Автор: Фицнер Марина Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Фицнер М. М. Вхождение в мир искусства через творчество // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 180-182.



Современное культурное состояние общества, его отношение к детству как самоценному периоду в жизни человека, когда рождается и формируется творческий потенциал личности, обуславливает актуальность развития детского творчества. Сегодня важен поиск оптимальных методов «использования» изобразительного и декоративно-прикладного искусства как инструмента для воспитания ребенка, реализация его права на творчество, самостоятельное выражение присущим ему художественным языком, который изначально принадлежит человеку от рождения, но открывается и приобретает художественную ценность, культурный смысл, с помощью педагога.

Формирование культуры нельзя получить извне, она формируется в процессе познания.

Не зря говорят, что искусство не цель, а путь. Путь учителя и ученика. Знающий человек может передать то таинственное и новое, что заставляет восхищаться. Ведь путь учителя заключается не в учении, а в сопровождении ученика к познанию. Ведь в сотрудничестве ученика и педагога преодолеваются этапы на пути духовного становления личности. И только в творческом сотрудничестве открытия ждут и ученика, и педагога.

Передать свои эмоции и переживания человек может через творчество. Но для каждого оно уникально и своеобразно. Также как нет совершенно одинаковых людей, так нет людей, которые воспринимают искусство одинаково. Детское творчество — это мир открытий, познания и переживания. Уникальность процессов детского творчества заключается в том, что ребенок передает свои мироощущения, мировосприятия и миропонимание. Благодаря творчеству он знакомится с новым и находит себя. Задача учителя помочь детям в этом и создать творческое сотрудничество, где учитель является посредником между познанием и знаниями.

Известно, что в наше время поток научной и иной информации растет как снежный ком. Творческая потребность меняется, со временем преобразовывается во что-то новое, более востребованное. Но главное в подготовке творческой личности состоит не в качестве добытой информации, а в способности ее существенной переработки, основанной на оценке ее позиций конкретного духовного, мировоззренческого и нравственного подхода, присущего каждому ученику.

Существенную важность и значение в формировании ценностных отношений, духовных приоритетов и эстетического сознания личности представляют учреждения дополнительного образования детей и молодежи, которые формируют сегодня новую практику получения знаний, доступных и интересных, отвечающих требованиям времени, национальным традициям культуры и образования. Именно эти учреждения стремятся направить свою деятельность на приобщение учащихся к миру искусства и его восприятию, формируют художественную культуру обучающихся как систему эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и индивидуальных ценностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств [1].

Занятия, которые направлены на связь с прошлым. Такого рода занятия немаловажны в познании своей национальности, приобщении к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями [5]. Приобщение детей к народному декоративно-прикладному и изобразительному творчеству возвращает их к многовековым народным истокам и национальным традициям, способствует процессу эстетического воспитания, духовного формирования личности, воспитанию высоких патриотических чувств, становлению гражданина Республики Беларусь. Ощущение себя преемниками духовной традиции, представление о многообразии мира, радостная встреча с искусством как неожиданное открытие, начальные сведения о языке линий и красок, умение работать широко, смело — это далеко не полный перечень тех преимуществ, которые дает ребенку творчество, чья уникальность — в увлекательности обучения, пробуждающего творческие силы души, развивающего вкус, и в конечном итоге, формирующего личность.

Сущность идеи самоценности школьного детства выражается в том, что младший школьный возраст представляет собой период возникновения и становления у ребёнка психических новообразований, в основе которых лежит творческое, деятельное освоение общественно-исторического опыта человечества. Именно в этом возрасте закладывается самоценная фундаментальная база человеческого развития, а не просто предпосылки развития способностей и свойств, характеризующих взрослого человека. При этом, как отмечают учёные, из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребёнок постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала на основе таких личностных самообразований, как активность, общение и самостоятельность [2, с. 103].

В качестве приоритетных направлений развития личности школьника, его образного мышления на занятиях по творческим дисциплинам, можно назвать следующие: создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей, психических процессов каждого ребёнка, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, внимание, ассоциативная память, творческое воображение); формирование навыков продуктивного и образного мышления, а также таких личностных образований, как потребность в общении с искусством, установка на творческие действия, активное познание и эстетическая оценка воспринимаемых явлений в искусстве и жизни, сопереживание художественному образу, самому себе, окружающему миру; воспитание основ эстетического мироотношения, потребности постоянного ощущения красоты; эстетической восприимчивости к явлениям окружающей действительности, чувствительности к восприятию и переживанию гармонии форм, цветовых и звуковых сочетаний природного мира и искусства; эстетических чувств; культуры речи и общения со сверстниками и взрослыми.

