Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация проектной деятельности на уроках литературы

5. Педагогика общеобразовательной школы
21.01.2016
2597
Поделиться
Библиографическое описание
Огородникова, И. А. Организация проектной деятельности на уроках литературы / И. А. Огородникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9564/.


 

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, личностно ориентированное обучение, учебный проект, этапы проекта, ИКТ.

 

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

 

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Появление образовательных стандартов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и создающих условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению литературы, необходимость расширения возможностей социализации современного подростка требуют освоения обучающимися навыков проектно-исследовательской деятельности.

Действительно, учебные проекты позволяют формировать самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывать научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность ребенка, ее творческие и интеллектуальные возможности. Учебный проект как таковой ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. Для успешного его выполнения необходимы такие умения, как умение находить и решать проблемы, анализировать результаты своей деятельности, прогнозировать различные варианты собственных решений, устанавливать причинно-следственные связи. В то же время метод проектов формирует не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения.

Целью использования проектных технологий на уроке также является организация разноуровневого и дифференцированного обучения, воспитание исследовательской культуры обучающегося, формирование коммуникативных, языковых, культурологических компетенций, а также выработка навыков взаимодействия в больших и малых группах.

Проектная деятельность укладывается как в парадигму личностно ориентированной педагогики, так и является важной составляющей системно-деятельностного подхода к образованию.

Основная проблема данной технологии — организация проектной деятельности во время урока. Внеурочные долгосрочные проекты — это одно. Проектное исследование на уроке организовать сложнее. Необходимо продумать целый ряд вопросов: какое место в композиции урока следует ему отвести? Какой тип проекта логичнее всего использовать? Как сформулировать тему урока-исследования? Ответ на все эти вопросы заключается в понимании того, что для учителя проект — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Используя на уроке разные типы проектов, необходимо отталкиваться от темы и цели учебного занятия. Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие предполагают обращение к проекту в качестве завязки или кульминации, иногда он необходим на одном этапе изучения темы.

В рамках урочной системы целесообразно использовать следующую структуру работы над проектом:

1 этап — планирование: определение темы проекта, постановка цели, определение задач. Здесь же происходит распределение учащихся на группы и обсуждение вариантов работы.

2 этап — построение ориентировочной схемы действий. На данном этапе распределяются обязанности, продумывается ход деятельности, отбирается материал.

3 этап — деятельность: практическая работа (анализ текста, историко-культурологический комментарий, беседа по вопросам и т. д.). Учитель заранее продумывает: будет ли это одновременная работа со всеми группами или индивидуальные задания по выбранным темам для каждой группы.

4 этап — рефлексия. Это этап обобщения и выводов, анализа как положительных сторон в работах, так и ошибок, и нахождения способов их устранения.

5 этап — оценка: представление работ (защита проектов). Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, рекламная акция, заочная экскурсия и т. д.

Чаще всего на своих уроках мы обращаемся к информационным проектам. Они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается, что участник проекта знакомится с этой информацией, анализирует её и обобщает факты. На уроках, работая в группах, учащиеся создают учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Примером такого проектирования может стать исследование на тему «По следам героев романа М.Булгакова». Продуктом такого исследования являются заочные экскурсии по Москве 30-х годов и Древней Иудеи.

Информационный проект, в свою очередь, может стать толчком к следующему исследованию. Например, выслушав представление самостоятельно выполненного дома проекта “Петербург Достоевского” одного-двух учащихся, ребята получают исследовательское задание: подобрать примеры из романа «Преступление и наказание», углубив тему через цветовую символику произведения.

Научиться выдвигать гипотезы, разрабатывать пути решения проблем, обсуждать полученные результаты, делать выводы и защищать свою точку зрения обучающиеся могут на уроке, где организован исследовательский проект, в основе которого всегда стоит проблемный вопрос. Темы — самые распространённые: «Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Тютчева», «Обломов: «золотое сердце» или «русская лень», «Разве я старушонку убил, я себя убил», «В гражданской войне нет победителей. Есть только побежденные», «Во все времена в любой жизни есть место подвигу» и т. д.

