Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся
Автор: Полиенко Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3548 раз
Библиографическое описание:
Полиенко, Н. Н. Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся / Н. Н. Полиенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4120/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы в современной школе стала актуальна учебно-исследовательская деятельность. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.
В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования эти задачи конкретизируются. На старшей ступени школы необходимо сформировать такие навыки ведения исследовательской работы: «…выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза,…самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов» [1, с. 39].
Одним из способов, формирующих перечисленные умения обучающихся, является метод проектов, под которым понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [2, с. 567]. Названная технология первоначально возникла еще во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905, году была организована небольшая группа сотрудников (профессор Б. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин), пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники этого метода провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться в связи с трудом учащихся. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в учебные заведения, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦКВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в отечественной педагогике не практиковался. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах этот метод приобрел большую популярность в связи с рациональным сочетанием теоретических знаний и их практического применения для разрешения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников [3, с.17]. В педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации только в 80-е годы. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. [4, с.12] Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.
Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.
Проектный метод не имеет предметных ограничений. Существование таких проблем, как снижение читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыков анализа и обобщения делает возможным использование названной технологии при изучении русского языка и литературы. Учебно-исследовательская деятельность помогает подросткам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решать вышеперечисленные проблемы. Результаты проектов по русскому языку и литературе могут оформляться в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов, сопровождающиеся компьютерной презентацией, газета, словарь, инсценировка и т. д. Однако исследование по филологии имеет свои особенности. Профессор М. Г. Качурин, петербургский методист, считает, что в школьной исследовательской деятельности по названным предметам научного открытия как такового не происходит. Но это вовсе не говорит о бессмысленности подобной работы, так как её конечным результатом является собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение. Проектная деятельность в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт учащихся [5, с. 36].
Хочу поделиться опытом использования проектного метода на примере изучения творчества М. А. Булгакова. Проект: «Речевая характеристика героев — средство раскрытия характеров (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)» первоначально был задуман как реферат по литературе. Ученица девятого класса поставила следующие задачи: прочитать повесть и провести наблюдение над речью героев, изучить литературу по теме исследования. Собранный материал о жизни и творчестве М. А. Булгакова, об истории написания произведения, художественных особенностях повести «Собачье сердце» старшеклассница оформила в виде реферативных глав, а выполненное ею наблюдение над речью героев позволило составить их речевые характеристики. Презентация работы проводилась на школьной ученической конференции и на экзамене по литературе.
При написании реферата ученица научилась планировать собственную деятельность, работать с библиотечными каталогами, поисковыми системами, оформлять рукопись в соответствии с требованиями стандарта: выделять в тексте введение, основную часть и заключение, разбивать материал на параграфы и абзацы; составлять список научной литературы.
В следующем учебном году работа над повестью М. А. Булгакова «Собачье сердце» была продолжена. Новый проект по русскому языку исследовал взаимосвязь между лексическим, синтаксическим богатством речи и культурным развитием личности.
Работа состояла из двух частей. В теоретической главе было рассмотрено понятие лексического и синтаксического богатства речи, представлена классификация стилистического расслоения лексики русского языка, определена совокупность речевых средств (лексических, морфологических, фразеологических, синтаксических), помогающих писателю раскрывать типические и индивидуальные свойства характеров героев художественного произведения.
Практическая часть проекта представляла собой словарь героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Для этого ученицей было организовано целевое наблюдение над речью персонажей, выполнена сплошная выборка их реплик, а затем составлены частотные словари и определен лексикон профессора Преображенского, Шарика, Полиграфа Полиграфовича Шарикова. В конце исследования школьница составила характеристики действующих лиц и сделала вывод о том, что речь — важнейший показатель многих качеств личности и одно из основных средств создания образа литературного героя. Проект был представлен на IX городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и отмечен свидетельством участника.
Создание проекта дало возможность ученице ощутить себя в роли исследователя, а участие в конференции принесло чувство удовлетворения, повысило собственную самооценку и послужило толчком для создания третьего проекта «Грозит ли нам превращение в шариковых?»
В работе над теоретической частью старшеклассница опиралась на уже приобретенные навыки исследовательского труда. Анализ статей отечественных лингвистов (Л. А. Введенской, Н. М. Шанского, И. Б. Голуб, В. В. Бабайцевой) и интернет-ресурсов старшеклассница оформила в виде приложений: реферативного обзора по теме «Лексическое и синтаксическое богатство речи», классификации стилистического расслоения лексики русского языка, терминологического словаря, в котором дано толкование основных лингвистических понятий.
Практическая часть представляла собой результаты исследования уровня речевого и культурного развития учащихся МБОУ СОШ № 20 города Сургута, которое состояло из сочинения-рассуждения и анкетирования, выполненного учениками восьмых, девятых и десятых классов. Анализ этих материалов старшеклассница оформила в виде таблиц и диаграмм. Полученные данные были соотнесены с наблюдениями над речью героев повести М. А.Булгакова «Собачье сердце», сделанными ранее. Школьница пришла к выводу: если не заботиться о повышении культурного уровня, не беспокоиться о собственном речевом развитии, то можно превратиться в социально опасную личность, какой являлся Полиграф Полиграфович Шариков.
Работа «Грозит ли нам превращение в шариковых?» была представлена на X городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Ученица выступила с докладом о своих научных результатах на секции русского языка. Проект старшеклассницы был отмечен дипломом II степени.
Работа над каждым из названных проектов завершалась оформлением единой папки документов, включавшей в себя четыре блока: полные комплекты проектов с приложениями, доклады, тезисы, аннотации. Грамотно оформленная проектная папка позволяла создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом, судить о развитии личностных качеств автора проекта.
Проектный метод предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности. Для этого после выполнения проекта ученице было предложено сочинение «Как я работала над проектом», в котором она пыталась оценить свою работу. Приведём небольшой фрагмент из него: «Исследование было очень увлекательным и интересным. Больше всего мне понравилось составление словарей и таблиц, хотя на первый взгляд это кажется нудным занятием. Данное исследование позволило получить новые знания по русскому языку и литературе, научило планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации. С помощью этой работы я многое узнала о себе и окружающих. Работая над ним, я поняла, что очень многое в характере человека, его судьбе зависит от образования и воспитания. Я очень довольна выполненной работой» (Полина П., 11а класс).
Использование рефлексии очень важный этап, в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности. По мнению методистов, её следует проводить дважды: сразу после окончания презентации, так как это остро эмоциональный момент, когда необходимо подвести первые итоги, и через некоторое время, когда произойдет переосмысление работы, угаснут эмоции. Во втором случае необходимо уже подробно разобрать достоинства и слабые стороны работы, возможности ее продолжения [6, с. 38].
Благодаря проектной деятельности старшеклассница развила в себе следующие навыки ведения исследовательской работы:
- ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей;
- планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения;
- учиться четкому соблюдению технологии деятельности;
- выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимый для решения поставленных вопросов;
- самостоятельно осваивать новые знания и умения;
- делать аргументированные выводы;
- оценивать результаты своей деятельности;
- представлять свою точку зрения в публичном выступлении и отстаивать её в диалоге.
Таким образом, использование в преподавании русского языка и литературы метода проектов позволяет сформировать у обучающихся важнейшие навыки ведения исследовательской работы.
Литература:
1. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — С. 39.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -1160 с. — Т.1. — 608 с.
3. Голуб И. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. — Самара: Учебная литература. — 2006. — 176 с.
4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2009. — 112 с.
5. Донцова О. В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// Литература в школе.- 2008.- № 11. — С. 36.
6. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.