Истоки отечественной неонатологии
Автор: Заваркина Анна Александровна
Рубрика: 2. История медицины и здравоохранения
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 03.03.2018
Статья просмотрена: 2973 раза
Библиографическое описание:
Заваркина, А. А. Истоки отечественной неонатологии / А. А. Заваркина. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/303/13934/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье освещены периоды становления отечественной неонатологии, представлена деятельность и основные труды ученых и врачей, направленные на развитие данной науки и специальности. Показано отношение к родам, роженицам, младенцам на разных этапах развития общества.
Ключевые слова: неонатология, родовспоможение, новорожденные
Неонатология — наука о выхаживании новорожденных, диагностики и лечения болезней у детей первых четырех недель жизни.
Проблема помощи в родах была актуальна на всех этапах развития общества, так у восточных славян она затрагивается уже в первобытнообщинном обществе, где помощь роженице и новорожденному, возможно, оказывалась старшей в семье женщиной, а лекарствами являлись заклинания, жертвоприношения и травы. [1]
В Древней Руси ответственность за жизнь роженицы и новорожденного долгое время лежала на повитухах, так как традиции и Домострой сохраняли представление, что «мужчинам заниматься акушерством не пристало». [2]
В существовавших в то время традициях прослеживается некоторая сакрализация материнства, прежде всего она проявляется в почитании богинь — прародительниц, а в христианстве Богородицы. [3]
От периода раннего христианства до нас дошла молитва роженицы: «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, во чистое поле, во синее море. Есть там у Христа на престоле сидит Пресвятая Матерь Богородица, держит золотые ключи, отмыкает мясные ларцы, отпускает младенца из плоти, из утробы; отпускает младенца из плоти, из горячей крови, чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты. Аминь». [2]
Самым главным периодом материнства в древней славянской культуре считался процесс вынашивания ребенка. Полагали, что душа младенца приходит в мир людей из жилища умерших предков, когда же ребенок умирал, то надеялись, что безгрешный младенец забирается на Небо, и Там, предстоя Престолу Божьему, становится молитвенником за весь свой род. [3]
С другой стороны, мать в православной житийной традиции во время беременности, родов и последующие 40 дней являлась проводником в мир сверхъестественных сил и орудием совершения великого чуда.
В самом процессе родов существовал также целый ряд традиций, так, например, пуповину новорожденному перевязывали нитью, которая была переплетена с волосами матери, так как считалось, что таким образом связь с матерью останется на всю жизнь. Очень трепетно относились и к детскому месту или плаценте, которую тщательно промывали, затем заворачивали в тряпочку и зарывали в землю.
С точки зрения санитарных условий родовспоможения не стоит думать, что на Руси было полное отсутствие асептики и антисептики, напротив многие исторические труды доказывают высокую культуру санитарно-гигиенических навыков русского народа, начиная уже с Киевско-Новгородского государства. [4]
Со второй половины XVI века медицина перешла под опеку государства и народа. Стали организовываться аптечные пункты по всей территории Московского государства, была проведена перепись домовладений в городах, также в 1551 г. Иваном Грозным был созван Стоглавый Собор, где обсуждалось внутреннее устройство страны, но были затронуты и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного презрения». Позже, в начале XVII века, в Москве стали создавать гражданские больницы. Однако смертность детей и матерей в родах продолжала оставаться высокой.
Впервые учет рождаемости и смертности населения был проведен в 1718 году. Результаты его, особенно процент детской смертности, вызвали серьезное беспокойство со стороны лучших деятелей медицины того времени.
Стало ясно, что дальнейшее оказание подобной незаинтересованной помощи зарубежных лекарей и неквалифицированной отечественной медицинской помощи населению, а особенно роженицам, могут привести к катастрофическим последствиям.
В 1733 г. в Москве и Петербурге открываются лекарские школы при госпиталях, что способствует подготовке отечественных врачей, стали организовываться маленькие родильные приюты, а в 1763 году был введен курс изучения акушерства.
