Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 03.03.2014

Статья просмотрена: 1180 раз

Библиографическое описание:

Коротаева Т. Л. Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 78-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5217/ (дата обращения: 22.10.2018).

Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания.

Ш. А. Амонашвили

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что знание ребёнком моральных норм и правил хотя и ориентирует его на выбор морально ценных поступков, далеко не всегда определяет следование им в реальном поведении. Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы. Следующим моментом для решения задачи по формированию доброжелательных отношений среди сверстников является создание в группе эмоционального комфорта для каждого ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога, чьё общение с ребёнком становится ведущим средством достижения благоприятного климата в группе. Немаловажную роль в этом играет скрининг взаимоотношений детей друг с другом. Он поможет выявить детей, пользующихся популярностью, авторитетом среди сверстников и детей незаметных, стеснительных, замкнутых, отвергнутых.

Созданию благоприятного климата в группе способствуют эмоциональные паузы: «Смешные человечки», «Встреча с другом», игры — знакомства: «Назови себя», «Угадай, чей голосок?», «Назови ласково», «Чей ботинок?», ритуалы приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Друзья», этюды, пальчиковые и коммуникативные игры: «Найди пару», «Поменяйся игрушкой», «Передай цифру, передай букву» и т. д. Эти мероприятия целесообразно проводить в утренние отрезки времени. Они создают атмосферу доброжелательности, комфорта, благополучия.

Большую роль на комфортное и благополучное пребывание детей в группе оказывает предметно-развивающая среда. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. В прихожей можно сделать уголок «Моё настроение», где каждый ребёнок с приходом в детский сад, будет оценивать своё настроение, и педагог группы при необходимости сможет помочь ребёнку. Хорошо зарекомендовали себя уголки: «Ребёнок недели» и «Домик добрых дел». В течение недели дети анализируют свои хорошие и добрые поступки, за каждое доброе дело ребёнок получает смайлика, по количеству заработанных смайликов определяется ребёнок недели и его фотография помещается в уголок. Ребёнок, заслуживший уважение со стороны сверстников, повышает тем самым свою самооценку и стремится ещё больше сделать хороших и добрых дел.

В работе с детьми по формированию гуманных чувств традиционными остаются такие формы работы как: игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций.

Наиболее интересными и результативными формами работы с детьми считаю следующие: проигрывание ситуаций из жизни детей группы, сочинение детьми рассказов о себе и своих друзьях, совместное с педагогом написание писем болеющим детям группы, участие ребят в конкурсах различного уровня, изготовление детьми подарков к праздникам, дню рождения, оказание помощи детям раннего возраста в подготовке ко сну и после сна.

Результатом работы может быть создание «Книжки добрых дел» с рисунками и рассказами детей о своих добрых поступках, оформление газет: «Наши добрые дела», «Мой лучший друг», «Напиши письмо болеющему другу», участие детей в фотосессии «Мы все такие разные», создание мини- групп по интересам (собирание наклеек, картинок, фотографий, мелких игрушек и т. д. и взаимный обмен ими).

Ни для кого не секрет, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребёнка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребёнок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал — это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения между членами семьи строятся на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности. Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами, заинтересованными в результате. В работе с родителями предлагаю следующие формы: анкетирование, консультации, создание памяток, буклетов, рекомендаций по интересующим родителей вопросам, помощь родителей в изготовлении портфолио детей, сочинение родителями стихов и рассказов о своих детях, сочинение родителями рассказов о добрых поступках детей, участие родителей и детей в различных конкурсах, привлечение родителей к совместному с детьми ведению «Дневников добрых дел», участие в создании фотовыставок из жизни группы и тематических выставок: «Я и мой друг», «Моя семья», «Давайте познакомимся», «Я и мой четвероногий друг», «Я и мой папа», «Я и моя мама». Проведение «Аукциона идей» (составление родителями списка добрых дел для детей группы на неделю), организация «Школы для родителей» (анализ конфликтных ситуаций с рекомендациями специалистов).

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

Литература

1.      Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.

2.      Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва: Издательство «Владос», 2001.

3.      Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8.

4.      Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9.

5.      Фесюкова Л. Б. Учусь управлять собой. — Москва: Издательство «Сфера», 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дошкольное воспитание, отношение, поступок, дело, группа, результат работы, Москва, благоприятный климат, сверстник.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей (А. Н. Леонтьев).

В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное поведение»...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, недостаточная развитость, навык, индивидуальная работа, детский сад, группа, совместная деятельность. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их

Намечаем план работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

Обучающиеся оценивают эмоционально-психологический климат в классе как более благоприятный.

Исходя из полученных результатов были сделаны следующие выводы: Отношение детей в младшем школьном возрасте является несколько иным к сверстникам с...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности...

...к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками.

Система работы в подготовительной к школе группе детского сада — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Развитие социальной уверенности старших дошкольников...

ребенок, сверстник, отношение, группа, взрослый, социальная уверенность детей, благоприятный психологический климат.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Компоненты отношения к сверстнику. Общий результат. Когнитивный.

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Н. И. Пирогов. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной

− Формировать у детей навыки доброжелательного отношения к сверстникам, игрушкам

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей (А. Н. Леонтьев).

В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное поведение»...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, недостаточная развитость, навык, индивидуальная работа, детский сад, группа, совместная деятельность. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их

Намечаем план работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

Обучающиеся оценивают эмоционально-психологический климат в классе как более благоприятный.

Исходя из полученных результатов были сделаны следующие выводы: Отношение детей в младшем школьном возрасте является несколько иным к сверстникам с...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности...

...к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками.

Система работы в подготовительной к школе группе детского сада — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Развитие социальной уверенности старших дошкольников...

ребенок, сверстник, отношение, группа, взрослый, социальная уверенность детей, благоприятный психологический климат.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Компоненты отношения к сверстнику. Общий результат. Когнитивный.

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Н. И. Пирогов. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной

− Формировать у детей навыки доброжелательного отношения к сверстникам, игрушкам

Задать вопрос