О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения
Автор: Султанова Татьяна Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 31.03.2014
Статья просмотрена: 264 раза
Библиографическое описание:
Султанова, Т. А. О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения / Т. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5432/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное образование нуждается в педагогах, которые не только владеют системой научно-педагогических знаний, но и способны осуществлять руководство образовательным процессом на прогностических основах. Данная позиция находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 051000.68 — «Профессиональное обучение», в котором зафиксирована совокупность требований, обязательных при реализации магистерских программ [1]. В соответствии с основными видами профессиональной деятельности (учебно-профессиональная, научно-исследовательская, педагогическо-проектировочная, организационно-технологическая работу) магистр профессионального обучения должен быть подготовлен к решению целого спектра профессиональных задач, среди которых наиболее значимыми в контексте нашего исследования являются проектировочные.
Решение данного типа профессиональных задач предполагает проектирование стратегического развития образовательных учреждений; системы обеспечения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях; образовательного процесса с учетом требований работодателей; системы мониторинга и оценивания результатов обучения и воспитания будущих специалистов; образовательных программ для различных категорий обучающихся; образовательной среды в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности и т. д. Это означает, что магистр профессионального обучения должен владеть основными приемами и методами прогнозирования, которые позволят ему анализировать, моделировать, проектировать, и конструировать процесс профессиональной подготовки специалиста на основе опережающего подхода.
В этой связи в учебный план магистерской программы «Инновационный менеджмент учреждения профессионального образования», реализуемой в Оренбургском государственном университете, была введена дисциплина «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента», обладающая потенциалом формирования и развития прогностических умений студента.
Дисциплина «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» вводит будущих магистров в современную проблематику теории педагогического прогнозирования. Само название дисциплины говорит о том, что ее необходимо рассматривать в двух аспектах: педагогическом и управленческом. С одной стороны — это постижение общенаучных и педагогических подходов реализации прогнозирования, с другой — осознание роли и значимости прогностической деятельности в системе педагогического менеджмента. Важность изучения данной дисциплины связана с необходимостью актуализации и развития прогностического мышления студента, обеспечивающего стратегическую направленность будущей профессиональной деятельности и проявляющегося в умении разрабатывать личностно и профессионально значимые прогнозы.
Целевые ориентиры дисциплины связаны с формированием готовности к прогнозированию самого образовательного процесса, его результатов и альтернативных путей повышения качества подготовки рабочих (специалистов). Цель изучения дисциплины конкретизируется в ряде задач: формирование целостных, системных представлений в области педагогического прогнозирования; освоение современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности; овладение инструментарием педагогического прогнозирования; развитие прогностического мышления.
В результате освоения дисциплины у студентов формируется система знаний о технологических особенностях прогнозирования в образовании, его месте в структуре деятельности менеджера образования, признаках, видах, основаниях образовательного прогноза. Операциональная грамотность студентов связывается с умениями использования алгоритма педагогического прогнозирования; определением и формулированием целей и задач разрабатываемого прогноза, определением объекта прогноза, его верификацией; использованием методов прогнозирования. Также изучение курса предполагает овладение навыками определения признаков, видов, оснований педагогического прогноза и приобретение опыта прогнозирования результатов организации образовательного процесса в профессиональной школе.
Для освоения содержания курса нами был разработан учебно-информационный комплекс, в состав которого вошли: программа дисциплины, индивидуальная организационно-деятельностная карта изучения дисциплины; обучающий модуль, включающий теоретический и практический учебный материал; комплект трехуровневых заданий по педагогическому прогнозированию (репродуктивный, продуктивный, творческий); комплект тестовых заданий; рефлексивная карта изучения дисциплины. Рассмотрим каждый из элементов учебно-информационного комплекса более подробно.
1. Программа дисциплины включает два взаимосвязанных образовательных модуля, каждый из которых фиксирует объем учебного материала, необходимый и достаточный для обучения выполнению соответствующего элемента прогностической деятельности. Первый модуль предусматривает содержание, раскрывающее концептуальные основы прогнозирования в образовании в целом и в деятельности менеджера образования в частности. Второй модуль способствует освоению технологии педагогического прогнозирования и пониманию логики прогностической деятельности менеджера образования. Приведем содержание обозначенных модулей.
Модуль 1. Концептуальные основы прогнозирования в образовании.
Исторические условия возникновения и развития прогнозирования. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий. Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического и социального прогнозирования. Современный этап развития исследований будущего. Глобалистика и альтернативистика.
Прогнозирование в образовании: историко-культурный контекст. Историко-культурные основания возникновения педагогического прогнозирования. Развитие идеи прогнозирования в отечественной и зарубежной педагогике. Прогнозирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.
Теоретические основы педагогического прогнозирования. Понятие педагогического прогнозирования: способность к опережающему отражению будущего, процесс познания будущего, вид деятельности. Объект, цели, задачи, функции и принципы педагогического прогнозирования. Уровни прогнозирования в образовании. Методы прогнозирования: общенаучные, интернаучные, частнонаучные. Понятийный аппарат педагогической прогностики: прогнозный фон, прогнозный сценарий, прогнозная модель, педагогический прогноз.
