Формирование нравственных качеств личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 11.03.2014

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Михайлова Е. А. Формирование нравственных качеств личности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 128-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5278/ (дата обращения: 25.09.2018).

В последнее время насущной потребностью стало воспитание духовно-нравственной личности. Эти потребности закреплены на уровне государственных документов, таких как

-       Федеральный Закон «Об образовании»;

-       Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-       Федеральный государственный образовательный стандарт;

-       Концепция духовно-нравственного воспитания личности.

Во всех этих документах важнейшее место отводится духовно-нравственному воспитанию личности.

Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. [1] Целью воспитания является формирование у ребенка должных воззрений о правилах поведения в обществе и нормах морали, понятий о прекрасном, о роли семьи, долге и чести, любви к Родине… У В. П. Астафьева есть замечательные слова:

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина — он еще не сирота».

Воспитать достойного гражданина — значит научить его бережному отношению к людям и стране, к своему здоровью и окружающей среде.

В наше непростое время самая большая опасность не в смене политических пристрастий, не в развале экономики, а в том, что любовь к Родине, к месту, где ты родился и вырос, приобретает чаще оттенок негативный, и мы рискуем получить духовных «сирот», лишенных нравственных идеалов, понятия гражданского долга и ответственности прежде всего перед близкими людьми, а значит, и перед страной. В таких условиях возрастает роль школы в воспитании у учащихся понятий «гражданин» и «патриот».

Развивать у школьников такие качества, умения и навыки, которые будут способствовать в дальнейшем формированию гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, ответственности и дисциплинированности — вот основа патриотического воспитания в школе.

С точки зрения Быкова А. К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа — интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. [2]

Общей целью гражданско-патриотического воспитания является формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своего края и страны, способного стать на защиту государственных интересов России. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, демократическим, правовым, экологическим. Оно всегда конкретно. Только дав возможность ребенку прикоснуться к этому конкретному, почувствовать себя частью конкретного общества — семейного, школьного, городского,- мы дадим возможность школьнику реализовать его личностную потребность — быть гражданином своей страны.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

-       утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

-       создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.

Включение в воспитательную систему школы современной социальной технологии развития, обучения и воспитания — метода социальных проектов — может стать эффективным способом формирования и становления активной гражданско-патриотической позиции.

Воспитание человека-патриота невозможно без воспитания любви к родному краю. Через познание обычаев, традиций, осознание духовных идеалов и деятельность можно сформировать социальную компетенцию у учащихся. Под руководством педагогов ученики изучают прошлое семьи, родного края, историю страны. Это просчитанные, продуманные «шаги» вперед: начиная с истории своей семьи (проекты «Моя мама — лучшая на свете», «Профессии моей семьи», «Война в истории моей семьи» и т. п.) к истории родного края и страны («Урал-опорный край державы», «Исторические события в жизни уральцев»).

Как утверждал В.Сластенин, важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития [4, с.349]. Миссия школы состоит в том, чтобы развить стремление в школьниках к социальной и личностной реализации. Особую роль в реализации гражданско-патриотических качеств играет технология КТД (коллективного творческого дела). Целью КТД является стремление к общению, к познавательной активности. Эта технология разрабатывалась И. П. Ивановым в 60-е годы ХХ века [3]. Коммунарская методика не утратила своей актуальности и как нельзя лучше помогает формировать духовно-нравственные качества личности. Ряд коллективных творческих дел — это системообразующий фактор воспитательного процесса, где каждое проведенное дело имеет и логическую завершенность, и социальную направленность. Совместная коллективная деятельность (коллективные творческие дела) формируют активную позицию человека — гражданина. КТД помогает реализовать личностные качества учащихся, при этом снимается такое противоречие, как проявление только лидерских качеств, потому что работать приходится в группе, где надо уметь договариваться со сверстниками.

Выявленная социальная проблема решается в ходе КТД. Например, подготовка «Города мастеров» заставляет ребят продумать открытие какого-то своего дела (мастерской). Продукция же этой мастерской (например, коробочки для карандашей, фоторамки и т. п.) презентуется детям из социальных приютов, для которых, кроме подарков, ребята продумывают игры и развлечения.

История школы и история города, осознание себя частью этой истории и принятие ответственности за нее формируют нравственные качества выпускников школы, способствуют воспитанию патриота и гражданина.

Литература:

1.             Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969–1978.

2.             Быков А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. -2011. — № 1.

3.             Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.

4.             Сластенин В. А. и др., Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, родной край, дело, духовно-нравственное воспитание личности, моя семья, Россия, семья, учащаяся молодежь.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями

Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Духовно-нравственную культуру России также невозможно себе представить и без народного искусства.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край... Патриотическое воспитание детей является одной из

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина».

Воспитание этих чувств начинается с самого раннего детского возраста, и в очень большой мере зависит именно от семьи.

Патриотическое воспитание младших школьников

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями

Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Духовно-нравственную культуру России также невозможно себе представить и без народного искусства.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край... Патриотическое воспитание детей является одной из

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина».

Воспитание этих чувств начинается с самого раннего детского возраста, и в очень большой мере зависит именно от семьи.

Патриотическое воспитание младших школьников

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия...

Задать вопрос