Творческое воспитание детей с ЗПР через музыкальные праздники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 25.05.2014

Статья просмотрена: 1506 раз

Библиографическое описание:

Голдобина, Е. Г. Творческое воспитание детей с ЗПР через музыкальные праздники / Е. Г. Голдобина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5645/ (дата обращения: 17.12.2024).

В настоящее время в детских садах работают музыкальные руководители, которые включают в свою работу не только проведение музыкальных занятий и праздников, но и понимание характерных особенностей детей с речевыми нарушениями, учитывая стоящие перед ними коррекционные задачи. А ведь музыка, музыкальный праздник может оказать большую помощь в коррекционной работе. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников. Главная цель любого детского праздника — доставить радость детям. Достичь этой цели не всегда просто. С одной стороны, дети радуются хорошо знакомым песенкам, упражнениям, игрушкам, а с другой — они не прочь увидеть что-нибудь новенькое. Можно использовать на празднике уже знакомые детям предметы и игрушки, но и в привычной для них ситуации. Вот один пример. На занятия к детям часто приходит кошечка. Она сидит на руках у педагога или ждет деток на стульчике. На празднике игрушка может неожиданно появиться из-за ширмы, из-под зонтика, ее могут привезти на машинке и т. д. Дети могут позвать киску к себе на праздник — ее появление обязательно доставит воспитанникам радость.

Начинать праздник лучше в привычной для детей с ЗПР обстановке, скажем, в помещении группы. Например, собачка приходит к детям и зовет их в музыкальный зал, в зале она обращает их внимание на то, какой он красивый, нарядный, выражает желание послушать про себя песенку и т. д.

Не следует перегружать праздник персонажами (двух-трех игрушек в полнее достаточно) — важно, чтобы их появление было интересно обыграно. Детям из коррекционных групп сложно следить за длинной сюжетной линией, а вот небольшие сюжеты, связанные с каждым персонажем, вполне доступны для восприятия и не утомят их. Объединит эти мини-сценки тема праздника появление на нем гостей.

В процессе работы с детьми с ЗПР — нужно привлекать к проведению праздников помимо музыкального руководителя других педагогов, которые хорошо знакомы детям (педагог по физическому воспитанию, педагог — психолог, логопед).

Актуальность темы проекта.

Музыкальные праздники позволят формировать у детей с ЗПР доброжелательный интерес к сверстнику; эмоционально-положительные действия направленные друг на друга, будут способствовать развитию умения играть рядом и вместе с другими детьми, подражать им. Кроме того, они окажут положительное влияние на развитие внимания, памяти, произвольности, будут стимулировать двигательную певческую активность, развивать восприятие музыки и слуховое восприятие, сюжетные действия. Для формирования первых детских контактов нет необходимости иметь обширный музыкально-игровой репертуар (достаточно разучить несколько плясок, песенок, хороводов). Повторение знакомых игр детям с ЗПР не надоедает, чем свободнее они выполняют какое-либо известное действие, тем больше радости им это доставляет.

Основные цели и задачи проекта:

1.                  Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

2.                  Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

3.                  Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках.

4.                  Воспитывать любовь и интерес к музыке.

5.                  Обогащать музыкальными впечатлениями с использованием дидактических игр, сюрпризных моментов и т. д.

Ожидаемые результаты работы:

-        Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

-        Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех.

-        Самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

-        Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимание, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

-        Обеспечить тренировку органов слуха и развить внимание.

Заключение.

Таким образом, методически правильно организованная работа по подготовке и проведению музыкальных праздников целенаправленно ставит детей в ситуацию «чистого общения». Учатся прикасаться к друг другу в ходе игр, постепенно происходит формирование интереса и эмоционально-положительных действий, становятся более раскрепощенными, уверенными и активными.

Можно сделать вывод: музыкальные праздники являются действенной формой организации досуга детей. Эти мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и родительской общественности, самих ребят.

При проведении музыкальных праздников дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки музыкального руководителя и воспитателей, тесный контакт с педагогическим персоналом и семьёй.

Родители должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дошкольного учреждения предусматривался активный отдых детей. Семья во многом определяет отношение детей к искусству, их интерес к музыке, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность.

Приложение.

«Весна — пришла»

Цель:

-        уточнить и закрепить знания детей о приметах весны

-        развивать память и слуховое внимание, речевую активность детей, общую моторику переключаемость и координацию движений.

-        умение использовать свои знания в предметно — практической деятельности; воспитывать умение адекватно реагировать на изменение окружающего мира, бережное отношение к природе;

-        умение подчиняться задачам коллектива и воспитывать желание участвовать в совместном мероприятии.

