«Система» древнеславянского воспитания и современная педагогика | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стерликов, К. А. «Система» древнеславянского воспитания и современная педагогика / К. А. Стерликов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5691/ (дата обращения: 26.04.2024).

Проблемы педагогики всегда актуальны. Меняются подходы и методики. Неизменным остается вопрос: как наиболее эффективно передать знание от учителя к ученику, и как вывести ученика на поле творческой активности?

От успешности педагогического процесса зависит, какой будет специалист, и какой вклад он внесет в функционирование и развитие общества. Фундамент успешной социальной личности закладывается уже со школьной скамьи, и от того, как организован учебный процесс и какие методики применяются, зависит будущий профессиональный результат.

В последнее время, в области инновации, предпочтение отдается исследовательскому, проблемному и интерактивному обучению.

Но как ни парадоксально, многие эффективные методы воспитания и развития были в далеком прошлом, и их использование составляет достойную конкуренцию общепризнанным направлениям. Одним из таких течений можно назвать духовно-боевой комплекс «Система», разработанный полковником внутренней службы М. В. Рябко на основе древних славянских практик. В популяризации «Системы» большую роль сыграл Ю. Серебрянский, инструктор спецназа, мастер спорта международного класса. Его книги и семинары позволили открыть заново знание, которым обладали наши предки еще до прихода христианства на Русь. Конечно, все это, в первую очередь, предназначено для любителей воинских искусств, но общие принципы и подходы могут стать основой для любой образовательной системы. Каковы же они?

1.      Самопознание.

Настоящее обучение и развитие всегда идет «внутри» человеческого сознания. Навыки, обретаемые в процессе самообразования, отражаются во внешнюю среду в виде практической деятельности. Насколько высок внутренний потенциал человека, настолько ярче он будет реализован в социальной среде.

Если нет внутренней мотивации, никакая внешняя система, ничего не сможет сделать. Поэтому первоочередная задача Учителя, заинтересовать, увлечь, направить, просто вернуть к самому себе, к своим возможностям! Если нет элемента самообразования, самосозидания — нет никакого поступательного движения, развития, нет эволюции.

В современной педагогике часто упускаются особенности внутреннего мира, работает схема «делай как я, я знаю больше», пусть твоя уникальность работает на внешне поставленные задачи. Результат должен быть предсказуемым и заданным. Отклонения не допускаются.

Сократ говорил, что каждый человек уникален и неповторим. Об этом кто-нибудь помнит, излагая материал учебной программы и ожидая зеркальную реакцию на свои действия?

Мы хотим получить то, чего хотим мы сами. Другие варианты просто не рассматриваются.

Аврелий Августин учил, что человек — это великая тайна, которую предстоит разгадывать на протяжении всей жизни. Так может задача истинной педагогики, это обращение индивида к самому себе, а не к внешним «иконам»?

2.                  Важной частью познавательной практики «Системы» является наблюдение за собой и окружающим миром. Это не время, отведенное на урок или лекцию, не эксперимент, осуществляемый в особых условиях и в рамках специфических характеристик, это умение, искусство наблюдать постоянно — за реакцией другого человека, за игрой солнечного света, за полетом пчелы, за работой машины, за своим эмоциональным состоянием. Возможно, это даже не наблюдение, а глубинное внимание, ведущее к ясному пониманию происходящих в мире процессов.

Это открытый учебник природы, который даже не надо печатать — он уже давно издан в виде реальности, в которой мы существуем. Анализ причинно-следственной связи любого «незначительного», «повседневного» события может раскрыть совершенно ошеломительные горизонты, ускользающие от фрагментарного научного исследования.

Как не вспомнить герметические достижения соответствий и аналогий, позволяющие объяснять таинственные феномены бытия. Все отражается во всем. И главное — суметь увидеть, прозреть и принять.

3.                  Возможна ли жизнь без творчества? Было ли бы хоть что-то, если бы не существовало творческое начало Вселенной? В религиозной литературе утверждается креационизм, как первопричина всего живущего. Наука говорит о прогрессивно-созидательном развитии человека и мироустройства. В любом случае все сходится к тому, что для следующего шага, следующей ступени, уровня в жизни, необходим творческий акт.

Как часто педагогика обращается к этому? Есть много шаблонов для создания условий «псевдотворчества», а вот интерес к творчеству, ведущему к новому пониманию, мироощущению, мышлению, такое вписывается в образовательный стандарт?