В 1754г. П. З. Кондоиди предложил проект «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества», который определял порядок подготовки и аттестации повивальных бабок, оплату их труда и передачу профессии по наследству, следует отметить, что 29 апреля 1754 г. этот проект был утвержден Правительствующим Сенатом. Теперь все повивальные бабки по прохождении курсов и аттестации должны были присягнуть на верность своему делу и под клятвой поставить собственноручную подпись. [2]
Однако Кондоиди рассчитывал, население согласится оплачивать услуги аттестованных повивальных бабок, тем самым поддерживая акушерские школы, но реакция оказалась совершенно противоположной. Представители всех сословий стали приглашать обычных повитух, тем самым доводя дипломированных акушерок практически до нищенства. Вскоре в Сенат было подано представление с просьбой отменить обязательный сбор с рожениц. Сенат удовлетворил прошение и стал выделять ежегодную сумму для поддержания акушерских школ, но проблема помощи при родах так и оставалась открытой.
В 1761 году М. В. Ломоносов написал обращение «О размножении и сохранении российского народа» к И. И. Шувалову, в котором поставил вопросы о низкой рождаемости, плохой помощи роженицам, высокой смертности младенцев. [4]
В 17631771 в Москве и Петербурге стали открываться воспитательные дома, служившими школами для повивальных бабок.
Активное развитие повивального дела начинается с приходом Нестора Максимовича Максимович-Амбодика. Он провел масштабную реорганизацию в подготовке акушерок, внедрил фантомный курс, лекции на русском языке, практические занятия у постели роженицы, применил акушерские щипцы, активно внедрял собственные акушерские методики и инструменты. Создал отечественное руководство «Искусство повивания, или наука о бабьичем деле» (17841786гг.), в пятой части которого обратил внимание на заболевания новорожденных и детей раннего возраста, тем самым создал предпосылки для становления отечественной педиатрии. [5]
В 17921794гг. издавался первый русский журнал «С.Петербургские врачебные ведомости».
Но на достигнутом врачи XVIII века не планировали останавливаться, так Н. М. МаксимовичАмбодиком, Л. С. Самойловичем, С. Г. Зыбелиным стали проводиться публичные лекции о гигиене и здоровье населения, воспитании и охране здоровья детей.
В XIX в. наука о родовспоможении и выхаживании новорожденных получила свое дальнейшее развитие, были созданы предпосылки для формирования неонатологии.
Ст. Ф. Хотовицким был разработан курс детских болезней, а в 1847г. издано руководство «Педиатрика».
В 1853 г. А. П. Матвеев ввел в практику использование 2 % раствор азотнокислого серебра (ляписа) в качестве профилактики гонореи у новорожденных.
В 1835 г в Санкт-Петербурге для семьи Павла I был изобретен кувез с двойными стенками, между которыми находилось 10–12 л воды, нагретой до 37 °C, смена воды в нем производилась каждые 2 часа. [6]
В 1868 г. И.Гвоздев предложил отсасывать околоплодные воды из носоглотки и ротоглотки при помощи специального аппарата. [5]
В1869 г. Н.Ф Миллер предложил впервые в мире считать недоношенными детей, вес которых при рождении менее 2500 гр., в последствие им была опубликована книга «Детинедоноски и особенности их болезней».
В 1872 году был открыт частный родильный дом первой женщины, получившей в медико-хирургической академии диплом доктора медицины, В. А. Кашеваровой-Рудневой.
В 1879 г. М. Д. Пономарев издал первую русскую монографию по неонатологии «Болезни новорожденных».
Первый приют для недоношенных детей (на 30 коек) был открыт в 1901 г. в Петербурге по инициативе Н. П. Гундобина и Д. А. Соколова.
В 1904 году Повивальный институт в России был преобразован в высокотехнологичный Институт акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта. Вот, что писали о нем современники: «Здесь все было совершенно: и само здание, построенное на конкурсной основе по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, и медицинское оборудование, удивительные для того времени операционные, родильные залы, послеродовые палаты, физиотерапевтическое отделение, учебные аудитории, залы для собраний. Здесь были водопровод, горячее отопление, мягкое искусственное освещение, чтобы исключить оседание пыли, стены покрыли стекловидной массой, закруглили углы, сделали скрытую проводку. Воздух, подаваемый в палаты, летом забирался в гуще сиреневых кустов, проходил через бумазейные фильтры, увлажнялся над бассейном с фонтанчиками, согревался до необходимой температуры, поступал по каналам. В палаты подавалась стерильная вода. В зале был орган для услаждения больных и изучения влияния музыки и звуков на здоровье беременных. Родильня принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц».