Необходимо создать такую обстановку в познании, чтобы ребенок не работал как марионетка, а чтобы стремился познать все сам. Учитель в этом случае должен направлять на достижение цели. Состояние сотрудничества не ставит ограничения во взаимодействии взрослого и ребенка. На этом этапе ребенок не должен ощущать напора учителя, а наоборот он должен ощущать заинтересованность и самого учителя. Ведь в младшем школьном возрасте ученики поглощают полученную информацию как губка. Поэтому очень важно дать информацию хорошо подобранную, чтобы она не только была поглощена, но и привела к творческому началу.

Примером может служить мероприятие, направленное на знакомство с изделиями из глины (кувшины, посуда, игрушки и т. д.).

1-этап: знакомство с изделиями из глины и их историей. Важно подать информацию так, чтобы заинтересовать, побудить желание к изучению.

2-этап: знакомство с оформлением (формой, символикой) и применением изделий. Посуда для пищевых и обрядовых целей. Свистульки — для музыки и игры и т. д.

3-этап: замешивание глины. Учащийся знакомится с материалом. На этом этапе происходит знакомство с материалом, его происхождением и применением.

4- этап: изготовление собственного изделия. Учащимся предлагается создать изделие с собственно изобретенной формой и украшением.

5-этап: украшение и роспись изделия.

Орнамент должен быть национального характера. Не обязательно повторяться. Это поможет усвоить материал не с помощью повторения, копирования, а способом изучения, преобразования.

6-этап: выступление ученика с презентацией своего изделия.

На этом этапе учащийся является главным, он представляет свою идею и модель в своем творческом начале. Он начинает проявлять себя как личность со своим мировосприятием. Учитель — это носитель информации, с которой знакомится малыш, он является помощником в познании нового и неизведанного.

В младшем школьном возрасте в контексте вне ситуативно-познавательного общения с взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное — научить ребенка думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но, в то же время, их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у школьников [3, с. 144].

Работая такими методами, мы добьёмся той цели воспитания, к которой стремимся. Мы научим воспринимать мир детства таким, какой он есть в современном обществе. Увидеть зарождающиеся способности ребенка, развивать их, создать условия для творчества, проявив при этом изобретательность, а порой и настойчивость — важная задача учителя. Художественно-творческая активность ребенка на этапе детства имеет огромное значение в формировании его как личности, особенно его эмоциональной сферы и эстетических чувств.

Л. Н. Толстой заметил, что мы обманываемся, считая, что с каждым годом движемся навстречу идеалу. На самом деле мы удаляемся от него, потому что именно детство является идеалом нормального человеческого состояния. В совместной творческой деятельности взрослые могут соперничать с детьми в непосредственности восприятия мира, в искренности отношений друг с другом и в наивысшем счастье — познании самого себя [4].

У детей разные способности, склад характера и увлечения. Но именно взрослые могут научить детей активно воспринимать красоту окружающего мира, открыть в детской душе чувство гармонии и творческое начало.

Литература:

  1. Андреюк, Н. Д. Базанова, Н. Г. Каминская, М. А. Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества / Н. Д. Андреюк, Н. Г. Базанова, М. А. Каминская. — Минск: Национальный институт образования, 2015.
  2. Никашина, Г. А. Совершенствование организации и содержания педагогического процесса музыкального воспитания детей в условиях современного дошкольного учреждения / Эстетическое образование: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.практ.конф., (15–16 нояб. 2007 г., г. Брест) / Брестский гос. унт им. А. С. Пушкина; редкол.: М. Э. Чесновский [и др.]. — Минск: Паркус плюс, 2007. — 182 с.
  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  4. Валаханович, С. А. Преображение творчеством. — Минск: «Беларуская навука», 2003. — 90с.
  5. Интернет портал России (Электронный ресурс) Ответы@mail.ru. — Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/15492839
Основные термины (генерируются автоматически): младшем школьном возрасте, творческой личности, эстетических чувств, детского творчества, образного мышления, национальным традициям, духовного становления личности, эстетического сознания личности, творческий потенциал личности, формирование творческой личности, подготовке творческой личности, развития личности школьника, духовного формирования личности, развития детского творчества, процессу эстетического воспитания, школьном возрасте ученики, национальным традициям культуры, процессов детского творчества, основ эстетического мироотношения, творческом сотрудничестве открытия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос