Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы
Автор: Белякова Марина Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 03.02.2014
Статья просмотрена: 9777 раз
Библиографическое описание:
Белякова, М. М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы / М. М. Белякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 93-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4927/ (дата обращения: 22.12.2024).
В данной статье ставится задача рассмотреть дидактические возможности использования структурно-логических схем (СЛС) на уроках литературы. Автор доказывает, что данная технология способствует формированию культуры научного познания, активизирует логическое мышление, служит развитию у учащихся способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений. Работа содержит практические рекомендации в составлении структурно-логических схем, приведены авторские схемы (СЛС) разных видов с комментариями к ним.
Ключевые слова: структурно-логическая схема (СЛС), логика, клиповое мышление, алгоритм, анализ, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, наглядно-образная информация, однородная и моностильная информация.
1
Вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, поскольку от этого напрямую зависим результат обучения, развития и воспитания школьников. В настоящее время в российском образовании делается упор на деятельностный и компетентностный подходы. Деятельностный подход — не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения с конкретными технологиями. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности; это еще и умение человека выразить личностное отношение к предмету деятельности. Компетентность — общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направлены на успешную интеграцию личности в социум. Для реализации такого многоаспектного подхода в школьном образовании необходима активизация учебной и познавательной деятельности учащихся. Особыми дидактическими возможностями в достижении поставленной выше цели обладают структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного познания. Актуальность применения структурно-логических схем на уроках неоспорима, потому что в школу приходит уже не первое поколение детей с клиповым мышлением, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывающих трудности в восприятии длительной линейной последовательности — однородной и моностильной информации, в том числе и книжного текста.
Возникновение гипотезы о применении данной технологии напрямую связано с моей убежденностью в том, что творчество и познавательная активность невозможны без непреодолимого желания получить истинное знание о предмете путем рассуждений. Я использую данную технологию уже более 15 лет и убеждена в ее универсальных возможностях. Оптимальность и достоинства структурно-логических схем неоспоримы:
1. Зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения.
2. Структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений.
3. Структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения.
4. Структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала.
5. Структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации.
6. Структурно-логические схемы помогают ученику восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов.
7. Структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных учащихся, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.
Мышление — один из важнейших, наряду с памятью, компонентов интеллекта, развитие которого является одной из основных задач любой образовательной системы. Поэтому в учебном процессе школы, в преподавании различных дисциплин следует уделять большое внимание развитию мышления и его составляющих: логического, образного, пространственного, дедуктивно-индуктивного с преимущественным развитием первого, творческого мышления. Умение логически мыслить всегда являлось элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью, несоизмеримой с материальными благами, но в изобилии их приносящей и создающей, если человек действует, исходя из требований разума. Логика — раздел философии, наука о мышлении, решающая задачу, как получить истинное знание о предмете путём рассуждений, как правильно из одних утверждений выводить другие, чтобы при условии истинности исходных данных получить и истинный результат. Основные законы логики — это определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Сам термин «логика» происходит от древнегреческого logos, означающего «слово, мысль, понятие, рассуждение, закон». Логика имеет множество правил, нарушение которых приводит к ложным выводам. Бесспорно, что логика — непобедимое оружие личности как в создании собственной судьбы, так и в служении своему Отечеству, способность предвидеть возможные последствия своих мыслей и действий, умение ориентироваться в реалиях жизни. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что мы должны обеспечить подрастающее поколение самым главным оружием — знанием законов логики, на которых базируются фактически все учебные дисциплины, не исключая и гуманитарные, в том числе и литература. Мышление — это психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи. Мышление изучается рядом наук, в числе которых философия, логика, психология, педагогика, физиология, социология. В психолого-педагогической науке проблема логического мышления не является новой, ей посвящены исследования отечественных ученых (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.) и зарубежных (Дж.Гилфорда, Р. Кеттела, Ж. Пиаже, Л. Л. Терстоуна) [2, 3,4, 6, 9] Природа мышления в отечественной науке представлена школами С. Л. Рубинштейна (принцип детерминизма, внешние причины через внутренние условия, психическое формируется и проявляется в деятельности) и Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция). В основе концепции Выготского лежит идея социального, культурного, исторического происхождения высших психических функций, под которыми понимаются специфические человеческие функции: сознание, понятийное мышление, воля. Выготский считает, что ребенок находит готовыми материальные условия человеческого существования, точно так же — знания, представления, обобщенные в языке, науке, в системе словесных значений. Но овладевает этими словесными значениями не в готовом виде, а благодаря величайшему напряжению всей активности его собственной мысли [2]. Присвоение общечеловеческого опыта в процессе обучения, согласно концепции Л. С. Выготского, важная и специфическая для человека форма психического развития. Развитие умственных способностей человека осуществляет-ся прежде всего за счет усвоения им содержания знаний, системы научных понятий. В своих исследованиях А. Н. Леонтьев [6] приходит к выводам, что мышление, как и любая деятельность, отвечает тем или иным потребностям или побуждениям человека, состоит из действий, подчиненных сознательным целям, осуществляется операциями. Мышление не может быть сведено к образующим его состав операциям, т. к. оно — и это главное — выступает как одна из форм присвоения человеком действительности и ее изменения. По утверждению психологов, мышление шире, чем те способы, которыми оно оперирует. Мыслит не само по себе мышление, а школьник с его мотивами, аффективно-волевой сферой. Интересным кажется освещение данной проблемы в работах Б. Б. Айсмонтаса [1], профессора кафедры педагогической психологии МГППУ. В одной из своих книг «Педагогическая психология. Схемы и тесты», вышедшей в 2006 году, ученый предлагает использование структурно-логических схем для более продуктивного обучения различным предметам, в том числе педагогической психологии, в системе высшего образования.
2
Познание — это движение индивидуума к осознанию мира и себя в мире. И в данном случае литература как учебный предмет, непосредственно связанный с душой человека, способна и должна вооружить ученика законами логики и подготовить к самоактуализации в социуме. Литература относится к наиболее сложным школьным дисциплинам, так как является одним из компонентов культурологической составляющей личности. На современном этапе мы наблюдаем снижение интереса к художественной литературе высокого образца, что пугает. Но именно словесность может осуществить трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.
Использование на уроках литературы структурно-логических схем (СЛС) — один из эффективных приемов познавательного вдумчивого чтения. Он помогает учителю сделать процесс постижения художественного текста на уроке упорядоченным, организованным, целенаправленным и, одновременно, более творческим, оригинальным. Этот прием может одинаково успешно использоваться как при осмыслении содержания художественного произведения, так и в процессе анализа особенностей художественной формы. Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, — в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно — это 90 %. И лишь 10 % — когда слышит. Восприятие — это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.
Структурно-логические схемы используют предпочтение учащихся с клиповым мышлением) к нетекстовой, наглядно- образной информации, но при этом упорядочивают ее. В схемах при помощи стрелок показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение. Анализ, синтез и сравнение как основа здорового мышления опосредованно становятся противоядием клиповому мышлению. Здесь вполне уместно вспомнить слова французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»
Структурно-логическая схема (СЛС)
демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно
- сформулировать проблематику изучаемого произведения,
- выявить авторскую позицию,
- дать оценку героям,
- объяснить смысловую структуру текста художественного произведения,
- и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.
Структурно-логические схемы адресованы не только учителям литературы, но и преподавателям естественных, точных и гуманитарных учебных дисциплин
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ.
1. Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.
2. Синтез — мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
3. Важнейший прием мышления — сравнение, т.е установление сходства или различия предметов.
4. Суждение — форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
5. Умозаключение — процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.
Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:
1 вид: СЛС «Следование»– алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
2 вид: СЛС «Циклическая» — алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
3 вид: СЛС «Образно-наглядная» — алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (=полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
При использовании на уроке литературы структурно-логических схем «работают» все основные дидактические принципы: сознательность и познавательная активность; наглядность; системность и последовательность; научность и доступность; связь теории с практикой, а в итоге — прочность полученных учеником знаний. Понимание материала в системе требует логики, его прочное усвоение — чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побеждают к действию. Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления. Именно структурно-логические схемы помогают закладывать основы культуры научного мышления на уроках, дают учащимся логически обоснованные пути для сбора и передачи информации, формируют культуру вдумчивого чтения художественных текстов. Структурно-логические схемы — это универсальный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление, но, главное, в результате системного подхода к освоению учебного материала происходит повышение интеллектуально — творческого потенциала. Далее для ознакомления представлены некоторые из авторских структурно-логических схем (СЛС) разных видов с комментариями к ним, которые проясняют работу учителя с материалом художественных текстов.
4
КОММЕНТАРИИ К СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИМ СХЕМАМ.
Комментарий к СЛС № 1.
ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА В ПОЭМЕ А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
Структурно-логическая схема представлена в образе древесного среза, состоящего из 6 полукружий. Главы соединяются как последовательно (1–12), так и в полукружиях (1–12; 2–11; 3–10; 4–9;. 5–8; 6–7). Соединения в полукружиях глав — видимый срез дерева вдоль. В поэме таких полукружий — 6, причем главы 6–7 составляют, таким образом, смысловую «сердцевину» древесного среза. Главы, соединенные стрелками в полукружиях, СИМВОЛИЧЕСКИ рисуют причинно–следственную связь в ДУХОВНОМ аспекте. Главы, соединенные стрелками последовательно (1–12 главы), показывают нам этапы деградации человеческого духа во внешних событиях. Загадкой поэмы становится Явление Христа в финале произведения. Чтобы раскрыть авторский замысел, обратимся к логическим связям, обозначенным в СЛС стрелками.
1. Соединения в полукружиях глав:
Полукружие среза /= главы |
Смысловое толкование |
1 и 12 главы |
Из хаоса только один путь — к Богу |
2 и 11 главы |
Герои, «апостолы новой веры», приведут мир к беснованию (сравнить: Ф.М Достоевский роман «Бесы») |
3 и 10 главы |
Цель нового пути приводит к духовной слепоте («Не видать уже друг друга за четыре за шага»), а слепые, зовущие мир к новой вере, неизбежно приводят его к гибели, к пропасти. |
4 и 9 главы |
Зарождение конфликта: ждет разрешения противоречие в отношениях героев: Катька-Ванька- Петруха, так же своего часа ждет и старый мир, стоящий на перекрестке. Один «безмолвный вопрос» объединяет обе главы ожиданием выбора героев на разных уровнях. Своеволие или воля? Своеволие — это бунт богоборчества или, что страшнее, богоотречения. Воля — выбор возможных решений. |
5 и 8 главы |
Поругание любви происходит уже в сознании героини Катьки («с юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла»), и это провокация к агрессии и предпосылка к случайному убийству. Духовный раскол Катьки приносит ей, как искупление, нелепую смерть, дабы блуд не прогрессировал, дабы душа не разложилась окончательно до полного омертвения. И имя ей Блок дает символично: имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова «катариос» — чистый, непорочный. Того же корня слово «катарсис» — очищение. |
6 и 7 главы |
СЕРДЦЕВИНА поэмы, в которой случайно, но вполне закономерно происходит убийство человека (Катьки), открывающее путь или к ПРОЗРЕНИЮ ипокаянию, или к еще более тяжким преступлениям. Решает все духовный выбор человека. |
2. Главы, соединенные стрелками последовательно (с 1 по 12), демонстрируют разные стадии духовного оскудения, приводящие в итоге к выстрелу в Иисуса Христа. Но Господь «поругаем не бывает».
3. ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА:
В поэме Александра Блока «Двенадцать» — господство хаоса. По мнению поэта, художник должен хаос воплощать в космос. Именно в этом — основная задача искусства. духовной жизни человека и мира в целом. Разрешение философского (=духовного) конфликта «Двенадцати» — в явлении Христа как воплощения гармонии (=космоса) и любви. «Бог есть любовь»,- гласит Евангелие. Иисус — идеал, совершенство, Образ и Подобие которого — человек. Однако человек впитал в себя хаос, то есть антикосмос, а значит, и антилюбовь. Выстрелы, прозвучавшие в поэме, — это выстрелы в Любовь, космос (гармонию) и в воплощенного Бога — в Иисуса. Пытаясь убить Бога, человек, таким образом, уже уничтожил себя. Изображенный в «Двенадцати» мир утопает в безверии, одержим темными силами. В борьбе с хаосом ему надо разрешиться или в катастрофу беспросветного мрака, или во что-то иное высшего порядка. Этим чем-то и становится явление Христа в поэме Блока. Он несет флаг. Он над красноармейцами, Он — всевидящий, а они в хаосе и мгле — слепы («не видать…друг друга за четыре за шага»). И Его (Иисуса) они не могут узреть, так как Бога в себе (Образ и Подобие) убили посредством преступления заповеди: «Не убий» (6. 7 главы) Убита Катька — убита любовь — убит Господь. И в заключение — реальный выстрел в Него. И стреляют-то вслепую, так и не уразумев — кто: враг ли!
Христос явился в мир или он над миром, над людьми? Что явлением в поэме Иисуса хотел сказать Александр Блок? Абсолютно точно Христос не впереди 12 красноармейцев в буквальном смысле слова — Он над ними, то есть в небе, в невидимом пространстве («невидим»), за домами, во вьюге.
Христос — имя, связанное с названием трилогии Блока — «Трилогия вочеловечения». Вочеловечение следует понимать по христианским канонам следующим образом: Бог вочеловечен в Сыне, Христос — воплощение Бога в человеке, то есть явление Бога во плоти. Христос — Богочеловек. (Не человекобог!!!) В трилогии поэт изображает сложный духовный путь лирического героя к Идеалу, то есть в ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ. Получается, что человек в процессе духовного становления должен приблизиться к Образу и Подобию, ОБРЕСТИ СЕБЯ, обрести любовь и Бога. Целостное восприятие творчества Блока предполагает прочтение первой поэмы о революции именно в этой системе координат. Не Христос ли показан в поэме тем самым гармонизирующим началом, тем символом, который и должен в хаосе указать путь даже убийцам? Даже тем, кто посягнул стрелять в самого Бога? Бог не отвернулся от России, не отвернулся от убийц, блудниц. Он всегда доказывает Свою милость миру, как и в данном случае, когда не поражает гневом тех 12, кто в него стреляет.
Блок не видит, а ПРОВИДИТ, понимая, что Господь не отворачивается от ступившей на сатанинский путь России. Почему вьюга? Почему снег, метель? Хаос усугубляется еще и холодом и слепотой, ведь снег застилает глаза — мешает ясно видеть окружающее пространство. Но главное, незрячий не видит СВЕТА, а «Бог есть СВЕТ, и нет в Нем никакой тьмы». Холод пронизывает — холод сковал сердца людей, причем остывает человеческий организм в буквальном смысле при умирании. Усугубление на протяжении всей поэмы мотивов смерти, разбушевавшейся стихии, олицетворяющей противоборство Бога и Дьявола, тьмы и света, любви и ненависти обретают метафорический, а иногда и буквальный смысл. Мотив смерти восходит к сердцевине поэмы — физическому небытию (убийству) Катьки. Сама смерть олицетворилась: из тайного, невидимого в человеке — в явное.
Идея поэмы как раз и заключается в том, что новый путь — только с Богом, и из любого убийственно ошибочного пути выведет только Бог, который простит блудных сыновей и дочерей, убийц и блудниц. Без Бога, без любви — одно безлюбовное пространство, покатая плоскость, с которой человек катится вниз, на самое дно, в бездну, в ад. Потеряется ли человек, заплутает ли в хаосе, зависит от его выбора. Путь красноармейцев-убийц в поэме «Двенадцать» не заканчивается, потому что они «идут вдаль» Они идут, не разглядев Христа, поправ святыни, но и при этом все равно с ними Бог-Тот, в которого они стреляли. Но Бог «невредим».Однако в поэме какой-то странный БОГ — «ИСУС», а не ИИСУС. Почему? Вопрос загадочности образа Иисуса заключается в духовных метаниях самого поэта. Образ Бога невозможно воплотить без поста, молитвы, исповеди и послушания. Впасть в прелесть в момент духовного раскола — более логичный итог, что, кстати, мы и видим в случае поэта Александра Блока, размышляя о его преждевременной трагической кончине. Жаждущий Бога и пребывающий в духовной брани с самим собой и миром, не мог поэт Александр Блок ясно и отчетливо, без двусмысленности преподнести образ Иисуса. Потому финал поэмы до сих пор и плодит разночтения. Но не Антихрист предстает красноармейцам, а Иисус Христос, путь к которому запечатлело творчество Александра Блока, его «Трилогия вочеловечения» и таинственная поэма «Двенадцать». В воспоминаниях К.Зелинского отчетливо прослеживается недоумение поэта, которому приписываются различные версии прочтения его таинственной поэмы. Может, именно это предостережет нас от необдуманных шагов в интерпретации текста:
«Ранней осенью 1918 года я встретил на Невском проспекте Александра Блока. Поэт стоял перед витриной продовольственного магазина, за стёклами которой висели две бумажные полосы. На них были ярко оттиснуты слова: на одной — «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», а на другой — «Революцьонный держите шаг! неугомонный не дремлет враг!» Под каждой из этих строк стояла подпись: «Александр Блок». Поэт смотрел на эти слова, словно не узнавая их…
— Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу,— по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной.
— Да,— смутился Блок,— но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны,— и поэт будто с укоризной посмотрел на меня. (К.Зелинский)
СИМВОЛИКА ПОЭМЫ.
1. ЧИСЛО 12.
- Движение во времени угадывается уже в самом названии поэмы — “Двенадцать”, связанном с переломными моментами в отсчёте времени: год, меняющийся через 12 месяцев, наступление нового дня в полночь и т. д.).
- 12 красноармейцев: а) реальный патруль, осуществлявший порядок в Петрограде, состоял из 12 человек; б) соответствует двенадцати ученикам Христа (имя одного из апостолов дано Петрухе (Пётр), другое — Ваньке (Иоанн), третье — Андрюхе (Андрей). Апостол Петр трижды отрёкся от Христа за одну ночь. Но у Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он — убийца своей бывшей возлюбленной. Убийца получает имя того единственного апостола, который “обнажил меч” (“Замотал платок на шее — / Не оправиться никак.”) Платок как петля на шее, и Петр превращается в Иуду.
2. ГОЛОДНЫЙ ПЕС, подобно гётевскому пуделю из “Фауста”, который трансформируется в Мефистофеля, на глазах теряет реальные очертания и становится фигурой символической. В “псе безродном”, оказывается, как и в пуделе Фауста, скрывался Сатана. И когда после такого сатанинского превращения пса в старый мир появляются образы хохочущей вьюги, а затем и Христа, это воспринимается как художественная закономерность. Позади революционного дозора плетётся пёс, ассоциирующийся с Сатаной, а впереди — Иисус Христос, имя которого рифмой соединено с его вечным антагонистом: “Позади — голодный пёс...” — “Впереди — Иисус Христос”. Здесь рифма ещё подчёркнута синтаксическим параллелизмом, выявляющим антитезу Сатаны и Бога. Их извечное противостояние — и в душах бойцов за новый мир.
3. СИМВОЛ КРОВИ
Кровь — душа (“Мировой пожар в крови!” означает пожар в душе). Мотив крови связан слюбовью-ненавистью, радостью-страданием как смыслом и путём познания жизни. Кровь — знак трагизма истории, знак восстания, знак исторического возмездия (”буржуй...выпью кровушку за зазнобушку...”). Ведущие значения мотива крови входят в символ “кровавого флага”: это новый крест Христа, символ его теперешних распятий и искупления грехов людских. Христос, Богочеловек, не сторонится грешников, А наоборот, пришёл к страдающим спасти жертв страшного мирового зла. Путь “вочеловечения” оказывается тождествен пути на Голгофу.
4. БЕЛАЯ РОЗА («в белом венчике из роз»)
Блок уточнил определение цвета роз, исходя из каноничных церковных представлений о венке как символе триумфа и белом цвете как символе чистоты. Белый — это цвет добра в Апокалипсисе, он символизирует холодную чистоту божественного в критический час очищения, когда грешники должны стать “белыми, как снег”. По исследованиям Д. С. Лихачёва, цветами в венке Спасителя могут быть и те белые бумажные розы, которыми украшали чело “Христа в темнице” в народных церквях и часовнях (ведь солдаты из “Двенадцати” — бывшие крестьяне).
Комментарий к СЛС № 2.
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
1. «СИЛЬНЫЕ И ГОРДЫЕ» персонажи — это старуха Изергиль, Ларра и Данко, Образы Ларры и Данко резко контрастны, хотя оба они — смелые, сильные и гордые люди. Здесь отражены популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. Старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда — жизнью».
2. Сравниваем понятия:
а) Гордость — 1)Чувство собственного достоинства, самоуважения.2)высокое мнение о себе. б) Гордыня — непомерная гордость.
3. Романтические атрибуты рассказа: исключительные характеры, сильные страсти, резкие контрасты, разгул стихии, душевные исступления, экзотика.
4. СОПОСТАВЛЯЕМ ГЕРОЕВ С БИБЛЕЙСКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ:
А) ЛАРРА — сопоставление с легендой об АГАСФЕРЕ
Когда Иисуса Христа вели к месту казни, он хотел на минуту прислониться к стене одного из домов, чтобы передохнуть. Но хозяин дома не позволил ему этого. Иисус сказал: «Ты будешь скитаться вечно, и никогда не будет тебе ни покоя, ни смерти... Хозяина дома звали Агасфером.
Б) ДАНКО — сопоставление с МОИСЕЕМ (Библия, книга ИСХОД)
Моисей по воле Бога водил евреев по пустыне 40 лет. Маршрут этого путешествия оказывается замкнутой кривой, что символично. Сорок — это символическое число, означающее завершенность, полноценность некоего жизненного этапа; оно часто встречается в Библии и вряд ли соответствует точному календарному сроку. Жизнь Моисея также символически разбита на три периода: 40 лет жил в Египте до бегства, еще 40 лет жил в изгнании до получения Откровения и 40 лет водил евреев по пустыне. Что касается людей, вышедших из Египта, то они роптали на Бога и упрекали Моисея: «Зачем ты вывел нас из Египта?» Вопрос к схеме: «Почему «сильные и гордые» герои рассказа пришли к жизненному краху и как это соотносится с авторским замыслом произведения?
Комментарий к СЛС № 3
КОНФЛИКТ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Исповедь — таинство общения человека с Богом, покаяние, то есть перемена ума в отношении своих грехов, которые человек хочет побороть в себе, в светском понимании — рассказ о себе с целью облегчить душу, сообщение своих взглядов, мыслей. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представляет собой исповедь юного послушника. Эта исповедь странна: перед лицом близкой смерти он полон гордыни, а вовсе не смирения, превозносит как истинное душевное сокровище свою страсть, не желая примирения с Богом даже на смертном одре. Для Мцыри исповедь не таинство общения с Богом, а провозглашение своего мироощущения («словами облегчить мне грудь»). Идеал Мцыри бездуховен, безблагодатен, так как его душа в кабале у страстей. Пленение любой страстью ведет душу к гибели. Исповедь Мцыри обнаруживает, что пылкий юноша не способен осознать своей греховности, озлоблен на обстоятельства своей судьбы. Для него исповедь не таинство, несмотря на то, что последние часы он общается с монахом и умирает в стенах монастыря. Душа героя — на пороге гибели, но он сам пребывает в наивном неведении о том, что ее ждет за пределами бренного тела («пускай в раю, в святом, заоблачном краю мой дух найдет себе приют»).
Комментарий к СЛС № 4
ОБРАЗ ВРЕМЕНИ В ПОЭМЕ А. А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ»
«Реквием» — это не документ о жизни поэта в годину горя, а разговор опрошлом, настоящем и будущем. Горе героини осмыслено как вневременное, поэтому так важна евангельская глава, дающая ответ на вопрос: «Как человек должен принимать страдание, обусловленное характером эпохи?» Условно композицию поэмы можно представить в виде замкнутого круга, напоминающего циферблат (ЧАСЫ). Часы — символ конкретного времени, повторяющегося циклически: от 1 до 12. ЦИКЛ (1–12) — отрезок времени, который назовем условно «ЭПОХА». Изображенный в поэме отрезок времени также будет условно именоваться ЭПОХА. По окончании каждого цикла (путь от 1 до 12) возникает перспектива БУДУЩЕГО, которое в поэме отсутствует. В поэме Ахматова употребляет глаголы преимущественно в форме прошедшего и настоящего времен («Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление» — прош.вр., 1 глава — прош. и наст.вр., 2 глава — наст., 3 глава — наст., 4 глава — наст. и прош., 5 глава — наст. вр, 6 глава — наст., 7 глава — наст. и прош., 8 глава- наст., 9 глава — прош. и наст., 10 глава — ВЕЧНОСТЬ /евангельские события/, эпилог — настоящее, будущее). Синими стрелками изображен переход в новый цикл (=будущее), который определяется осмыслением опыта прошлого и настоящего. Ахматова приводит читателя к мысли о том, что будущее зависит нашего ответа прошлому, которое сопряжено с покаянием.
