Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Илюхина, И. В. Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Илюхина, Н. А. Семочкина, А. А. Рангаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4889/ (дата обращения: 03.05.2024).

Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных игр с мячом позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья и развития речевых способностей. Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, и внедрения их в этапы непосредственной образовательной деятельности и в различные режимные моменты. Создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях. Методическая разработка раскрывает механизм, принципы, условия внедрения здоровьесберегающих игровых технологий. Предназначена для педагогов образовательных дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Введение.

Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Насущная проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации детей с дефектами речи. Все это поставило перед нами проблему поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья.

Раскрывая понятие здоровьесберегающих игровых технологий, считаем важным подчеркнуть, что речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения и сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы разработали и апробировали разнообразные стимулирующие игровые приёмы здоровьесбережения, которые являются перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной помощи эти приёмы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Основная часть.

Одной из таких игровых технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.

Организуя работу, мы ставили перед собой задачи физического развития:

-          обогащать двигательный опыт детей;

-          развивать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; использовать подвижные игры и упражнения как основное средство повышения двигательной активности детей в НОД по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности;

-          формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Задачи познавательно-речевого развития:

-          развивать речь и различные формы речевого общения;

-          расширять ориентировку в окружающем и формирование словаря;

-          формировать речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием);

-          осуществлять коррекцию и обогащение сенсорного опыта детей, представления о предметном и социальном мире, активизацию общения;

-          формировать звуковую культуру и грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

-          развитие социально-бытовой ориентировки;

-          развитие зрительного восприятия;

-          развитие ориентировки в пространстве;

-          развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

При составлении перспективного плана работы были взяты игры, составленные О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Мяч и речь», А. И. Смирновой «Школа мяча». Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

-          игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

-          освобождают детей от утомительной не подвижности;

-          помогают разнообразить виды деятельности;

-          развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

-          помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

-          регулируют силу и точность движений;

-          движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);

-          игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

-          развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

-          развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является:

-          необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов;

-          оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Формирование умений и представлений в форме игры может быть интересным, занимательным. Для реализации этого подхода образовательная технология «Школа мяча» содержит четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр. Технология «Школа мяча» опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагогов заключается в создании и организации предметно- пространственной среды. Здоровьесберегающая игровая технология «Школа мяча» является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка с нарушениями речи, поскольку содействует формированию ориентации в пространстве, скорости реакции, координации двигательных действий, способности к согласованию отдельных движений, развитию силовых и скоростных качеств. Дети с удовольствием играют в серию игр «С мячом играем — речь развиваем»: «Мяч бросай — слово называй!», «Цепочка звуков», «Лови да бросай — цвета называй». Такая деятельность с мячом органично вплетена в режим дня группы, двигательный и оздоровительный режимы. Эффективность решения оздоровительных и коррекционных задач в ходе работы можно определить по динамике физического состояния и речевым показателям детей. Каждая игровая двигательная деятельность состоит из трёх частей. Вводная часть включает комплекс разминок для развития мелкой моторики: «Разминка с мячом», «Фокусник», «Мячик и ладошки». В основную часть включены словесные, дидактические или подвижные игры с мячом, в ходе основной части решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Заключительная часть — состоит из простых упражнений, направленных на расслабление мышц, с обязательным использованием дыхательных упражнений.

Была подобрана и разработана гимнастика для мелкой моторики рук с мячом, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Комплексы «Разноцветные мячи», «Ты катись веселый мячик», «Ёжики», «Стучалочка». Эту гимнастику можно проводить как в образовательной, так и в совместной деятельности детей с взрослым. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения с мячом, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он запоминает определенные положения руки последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Поэтому пальчиковые игры с мячом должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением.

Иры с мячом могут нести в себе целый комплекс коррекционно-развивающих задач:

-          снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;

-          развивать память, внимание, эмоции;

-          закреплять произношение отдельных звуков речи;

-          развивать интонационную сторону речи.

Совместная игровая деятельность с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием игрового материала (шапочки, маски), потому что задания превращаются в занимательную игру. Обязательно мы учитываем возраст детей и речевую патологию при подборе содержания и объема стихотворения. Поэтому мы разработали картотеку игр с мячом для удобства в практической работе по лексическим темам. Одним из средств коррекционно-развивающей работы является использование сухого бассейна, который находится в спортивном зале. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, у ребенка формируется произвольность, координация движений, нормализуется мышечный тонус, стимулируется тактильные ощущения, увеличивается объем и амплитуда движений. Специальные упражнения с мячом в сухом бассейне способствовали развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в нашей практике, делятся на следующие виды:

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а также разрабатываются игры с мячом. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи. Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность.

Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями. Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т. к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показывают, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Весь комплекс здоровьесберегающих мероприятий помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Литература:

1.                  Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.

2.                  Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь». — СПб.: Дельта, 2001.

3.                  Логопед № 3, 2008 Солодова Ю. В. «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

4.                  Логопед № 4, 2012 Добровольнова О. В., Константинова С.А, Медведева Е. А. «Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников».

5.                  Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.

6.                  Смирнова А. И. «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». — Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». — 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, игра, ребенок, упражнение, мелкая моторика, развитие, нарушение речи, основная часть, развитие речи, речь.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев, творческий потенциал.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев, творческий потенциал.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.