Менеджер образования как субъект прогнозирования. Многообразие субъектов прогностической деятельности в управлении образованием. Прогностические основания деятельности менеджера образования (руководитель образовательного учреждения, заместителей по учебной, воспитательной, научно-методической работы и др.). Прогностическая направленность функций менеджера образования (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная). Проблема организации совокупного субъекта прогнозирования.
Модуль 2. Технология прогнозирования педагогических объектов, процессов и явлений.
Технология педагогического прогнозирования в деятельности менеджера образования. Роль и значение прогнозирования в структуре деятельности менеджера образования. Этапы прогностической деятельности. Критерии эффективности прогностической педагогической деятельности. Разработка программы прогностического исследования. Построение базовой (исходной) прогностической модели и ее анализ.
Педагогический прогноз.Основные признаки педагогического прогноза.Классификация педагогических прогнозов: поисковый, нормативный, целевой, программный, плановый. Форма представления педагогических прогнозов. Основные требования к разработке педагогических прогнозов. Процедура верификации прогностических разработок в деятельности менеджера образования.
Логика организации прогнозирования в деятельности менеджера образования. Этапы прогнозирования: аналитико-ориентационный, технико-организационный, прогнозно-ретроспективный, прогнозно-диагностический, прогнозно-проектировочный, верификационный, корректировочный.
2. Индивидуальная организационно-деятельностная карта изучения дисциплины является одним из условий достижения качества освоения курса. Она разрабатывается студентом самостоятельно и предполагает описание учебной деятельности по всем модулям курса. В карте, представленной в таблице 1, отражаются целевой, содержательный, русурсный, коммуникативный, контрольно-регулировочный аспект освоения курса.
Таблица 1
Индивидуальная организационно-деятельностная карта изучения дисциплины «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента»
Модуль |
Цель и задачи |
Учебный элемент |
Взаимодействия |
Срок выполнения |
Критерии оценки |
Запись о степени выполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. Обучающий модуль представляет собой дидактический пакет учебных элементов на бумажных и электронных носителях и используется непосредственно в учебной деятельности. Структурно обучающий модуль включает: ориентационный блок, раскрывающий входные требования, целевые ориентиры, межпредметные связи, основную и дополнительную литературу; содержательный или информационный блок, включающий материалы с учебными текстами, рисунками, таблицами, заданиями для самостоятельного выполнения; диагностический блок, состоящий из тестовых, практических, лабораторных работ, комплекта прогностических заданий; рефлексивный блок, представляющий материалы для самооценки студентами процесса освоения изучаемого курса.
Представленная организация учебных материалов обеспечивает приоритет самостоятельной деятельности в освоении заявленного курса, а также способствует формированию навыка самообучения.
4. Исходным материалом для разработки комплекта трехуровневых заданий по педагогическому прогнозированию являются типичные профессиональные ситуации, связанные с разработкой педагогических прогнозов: генерация идей, проблемно-ориентированный анализ, выработка альтернативных путей решения проблем и т. д. Приведем пример прогностических заданий репродуктивного, продуктивного, творческого уровней.
Репродуктивный уровень. Дополните перечень объектов прогнозирования в образовательном учреждении: образовательный процесс, инновационный процесс, обеспечивающий процесс.
Продуктивный уровень. Из предложенного перечня документов, выберите те, которые отражают результаты прогностической деятельности менеджера образования: программа развития образовательного учреждения, устав образовательного учреждения, договор с родителями, годовой план образовательного учреждения, основная образовательная программа, протоколы заседаний кафедры (ПЦК), планы воспитательной работы.
Творческий уровень. Познакомьтесь с предложенным списком заказчиков образовательных услуг: государство; родители обучаемого; сами обучаемые; представители регионов и местные сообщества; профессиональные образовательные учреждения; представители различных организаций, предприятий, фирм; вооруженные силы; деятели науки. Изучите основания и содержание образовательного заказа. Выделите основные проблемы взаимодействия Вашего образовательного учреждения с данными заказчиками, внесите их в таблицу. Там же отразите альтернативные (возможные) пути решения данных проблем.
5. В рефлексивной карте должны быть отражены основные трудности изучения дисциплины, определены их причины (объективные и субъективные) и предложены возможные пути разрешения проблемных ситуаций. Результаты рефлексивного анализа позволят определить направления деятельности по устранению причин, снижающих качество создаваемого прогноза, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности.
Таким образом, обозначенное содержание курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и описанная логика его освоения, обеспечивают формирование у магистров профессионального обучения единого системного представления о прогностической деятельности и роли педагога как ее активного субъекта.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). — Введ. 2010–04–16. URL: http://www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/051000m.doc. (дата обращения: 28.03.2014).