Комментарий к СЛС № 4
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника:
- (цифра 1) бежевый треугольник — события, происходящие в предпасхальные дни в Москве, показывающий утопающую в грехах столицу, в которой разрушен Храм Христа Спасителя и господствуют атеизм и богохульство. Это своеобразная ЧЕРНАЯ ПРОСКОМИДИЯ» (подготовка к балу сатаны), предпосылка для его появления. (ЗАПИСНАЯ КНИЖКА БУЛГАКОВА 1933 года: «Встреча поэта с Воландом. Маргарита и Фауст. Черная месса». — «Вопросы литературы», 1976, № 1, стр.229).Воланд — провокатор событий, но совершаются они по грехам людей, а не по его воле, так как «бесы тоже веруют и трепещут» перед Богом.
- (цифра 3) голубой треугольник — события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из содержания романа Булгакова.
- (цифра 2) серый треугольник, «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») — бал у Воланда (сатаны). Место владычества сатаны — ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник. Это дает понять, куда отправятся после смерти герои романа Булгакова мастер и Маргарита, не заслужившие света, а обретшие лишь покой. Причастность к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве Воланда обозначена стрелками.
- Воланд — смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, на пересечении диагоналей квадрата. Композиционно произведение представляет собой «роман в романе»:
1 составляющая — роман о Москве конца 20-х гг, мастере и Маргарите;
2 составляющая — роман мастера о Понтии Пилате.
Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М. А. Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате (глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда, когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.
Эпиграф, взятый из трагедии И. В. Гете «Фауст», разъясняет цель написания романа «Мастер и Маргарита», а именно: осмысление категории зла, воплощенного как в образе Воланда (=сатаны), так и пребывающего в мире без бесовских усилий, то есть реализованного в мир человеческими грехами и, в первую очередь, богоотступничеством. Эволюция вариантов заглавий романа проясняет позицию М.Булгакова: «Черный маг», «Сатана», «Князь тьмы», «Евангелие от сатаны», «Роман о дьяволе» и др. «Мастер и Маргарита» — поздний вариант названия романа, мастер и Маргарита — персонажи, не существовавшие в первоначальных вариантах романа).
Слово «МАСТЕР» восходит к масонской литературе, в которой так назывался Великий архитектор природы, верховное божество, то есть дьявол. Герой романа (мастер) отрекается от своего имени, а это отречение от Ангела хранителя, т. е., по сути, от Бога. В черновиках романа мастером иногда назывался Воланд. Мастером своего возлюбленного называет Маргарита, она шьет ему шапочку с буквой «М». Если эту букву перевернуть, получается «W» — русский аналог «В». Именно с этой буквы начинается имя «ВОЛАНД» (WOIAND)
В романе подробно выписано окружение сатаны, дана дьявольская атрибутика (оборотничество свиты Воланда, ведьмы, боров как верховое животное ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы и т. д.)
Бал у Воланда — кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг — начала 30 гг- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм — Храм Христа Спасителя — взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу (поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия — весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда — своеобразная «черная месса», т. е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. (Пасха — праздник воскресения Иисуса Христа: «Христос воскресе, смертью смерть поправ, живот даровав» — одно из молитвенных песнопений в храме на Пасху)
Маргарита по факту происшедших с ней событий прелюбодейка: находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление — свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. (Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!»)