«Система» предполагает творческую активность как основу жизнедеятельности. Элементарно — «сделай сегодня то, чего ты раньше никогда не делал. И так каждый день». Не говоря уже о творческом самовыражении через музыку, стихи, живопись.

В дзен-буддийской традиции есть практика продолжения Священного Коана учеником. Это повседневное обучение. У нас в школах и вузах, требуют от учащихся продолжения сочинений Платона, трудов М. Планка или А. Эйнштейна? Нет. Это же невозможно! Или возможно, если с детства поощрять творчество и не загонять его в штампы учебных программ? Наработанный принцип внутренней творческой активности — это способность реализоваться в любой профессии — находить новые решения, конструктивные изменения, перспективный взгляд.

Это возможность быть лидером и вести за собой других.

4.      Целостность личности.

Современное общество проповедует индивидуализм. Есть «Я» и поле возможностей. Противопоставление «своего мира» и внешних вещей. Четко зафиксированная граница через тело и сознание. Здесь и начинается процесс отстранения, отчуждения и непонимания.

Формула «Я» и «Ты» — это источник конфликта.

«Система», как и восточные духовные учения, говорит о единстве и взаимосвязи, всего со всем. Не умозрительно — интеллектуальное единство на уровне теоретических выводов, а практика повседневной жизни, основанная на осознании того, что «Я» — есть все. «Я» — не часть мира, не механическая деталь, а гармоничная, нераздельная составляющая — «Я» есть Вселенная.

Осознание себя не как представителя конкретного биологического вида, нации, социума, а проявления высшего начала, задает совершенно другой алгоритм мироотношения. Нет понимания «чужого» и «врага». «Враг» — это состояние ума, его проекция на ситуацию. Все есть «свое», родное — все от абсолютного бога Рода. Все едино. Все есть жизнь. Вредить «другим» — вредить себе. Отсюда и сострадательное, внимательное и позитивное отношение ко всем окружающим существам.

Стремление к гармоничной целостности — одно из базовых направлений «Системы». В современности, интеллектуальность часто жертвуется физическому развитию, и наоборот. И мы видим «умных», почти лишенных здоровья и «атлетов», не обладающих признаками разума. В пространстве «Системы» определяется личность, где духовное и телесное развиваются в неразрывном движении.

5.      Ну и наверно самое главное — Любовь.

Наука не говорит о любви. В этой сфере нет чисел, нет логики, нет схем, догм и законов.

Но вместе с тем, она является основой жизни. Созидательная энергия, которая пронизывает все существующее. Но она выведена за скобки научного поиска, как нечто лишенное экзистенциального статуса.

Насколько важна любовь в судьбе человека и в процессе обучения?

«Система» говорит об этом, как о краеугольном камне, начале и конце всего, любого проявления человеческих действий. Если мы транслируем любовь во всех своих начинаниях, мы приближаемся к совершенству.

Это роковой, предопределяющий все наше будущее, выбор. Принятие или непринятие мира и жизни. «Я люблю» — я принимаю мир и его игры; «Я ненавижу» - я делаю его врагом и я разрушаю его и себя. Это принцип. От него идут все ответвления сознательной деятельности — желания, цели и достижения.

«Человек измеряется способностью и силой любить…» — Фома Аквинский.

Пять универсальных принципов, которые могут изменить всю палитру взаимодействия человека и мира, научить полноценной реализации своей истинной природы.

В «Системе» физическая подготовка дополняется комплексом психотехник, помогающих справиться со многими противоречивыми проблемами, присущими человеческому существу, и открывающими бесконечный простор духовных свершений.

Не быть слепой игрушкой неведомых сил, а стать хозяином любой, даже экстремальной ситуации. Осознать себя чем-то большим, чем продуктом современного социума и данного пространственно-временного континуума.

Основная задача — направить, показать, поставить перед выбором, когда ученик сам начнет свое собственное, независимое и неповторимое познавательное движение.

Наверно, это и есть подлинное искусство педагогики.

«…”Система” не историческое название. Это не стиль боя, не школа традиционных знаний. Это смысловое определение современного восприятия Славянской Традиции, точнее восточнославянской…». (Юрий Серебрянский «Русское боевое искусство «Система»).

