«Антенатальный аллергологический медикаментозний паспорт» – новый способ предупреждения развития аллергических реакций у детей
Авторы: Зименковский Андрей Борисович, Непийвода Оксана Михайловна, Городничая Оксана Юрьевна
Рубрика: 6. Клиническая медицина
Опубликовано в
международная научная конференция «Новые задачи современной медицины» (Пермь, январь 2012)
Статья просмотрена: 372 раза
Библиографическое описание:
Зименковский, А. Б. «Антенатальный аллергологический медикаментозний паспорт» – новый способ предупреждения развития аллергических реакций у детей / А. Б. Зименковский, О. М. Непийвода, О. Ю. Городничая. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/51/1601/ (дата обращения: 30.10.2024).
Введение. Побочная реакция (ПР) лекарственного средства (ЛС) – это любая нежелательная, негативная и вредная для организма реакция, возникающая при применении ЛС в терапевтических дозах с целью профилактики, диагностики и лечения заболеваний или для модификации физиологических функций организма (WHO Adverse Reaction Terminology) [9]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ПР ЛС фиксируются у 10-20% населения [1,3]. Около 12% случаев возникновения ПР ЛС являются причиной удлинения сроков пребывания в стационаре, в 5% – причиной госпитализации пациентов [1]. Часто развитие ПР ЛС – это повод к обращению в больницу, а также к проведению дополнительной фармакотерапии с целью их коррекции. Смертность в результате ПР ЛС занимает 5-е место после заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, онкологических болезней, а также травм. В 1% пациентов с ПР ЛС фиксируется летальный исход [1].
Среди всех ПР ЛС около 25% составляют аллергические реакции (АР) [5]. Следует отметить, что 10-15% АР фиксируются в педиатрической практике, причем 1/3 от вышеуказанного числа наблюдается у детей до 3-х лет [2].
Приказом Министерства Здравоохранения Украины утверждены инструкции о проведении скрининга аллергических болезней среди населения, диагностики лекарственной аллергии, а также иммунотерапии аллергических заболеваний [4]. Вместе с тем, результаты проведенного информационного поиска показали, что исследований по разработке способов предупреждения и прогнозирования АР у населения, к сожалению, не проводится. Основываясь на этом, а также учитывая внедрение современных медицинских технологий, информатизацию общества и новые методы лабораторной диагностики, определено актуальность, базовую стратегию и цель нашего исследования – разработать способ предупреждения возникновения АР у детей, используя индивидуальный (персонифицированный) электронный документ, который содержит: 1) результаты серологических исследований крови матери в период беременности; 2) перечень ЛС, которые мать принимала до рождения ребенка.
Цель исследования – проведение информационного поиска данных о «медикаментозном паспорте», «аллергологическом паспорте» или «паспорте здоровья» в Украине и за рубежом. Обоснование целесообразности и необходимости разработки электронного информационного носителя – «антенатального аллергологического медикаментозного паспорта»; определение методологии информационного насыщения данного носителя.
Материалы и методы. Объектами исследования были: информация, доступная в ресурсе Іnternet; результаты серологических исследований крови беременных женщин. Использовались методы информационного поиска, аналитический, стандартизации и моделирования. Определение титра антител осуществляли иммуноферментным методом, используя автоматический иммуноферментный анализатор-фотометр «Immunochem 2100», автоматическое промывочное устройство «Immunochem 2600» и термошейкер «Immunochem 2200». Методика анализа соответствовала протоколу ELISA RIDASCREEN/Specific IgE, который является диагностическим тестом для количественного определения in vitro аллерген-специфических иммуноглобулинов класса Е (IgE) в сыворотке крови человека.
Результаты исследования. Сегодня во многих странах мира используются так называемые «медикаментозные паспорта» или «паспорта здоровья» [6,8,10]. В зависимости от информативности и цели создания этих индивидуальных электронных документов различаются гематологические, генетические, диабетические паспорта и другие [6,8,10]. Практика использования такого формата медицинской документации известна в мире на протяжении нескольких последних лет. В частности, применение допинг-контроля для количественного определения гемоглобина успешно осуществлено среди футболистов в некоторых странах. Результаты лабораторных исследований крови заносятся в «гематологические паспорта». Мониторинг показателей крови в течение периода наблюдения дает возможность определять не физиологические изменения, то есть фиксировать прием допинга [8]. Международный союз велосипедистов начал программу биологических паспортов в сотрудничестве из Всемирным антидопинговым агентством в 2008 году [10]. Эти организации рассматривают биологический паспорт как индивидуальный электронный документ, который содержит данные о каждом спортсмене и обеспечивает возможность дифференциации физиологических изменений избранных биомаркеров от изменений, вызванных искусственными манипуляциями. Программа включает более 850 спортсменов, которые несколько раз в год проходят тесты на допинг [10]. Еще один пример – «стероидный паспорт», который накапливает сведения об изменении метаболизма эндогенных стероидных гормонов [8]. Но все они фиксируют лишь изначальные данные и изменения показателей исследуемого биомаркера одного человека за некоторый период времени. Целью нашего исследования была разработка «антенатального аллергологического медикаментозного паспорта» ребенка еще до его рождения. Наша научная гипотеза обосновывалась на принципах этиопатогенеза АР. Как свидетельствуют данные литературы, развитию видимых симптомов АР предшествует бессимптомная фаза первоначального контакта, во время которой образуются специфические иммуноглобулины класса Е (IgE-антитела). При повторном контакте с аллергенами, запускающими реакцию, IgE-антитела реагируют с аллергенами и приводят к высвобождению медиаторов (из тучных клеток или мастоцитов), таких как гистамин, лейкотриены, простагландины, которые приводят к развитию симптомов аллергии [7].