РОМАН О ПОНТИИ ПИЛАТЕ. Иешуа, герой романа мастера, не только именем отличается от Иисуса Христа: он бродячий философ. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола. У дьявола главная задача — обмануть, ввести в заблуждение человека, отвратить его от истинного познания и творчества. Роман мастера не что иное, как вдохновленное дьяволом произведение. (Первая строчка из романа мастера произносится именно Воландом, 1 гл., мастер в диалоге с Иваном Бездомным признается, что знает Воланда, гл.13, мастер сжигает рукопись романа и ужасается, в отличие от Маргариты, его восстановлению, сопровождаемому репликой Воланда: «Рукописи не горят!») Читая рукопись мастера вне контекста романа Булгакова в целом, можно вполне убедительно принять отрицание догмата о Божественной природе Иисуса Христа, так как в романе мастера Иешуа — человек. Замысел Воланда — увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод евангелию, которым и становится роман мастера.
ВОЛАНД. Описывая похождения Воланда и его свиты, Булгаков следует канону изображения сатаны и бесов, которые боятся Бога и, соответственно, крестного знамения. Возникает вопрос:
«Если Воланд страшится знамения («Руку отрежу!» когда кухарка крестится), может ли он не бояться истинного Иисуса, распятого на Кресте,то есть Бога, и Булгаков ли возводит хулу на Господа романом о Понтии Пилате, в котором Иешуа не Бог? Ответ прост и ясен: силы добра и света в романе остаются за кадром, но они все же есть. Роман «Мастер и Маргарита» — за Христа, а не против
ВЫВОД: Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый из двух (мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву. Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва — своеобразной подготовкой к нему, то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ». Смысл Божественной литургии — в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины — смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога (культ перверсий — извращений, дел наоборот). Но никогда дьявол не был всесилен: «бесы тоже веруют и трепещут», как сказано в Библии. Силу сатана обретает только в отношении к хулителям Господа Бога. Москва конца 20-х гг. представляет картину массовой хулы на Господа Бога — есть где разгуляться дьяволу: место подготовлено самими людьми. Не дьявол всесилен, а люди, отвергнув Бога, дают волю сатане. Для христианина это страшная ситуация в мире. «Закатный роман» Булгакова не только ставит перед читателем глобальные вопросы, обозначенные эпиграфом, но и отвечает на них страшным финалом романа, где главные герои не заслужили света и были отравлены подручным дьявола. Антиподом света является тьма, а Князь Тьмы — Воланд. В итоге у Булгакова оба героя попадают в ад, ибо в борьбе за их души победил Воланд (=САТАНА).
СЛС № 5. «Образно-наглядная»
Литература:
1. Айсмонтас Б. Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии») // Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов. — М., МОСУ, 2002.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: Т. 2. — М., 1982. — 5- 561 с.
3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка — М., 1985.
4. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд. — М.: Прогресс, 1965. — 210 с.
5. Кудаев М. Р., Богус М. Б., Кятова М. К. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин): Монография — карточка ресурса // URL: http://window.edu.ru/resource/500/69500 (Дата обращения — 17.03.2013)
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
7. Логвинов, И. И. Природа дидактического знания.// Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 13–18.
8. Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека» // Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007
9. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. / Ж. Пиаже. — М., 1994.-326с.
Ключевые слова
анализ, алгоритм, синтез, логика, сравнение, суждение, умозаключение, структурно-логическая схема (СЛС), клиповое мышление, наглядно-образная информация, однородная и моностильная информация., однородная и моностильная информацияПохожие статьи
Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев
В статье раскрываются особенности развития у учащихся критического мышления в процессе изучения художественных произведений, даны определения понятия «критическое мышление», выдвинутые известными психологами, характеризуется система работы по анализу...
Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников
В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом
В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики
В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...
Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социа...
Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС
В современном образовательном процессе всё более популярным становится применение в обучении таких приемов и способов, которые формируют умения лично добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения...
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...
Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии
В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...
Похожие статьи
Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев
В статье раскрываются особенности развития у учащихся критического мышления в процессе изучения художественных произведений, даны определения понятия «критическое мышление», выдвинутые известными психологами, характеризуется система работы по анализу...
Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников
В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом
В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики
В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...
Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социа...
Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС
В современном образовательном процессе всё более популярным становится применение в обучении таких приемов и способов, которые формируют умения лично добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения...
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...
Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии
В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...