Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»)
Автор: Родякина Наталья Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 915 раз
Библиографическое описание:
Родякина, Н. А. Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм») / Н. А. Родякина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5784/ (дата обращения: 16.12.2024).
Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне сделать это – и это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Новый стандарт ФГОС адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Это своего рода общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.
Отличительной особенностью ФГОС является системно-деятельностный и компетентностный подходы, в которых на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках данных подходов обучающийся овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Практика показывает, что одной из наиболее эффективных технологий, формирующих умение планировать свою деятельность (регулятивные УУД), находить пути реализации и оценивать её (познавательные УУД), является технология проектной деятельности. Данная технология может применяться не только на уроке, но во внеурочной деятельности, которой по новому стандарту придается большое значение.
Поэтому разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Проектная технология давно не новость в мировой педагогике. В 1918 году вышла в свет статья американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». [п. 1, 2] В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в современной России разработана в трудах Е. С. Полат. [п.3]
Проектная технология активно используется преподавателями и воспитателями училища. Эта технология, прошедшая проверку временем, очень актуальна и при преподавании иностранного языка. В год двухсотлетнего юбилея выхода в свет сборника «Детских и домашних сказок» кадеты пятого курса начали изучать немецкий язык как новый для себя предмет. Во второй четверти ребята прочитали сказку братьев Гримм «Золотой гусь» и заинтересовались их творчеством. По окончании учебного года для прохождения летней лингвистической практики мы выбрали тему «По следам сказок братьев Гримм» и выполнили большой проект, в котором были задействованы наши партнёры: Оренбургская областная научная библиотека им. Крупской, Оренбургская областная детская полиэтническая библиотека, Оренбургский областной краеведческий музей, Оренбургский областной детский театр кукол, кадеты и преподаватели училища. Наш проект завоевал первое место на конкурсе «Мой онлайн урок» в Гёте институте в Москве.
Ребятам так понравился этот проект, что они сами выдвинули идею создать в училище тематический кабинет немецкого языка, своего рода интерактивный музей братьев Гримм и их сказок.
Поэтому целью своего проекта мы определили создание тематического кабинета немецкого языка «По следам сказок братьев Гримм» для исследования и популяризации сказок, повышения мотивации к изучению немецкого языка и в итоге повышения качества обучения предмету. Для достижения цели мы наметили ряд задач:
1. Разработать дизайн внешнего оформления кабинета
2. Рассчитать смету расходов
3. Наладить интеграционные связи с партнёрами по реализации проекта (администрация, учителя, кадеты других курсов)
4. Собрать и систематизировать дидактический и методический материал в кабинете
5. Собрать библиотеку изданий сказок братьев Гримм на немецком и русском языке
6. Подготовить и провести церемонию открытия кабинета
Над реализацией проекта кадеты работали во внеурочное время на дополнительных занятиях по немецкому языку. Продукт, который мы получили в ходе реализации данного проекта, это действующий тематический кабинет немецкого языка «По следам сказок братьев Гримм». Данный кабинет открыт для доступа всем кадетам, преподавателям, студентам факультета иностранных языков и гостям нашего училища, интересующимся творчеством братьев Гримм.
Кабинет представляет собой стандартное учебное помещение № 422 для проведения учебных занятий по иностранному языку. Площадь кабинета 25 квадратных метров, кабинет оборудован десятью одноместными мобильными партами для учащихся 6–11 классов.
Техническое оснащение кабинета: мультимедийная доска Smart Board, проектор, компьютер. В результате реализации проекта мы получили кабинет, дизайнерское решение которого погружает учащихся в ту эпоху, когда братья Гримм собирали и писали свои сказки. Кадеты и преподаватели имеют возможность работать с разными изданиями сказок братьев Гримм (на русском и немецком языках с дисками) в библиотеке кабинета, здесь же имеются методические и дидактические материалы по следующим разделам: научно-исследовательские работы по творчеству и жизни братьев Гримм, разработки уроков по данной теме, викторины и конкурсы для учащихся кадетского училища, фильмография (на дисках) сказок братьев Гримм, биография и творчество братьев Гримм, электронные адреса для виртуальных путешествий по местам, связанных с братьями Гримм, сборник сценариев для постановки спектаклей по сказкам братьев Гримм на сцене школьного театра, методические разработки для проведения уроков домашнего чтения по сказкам братьев Гримм. Все материалы также представлены в электронном виде.
Проект выполнен на стыке нескольких учебных дисциплин, прослеживается интеграция с изобразительным искусством, литературой, историей и технологией.
Защита проекта была проведена в форме торжественной церемонии открытия с участием кадет, преподавателей и представителей администрации с последующим показом спектакля на немецком языке по мотивам сказки «Бременские музыканты»_(информация размещена на сайте училища http://www.1pku.ru/ раздел — образовательный процесс — предметно-методические кафедры преподавателей — кафедра немецкого, французского и китайского языков — сообщение от 29.01. 2014)
На первом этапе подготовки проекта мы определили тему и цель проекта, его исходного положения. Рабочая группа была подобрана, исходя из итогов летней лингвистической практики — кадеты 6Г класса. Кадеты обсудили тему проекта с учителем и получили необходимую дополнительную информацию.