В случае проявления АР возможно определение аллергического агента, ставшего причиной реакции, путем обнаружения специфических антител класса IgE в сыворотке крови. Этот метод также можно использовать для определения бессимптомной сенсибилизации.
Известно, что организм беременной женщины и плода соединены через плаценту и функционируют как единое целое. Вместе с кровью матери ребенок получает вещества, необходимые для развития плода, а также клетки иммунной защиты, в частности антитела. Следовательно, ребенок может получить с материнской кровью и IgE-антитела, которые «запускают» АР при повторном контакте с аллергеном. Таким образом, уже при первоначальном, на первый взгляд, контакте ребенка с ЛС может возникнуть АР, вплоть до отека Квинке или анафилактического шока. Но так ли это на самом деле? Если женщина применяла ЛС на протяжении беременности и в ее крови фиксировалось повышение титра специфических иммуноглобулинов класса Е, то возможно, IgE есть и в организме ребенка. Появляясь на свет, он уже сенсибилизирован.
Для определения in vitro аллерген-специфических иммуноглобулинов класса Е (IgE) в сыворотке крови использовали иммуноферментный анализ согласно протоколу ELISA RIDASCREEN/Specific IgE [7]. Ниже кратко изложена используемая нами методика серологического исследования (рис.1).
Рис. 1. Схема серологического исследования по определению специфических иммуноглобулинов класса Е (IgE)
Таблица 1
Оценка содержания аллерген-специфического IgE
МЕ/мл измеренная концентрация |
EAST-класс |
МЕ/мл EAST-класс |
Оценка содержания в сыворотке аллерген-специфических IgE |
0,00-0,34 |
0 |
(0,0-0,9) |
отсутствует или обнаруживается с трудом |
0,35-0,69 |
1 |
(1,0-1,9) |
нижний порог |
0,70-3,49 |
2 |
(2,0-2,9) |
слегка увеличенное |
3,50-17,49 |
3 |
(3,0-3,9) |
существенно увеличенное |
17,50-49,99 |
4 |
(4,0-4,9) |
высокое |
50,00-99,99 |
5 |
(5,0-5,9) |
очень высокое |
≥100,00 |
6 |
≥6,0 |
чрезвычайно высокое |
На наш взгляд, разработка «антенатального аллергологического медикаментозного паспорта», в котором имеется вся информация о ЛС, которые принимала беременная на протяжении гестационного периода, а также результаты исследований количества специфических иммуноглобулинов сыворотки крови, позволит прогнозировать и предупреждать развитие АР у ребенка. Далее этот электронный документ может использоваться для учетных записей при фармакотерапии, и быть электронной карточкой больного на протяжении жизни.
Выводы. Значительная распространённость аллергических болезней, особенно АР на ЛС, по нашему мнению, являются не только медицинской проблемой, но и социальной. Это обосновывает необходимость внедрения программ и методик по предупреждению развития атипических реакций у населения, особенно у детей. Считаем, что разработка «антенатального аллергологического медикаментозного паспорта» – новый и перспективный способ предупреждения возникновения АР у детей по данным индивидуального (персонифицированного) электронного документа.
Литература:
Дроговоз С.М. Анализ мониторинга побочного действия лекарств у Харьковской областе за 2007 год / С.М. Дроговоз, Л.В. Деримедвидь, Г.М. Сироштан // Рациональная фармакотерапия. – 2008. – №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpt.health-ua.com/article/119.html
Коняева Е.И. Проблемы рациональности и безопасности применения лекарственных средств в педиатрии / Е.И. Коняева // Рациональная фармакотерапия. – 2010. – №3. – С.86-90.
Распространенность медикаментозной аллергии на Буковине / Н.М. Каспрук, А.М. Каспрук, А.В. Чиняков [и др.] // Буковинский медицинский вестник. – 2010. – Т.14. – № 1 (53). – С. 32-34.
Об организационных мерах по внедрению современных технологий диагностики и лечения аллергических заболеваний. Приказ Министерства здравоохранения Украины от 2002 г. №127/18 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mozdocs.kiev.ua/view.php
Свинцицкий А.С. Лекарственная аллергия: причины, диагностика, лечение / А.С. Свинцицкий, А.Э. Макаревич // Ліки України. – 2009. – №8 (134). – С.46-56.
Baranov V.S. Genetic passport – basic contribution to active longevity and maximal life-span duration / V.S. Baranov, E.V. Baranova // Adv Gerontol. – 2009. – №22 (1). – Р.84-91.
ELISA RIDASCREEN Specific IgE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analytica.ru/product.php
Sottas P.E. Endogenous steroid profiling in the athlete biological passport / P.E. Sottas, M. Saugy, C. Saudan // Endocrinol Metab Clin North Am. – 2010. – №39 (1). – Р.59-73.
WHO Adverse Reaction Terminology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.who-umc.org
Zorzoli M. Implementation of the biological passport: the experience of the International Cycling Union / M. Zorzoli, F. Rossi // Drug Test Anal. – 2010. – №2 (11-12). – Р.542-547.