рамках которого рассматривается триада «автор-текст-читатель» в литературоведческой науке (В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман), идеи об интертексте как среде обитания культурных и художественных концептов (В. Г. Зусман, Ю. С. Степанов); исследования о соотношении общеязыковых («познавательных» — С. А. Аскольдов) и художественных (Н. С. Болотнова, В. Г. Зусман, Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева, О. Н. Чарыкова и др.) концептов и функционировании художественной картины мира автора (Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева);
- исследования концепта «Человек» в русском языке, русской культуре и литературе.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Для успешной реализации проекта необходимы следующие виды ресурсного обеспечения: — кадровый ресурс (учителя русского языка и литературы высшей и первой квалификационной категории); — технический ресурс (компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, ТСО); — научно — методический ресурс (электронные учебные и методические пособия, учебно-методическая литература, художественные тексты, лингвистические словари).
Индикаторы эффективности реализации проекта
- Повышение качества успеваемости обучающихся, подготовка обучающихся к выполнению части «С» единого государственного экзамена.
- Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом.
- Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Гипотеза исследования: обучающиеся Х класса смогут через поиск основных авторских концептов, их репрезентантов, построения концептуального поля развивать умения и навыки, необходимые для подготовки и выполнения части «С» единого государственного экзамена, а именно
- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
- умение создавать собственное связное высказывание;
- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.
Риски проекта: не все участники проекта готовы осознать значимость данного проекта и включиться в его деятельность.
В результате реализации данный проект поможет достигнуть следующих результатов:
- формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых при работе с текстом на уроках русского языка и во внеурочной деятельности (проведение концептуального анализа: изучение концептов по лингвистическим словарям, анализ афоризмов и паремий, анализ авторских концептов в художественном тексте; проведение и анализ результатов ассоциативного эксперимента);
- формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.), а также формирование умений и навыков, необходимых при сдаче единого государственного экзамена (например, части «С»);
- возрастание познавательных потребностей обучающихся (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам русского языка и литературы, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для обучающегося);
- расширение кругозора обучающегося (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, необходимых как для дальнейшего саморазвития, так и для сдачи единых государственных экзаменов).
Литература:
1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9–11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.
2. Чехов А. П. Избранные произведения. В 3-х томах. Повести и рассказы. 1897–1903. Пьесы., М., «Худож. лит»., 1976.