Организация исследовательской работы на уроке происходит следующим образом: учащимся объявляется тема исследования, к примеру, «Татьяна Ларина: «тип, твердо стоящий на своей почве» (Достоевский).

Организационный этап. Руководитель проекта вместе с учащимися определяет план работы над проектом, направления, по которым должно вестись исследование. В связи с тем, что класс небольшой, дети делятся на 3 исследовательских группы, каждая из которых выбирает предмет исследования: «Татьяна — русская душою», «Тонкая натура и сильная женщина», «Акценты Пушкина при изображении Татьяны Лариной».

Основной этап. Исследовательская работа. В процессе фронтального обсуждения ребята определяют вопрос, ответ на который должно дать исследование, «характер Татьяны: цельность или противоречивость?» Выдвигается гипотеза, затем каждая группа проводит исследование и защищает результаты своей работы (презентация и пр.).

Творческий проект на уроке требует особой подготовки, т. к. он предполагает соответствующее оформление результатов. Примером такого проекта может стать «Воображаемый музей литературного героя» по произведению Гоголя «Мертвые души», экспонаты — предметы, принадлежащие героям поэмы. При обсуждении в группе, какие экспонаты необходимо отобрать для экспозиции воображаемого музея, актуализируются знания художественного текста. Продуктом работы над проектом должна стать экскурсия по музею (виртуальному, рисованному или же реальному), в которой определяется роль каждого экспоната в жизни литературного героя.

C:\Users\Ирина\Desktop\Проектная деятельность_литература.jpg

Еще один пример, оформление поэтического альбома «Моему современнику» (избранные произведения Тютчева и Фета). Учащиеся сами подбирают те стихотворения поэтов, которые они рекомендовали бы к прочтению своим сверстникам, оформляют альбом, в том числе и мультимедийный, используя различные компьютерные программы.

C:\Users\Ирина\Desktop\1.jpg

Использование на уроке литературы практико-ориентированного проекта, в котором результат чётко обозначен в начале работы, предполагает обязательное ориентирование на интересы самих участников. Это может быть составление таблицы, текста, созданного на основе полученных результатов исследования, справочный материал по какой-то теме, словарная статья и т. д. Например, таблица «Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души», словарь изобразительно-выразительных средств (по произведениям М.Цветаевой).

Одним из интереснейших видов учебных проектов является ролевой/игровой проект. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Примером тому служат урок по произведению Островского «Гроза», где обучающиеся провели судебное разбирательство по факту гибели Катерины и вынесли свой вердикт, а также урок в 11 классе «Литературный салон «Жизнь и поэзия — одно» (по теме «Серебряный век русской поэзии»).

Говоря о проектной деятельности, нельзя не отметить ее интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями, которые значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке проекта. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации и многое другое. ИКТ дают возможность оформить проект соответствующим образом, представить его не только на уроке, но и выставить на сайте школы, принять участие в дистанционных конкурсах проектов и т. д. Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии в литературные музеи, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов.

Таким образом, опыт работы по организации проектной деятельности на уроках литературы позволяет утверждать о личностно ориентированной направленности данной деятельности. Такая работа делает обучение увлекательным процессом, на уроках-проектах ребятам предоставляется свобода организации коллективной деятельности, возможность принятия самостоятельных решений, создаются условия для развития у учащихся широкого круга компетенций в области освоения различных способов познавательной деятельности, универсальных учебных действий, а, главное, создаётся ситуация успеха, где каждый вследствие возможности скрытой дифференциации найдёт своё место в общем коллективном исследовании.

 

Литература:

 

  1.              Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно ориентированного образования / Под ред. Проф. Е. Я. Когана. — Самара: Издательство “Учебная литература”. Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
  2.              Гузеев В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения \ Современный урок, 2006 — № 6.
  3.              Исследовательская работа школьников / Научно-методический журнал. 2012, № 3- 4
  4.              Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.-М.:Академия,2007.
  5.              Севастьянова А. А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий//Литература в школе.-2014.-№ 6.
  6.              http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/metod-proekta-na-urokakh-literatury
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
проектно-исследовательская деятельность
личностно ориентированное обучение
учебный проект
этапы проекта
ИКТ.

Молодой учёный