Оформление:

Перед праздником готовим декорацию: на «лужайке» (ткань зеленого цвета размером 1,4 м Х 3м) устанавливаем березку (в ее ветвях спрятана птичка)и несколько «весенних» цветочков.

Ход развлечения

Музыкальный руководитель с игрушкой «солнышко» приходит к детям в группу, проводит небольшую предварительную беседу, настраивающую ребят на праздник, и приглашает их вместе с мамами, воспитателем, педагогом, психологом и воспитателем по физической культуре пройти в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (м.р.). Как в нашем зале красиво, нарядно — только солнышка не хватает. (Прикрепляют солнышко к стене — для этого заранее приготовлена леска с крючком, на который насаживается игрушка.) Вот как светло и тепло стало!

Дует теплый ветер,

Солнце яркой светит,

Отражаясь в лужах,

Больше шарф не нужен.

Вот уходит прочь зима,

В гости к нам спешит весна!

Мы для тебя, солнышко, в ладошки похлопаем и ручками попляшем. (Проводится игровое упражнение «Ладушки»)

Сейчас, солнышко, мы тебе покажем какие у тебя теплые лучики. Вот где они у меня спрятались (приподнимает платочек, которыми накрыты султанчики). Берите лучики — будем играть с ними!

Проводится игровое упражнение с султанчиками — лучиками под любую музыку. Взрослые помогают детям разобрать султанчики, берут их также себе. Музыкальный руководитель напоминает детям, какие движения им надо выполнять. Если не6обходимо показывает их во время выполнения упражнения.

Под тихое звучание 1-й части музыки дети бегают, держа руки султанчиками за спиной — нет солнышка. Под громкое звучание второй части останавливаются и машут султанчиками перед собой — солнышко появилось.

Педагог по физкультуре. Акогда солнышка нет и идет дождик, нам понадобится зонтик (показывает) и тогда никакой дождик нам не страшен! Бегите скорее ко мне под зонтик, спрячемся! (Звучит пьеса «Дождик» — дети подбегают к педагогу, тот прикрывает их зонтиком)

Во-о-о-т такая лужа получилось после дождя (разводит руки в стороны). Придется надеть сапожки. («Обувает сапоги» — делает имитирующие движения Дети повторяют.) Пойдем в сапожках погуляем!

Я иду, я иду, поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки. (Дети вмести с педагогом идут по залу).

Ой–ой–ой, посмотри лужа-то какая,

Ай–ай–ай, ай–ай-ай, лужа-то большая! (Останавливаются и показывают руками, какая большая лужа).

Высоко-высоко-высоко подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну! (Под прыгивают)

Да-да-да, да-да-да, высоко подпрыгну.

Да-да-да, да-да-да, лужу перепрыгну. Гоп! («Перепрыгивают лужу».)

М.р. Авот и корова пришла погреться на солнышке. (Показывает детям корову и исполняет песню «Корова»). Как корова мычит? (Побуждает к звукоподражанию). Корова приглашает вас поплясать.

Исполняется русская народная мелодия — дети по показу взрослого выполняют знакомые танцевальные элементы («фонарики», перетопы, «пружинку», хлопки).

Воспитатель. А кто у нас на березке спрятался?

М.р. Давайте послушаем, кто там прячется!

(Играет вступление к песне «Птичка») Это птичка? Она чирикает?

(Достает птичку и исполняет песенку, на заключении дети «кормят птичку зернышками»). Птичка поела и уселась на веточку, а рядом появилась кошка — она хочет поймать птичку. Улетай скорее, птичка (хлопает в ладоши), а то кошка тебя поймает (призывает детей помочь ей хлопать).

Улетела птичка, кошка не поймала ее. Иди сюда, киска, мы тебе молочка дадим. (Исполняет песню «Кошка», привлекая детей к звукоподражанию). Теперь грейся, киска, на солнышке, не обижай птичек.

Педагог-психолог. А вот и лягушка прискакала (звукоподражание), тоже хочет на солнышке погреться. У лягушки есть для нас подарок — разноцветные шарики. Ловите их! Пока дети ловят шарики («мыльные пузыри»), музыкальный руководитель вносит в зал воздушные шары небольшого размера — их вручают дети, когда они наиграются.

М.р. Вот как у нас было весело! Спасибо тебе, солнышко, за праздник, мы еще придем к тебе в гости. До свидания!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, праздник, музыкальная деятельность, солнышко, педагог, птичка, игрушка, лужа, музыкальный зал.