Человека нельзя ничему научить. Его можно вернуть к самому себе. Об этом еще в Древней Греции писал Платон: «Знание есть воспоминание. Все знание в душе человеческой». Об этом сотни лет говорят мастера Дзен — «Вы уже есть Будда…». Об этом говорили славянские волхвы. «Где просто — там ангелов войско, где мудрено — там нет ни одного…» Так может пора уже отбросить громоздкую механику абстрактных теорий и начать диалог с миром и с самим собой, как это делали наши мудрые предки?

Литература:

1.      А. Августин «О Граде Божьем», «Исповедь», «О бессмертии души». Собрание сочинений. Москва 2012 г.

2.      Фома Аквинский. «Сочинения». «Либроком» 2013 г.

3.      Джованни Реали, Дарио Антисери. «История западной философии от истоков до наших дней» Санкт-Петербург. 1995 г.

4.      Платон. «Диалоги» «Азбука-классика» 2011 г.

5.      Серебрянский Ю. «Биоэнергетика для спецслужб» Минск.2010 г.

6.      Зайцев Ю. «Путь воина-славянина. Древние биоэнергетические традиции» Минск 2009 г. Серебрянский Ю. «Русское боевое искусство «Система» Минск, 2006 г.

7.      Серебрянский Ю.«И один в поле воин» Минск. 2008 г.

8.      Серебрянский Ю. «Уроки инструктора спецназа» Минск.2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): нет, жизнь, знание, творческая активность, уж.

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Большое значение в развитии школьника имеют общеобразовательные учреждения, где школьник проводит большую часть времени, приобретая знания и умения, навыки, формируя личностные качества и свойства.

Творческая инициатива учащихся как основа успешного будущего

Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой

Школа не притягательна для детей, если в ней нет радости общения, шутки, споров, улыбки близких людей.

Школьная среда с творческим потенциалом — успешная взрослая жизнь.

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Прямого ответа на этот вопрос нет.

Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

На сегодняшний день практика педагогической работы показывает снижение творческой мыслительной активности учащихся в системе

Несмотря на большое количество методик, к сожалению нет единой системы, поэтапно развивающей творческое мышление, но как...

Вхождение в мир искусства через творчество | Статья в журнале...

Также как нет совершенно одинаковых людей, так нет людей, которые воспринимают искусство одинаково.

активное познание и эстетическая оценка воспринимаемых явлений в искусстве и жизни, сопереживание

Развитие творческой активности подростков средствами...

Развитие творческой активности и технического мышления...

Методологические основы понятия творческой активности... творческая активность, активность, творчество, творческая активность школьников, деятельность, творческая деятельность, творческая активность школьника, знание, художественная деятельность...

Значение формирования и развития статуса «ученик» в начальной...

ребенок, творческая активность, статусное положение, статус, развитие статуса, младший школьный возраст, познавательная активность, детство, контрольный класс, взрослая жизнь. Похожие статьи.

Творческая инициатива как критерий успешности личностного...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность. Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством воспитателя и самостоятельно) дает возможность решать задачу творчески...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться

В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Большое значение в развитии школьника имеют общеобразовательные учреждения, где школьник проводит большую часть времени, приобретая знания и умения, навыки, формируя личностные качества и свойства.

Творческая инициатива учащихся как основа успешного будущего

Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой

Школа не притягательна для детей, если в ней нет радости общения, шутки, споров, улыбки близких людей.

Школьная среда с творческим потенциалом — успешная взрослая жизнь.

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Прямого ответа на этот вопрос нет.

Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

На сегодняшний день практика педагогической работы показывает снижение творческой мыслительной активности учащихся в системе

Несмотря на большое количество методик, к сожалению нет единой системы, поэтапно развивающей творческое мышление, но как...

Вхождение в мир искусства через творчество | Статья в журнале...

Также как нет совершенно одинаковых людей, так нет людей, которые воспринимают искусство одинаково.

активное познание и эстетическая оценка воспринимаемых явлений в искусстве и жизни, сопереживание

Развитие творческой активности подростков средствами...

Развитие творческой активности и технического мышления...

Методологические основы понятия творческой активности... творческая активность, активность, творчество, творческая активность школьников, деятельность, творческая деятельность, творческая активность школьника, знание, художественная деятельность...

Значение формирования и развития статуса «ученик» в начальной...

ребенок, творческая активность, статусное положение, статус, развитие статуса, младший школьный возраст, познавательная активность, детство, контрольный класс, взрослая жизнь. Похожие статьи.

Творческая инициатива как критерий успешности личностного...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность. Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством воспитателя и самостоятельно) дает возможность решать задачу творчески...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться

В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.