На втором этапе планирования мы совместно наметили способы сбора и анализа информации, сформировали рабочие мини-группы, продумали варианты привлечения партнёров, определили способ представления результатов и выработали критерии оценки выполнения проекта.
На самом главном этапе — реализации — мы приступили к выполнению поставленных задач.
Первая группа учащихся подобрала материал об архитектуре европейских городов эпохи братьев Гримм и разработала эскиз дизайна стен кабинета. Мы решили создать атмосферу средневекового европейского города с помощью нанесения рисунка каменной кладки вокруг дверного проёма и тематических плакатов. Совместно с учителем технологии ребята решили выложить некоторые рисунки природным отделочным камнем и рассчитали смету работ. Во время «мозгового штурма» ребята предложили выложить на стене кабинета рисунок камина, т. к. в домах раньше не было центрального отопления. Кроме того, ребята выяснили, что именно в эпоху создания сборника «Домашних и детских сказок» в Европу пришла мода на изготовление открыток в технике декупажа, которая зародилась в Китае ещё в XII веке. Совместно с учителем изобразительного искусства кадеты изучили эту интересную технику и выполнили несколько изделий, украсивших стены кабинета. Оформительские работы были выполнены в течение двух недель силами преподавателя немецкого языка и учащихся первой группы. Около камина мы проводим «Литературные гостиные» — уроки домашнего чтения. Ребята сдвигают мобильные одноместные парты в сторону и садятся около камина, так уютнее и приятнее читать и анализировать тексты сказок.
Вторая группа учащихся получила задание собрать информацию о жизни и творчестве братьев Гримм. Ребята собрали огромное количество информации и оформили тематическую папку, а также создали «Энциклопедию сказок братьев Гримм», экземпляр которой был передан в библиотеку кадетского училища. Для выполнения этого задания были привлечены сотрудники Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской и Оренбургской областной детской полиэтнической библиотеки, преподаватели истории кадетского училища.
Третья группа учащихся анализировала тексты самых популярных сказок братьев Гримм и оформляла мини-книжки в технике «Guckloch» — «Загляни внутрь!», в которых представлены анализ и перевод сказок. Работа проводилась совместно с учителями литературы и немецкого языка кадетского училища, которыми оказывалась консультационная помощь при переводе сказок.
Четвёртая группа ребят совместно с воспитателями, классными руководителями и учителями организовали сбор книг сказок братьев Гримм для создания библиотеки кабинета.
Пятая группа с преподавателями немецкого языка работала над сбором и систематизацией методического и дидактического материала (разработки уроков, внеклассных мероприятий, викторин, конкурсов, сценариев сказок для школьного театра).
Шестая группа учащихся разработала сценарий церемонии открытия кабинета и поставила кукольный спектакль на немецком языке «Бременские музыканты».
Седьмая группа кадет получила задание наладить переписку с сотрудниками музея братьев Гримм в городе Кассель (Германия). Ребята вели переписку с директором и сотрудниками музея и выполнили по их поручению специальное задание: перевести сказки братьев Гримм на языки народов СНГ. Для выполнения этой задачи кадеты привлекли родителей, друзей, знакомых, сотрудников краеведческого музея и сделали переводы сказки «Волк и семеро козлят» на татарский, казахский, армянский языки. Эти переводы размещены в музее г. Кассель (Германия). В благодарность за сотрудничество мы получили благодарственные письма от дирекции музея, а также множество плакатов о творчестве братьев из фондов музея, которые и были использованы для оформления стен кабинета. Наш проект был оценен и в России: кадеты 6 курса стали лауреатами конкурса «Созидание и творчество». Кадеты-участники проекта, представители администрации, преподаватели провели круглый стол, где обсудили все рабочие моменты проекта.
Анализируя полученные итоги внедрения проектной технологии, мы можем сделать следующие выводы:
1) Реализация проекта не ограничивается приобретением кадетами определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия обучающихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка и формируются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия кадет.
2) Кадеты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, учатся самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию (в том числе лингвистическую);
3) В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие кадет друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
4) В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на обучающегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;
5) Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый кадет, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
6) Совместная работа в рамках проекта учит доводить дело до конца, так как кадеты должны задокументировать результаты своего труда, а именно: вести переписку с сотрудниками музея, собрать и обработать статистические, биографические и другие данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить кабинет, организовать презентацию для преподавателей, кадет и администрации училища.
В заключение следует отметить, что реализация проекта помогает обучающимся ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других. Используя в практике работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно использовать ее при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. У кадет увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, накапливается опыт самостоятельной работы со словарем и другими источниками, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в развитии навыков самообучения.
Литература:
1. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка. – Иностранные языки в школе, 2003, № 5.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – Иностранные языки в школе, 2000, № 2, 3.
3. Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Похожие статьи
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Лит...
Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...
Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы
Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старших подростков посредством конструирования и использования педагогических кейсов
Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает группов...
Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...
Похожие статьи
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Лит...
Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...
Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы
Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старших подростков посредством конструирования и использования педагогических кейсов
Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает группов...
Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...