О статусе этого института говорил тот факт, что в нем был рожден будущий наследник последнего русского императора Николая II, царевич Алексей.
Долгое время этим институтом заведовал первый профессор — неонатолог А. Л. Владыкин.
Тем не менее, большая часть Российской Империи продолжала оставаться без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи. Большинство женщин продолжало рожать дома с помощью родственниц, соседок, повитух, лишь в сложных случаях приглашали врачаакушера. В крупных городах в 1913 году процент стационарного родовспоможения составлял 0,6 %.
В конце XIX — начале XX века в России коэффициент младенческой смертности составлял в среднем 272 на 1000.
Окончательная реорганизация здравоохранения была проведена только в 1920 году. На IV всероссийском съезде здравотделов, который проходил декабре 1922 года, обсуждалось и было одобрено введение уголовной ответственности за незаконное врачевание, в соответствие с ним, Повивальные бабки, продолжавшие практику, подвергались суду и ссылке.
В 1922 г. был открыт Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (Москва), а в 1925 г. Институт охраны материнства и младенчества им. Кл. Цеткин (Ленинград). Они стали крупнейшими центрами изучения новорожденных и правил выхаживания и оказания медицинской помощи недоношенных, позже были изданы первые монографии о лечении и уходе за недоношенными детьми.
Повсеместное внедрение в медицинскую практику антибиотиков, сульфаниламидов привело к значительному спаду смертности младенцев от большинства инфекционных заболеваний, прежде всего органов дыхания и пищеварения.
В 1946 г. уровень младенческой смертности в России достиг 92 на 1000, это на 74 % ниже, чем в 1940 году. В 50х годах смертность уменьшилась еще в 3 раза.
В 1951 был изобретен отечественный открытый кувезэлектрическая грелкакровать М. С. Пампулова.
По всей стране начали строиться родильные дома, так 1960 году родильных коек насчитывалось уже более 200000, что в 30 раз больше, чем в царской России.
В 60–80 гг. XX в. технологии начали стремительно развиваться, что позволило использовать их реанимации, интенсивной терапии, усовершенствовать кувезы, фототерапию, УЗИ, начал производиться неонатальный скрининг на врождённые и наследственные заболевания, а также определены направленные методы лечения инфекций.
В 1981 г. начал работать Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка (ныне Российский научно-исследовательский центр перинатологии, акушерства и гинекологии имени академика В. И. Кулакова Минздрава России).
В России в ноябре 1987 года была официально утверждена врачебная специальность педиатр-неонатолог.
Основными направлениями столь молодой науки являются общедоступность квалифицированной медицинской помощи, совершенствование методов выхаживания детей с все более низкой массой тела, диагностика наследственных и врожденных заболеваний, внедрение новых технологии для лечения патологических процессов и аномалий развития.
Несмотря на всего лишь 27 лет существования неонатологии как отдельной области педиатрии в России было достигнуто трехкратное снижение младенческой смертности.
На сегодняшний день на территории нашей страны открыто свыше 70 крупных перинатальных центров, которые ежедневно помогают тысячам маленьких пациентов выбрать жизнь.
Литература:
- Сорокина Т. С. Родовспоможение и лечение женских болезней в странах Древнего Мира. Журнал «Медицинская сестра» N2/2002 www.rusvrach.ru
- http://www.mirwomne.ru/rody/articles/vchera-i-segodnya/istoriya-povivalnogo-dela-v-rossii/
- Могилевкая Е. В. Перинатальная психология: психология материнства и родительства/ Е. В. Могилевская, О. С. Васильева. Ростов р/Д: Феникс, 2015. 278, [1]c.: ил. (Социальный проект).
- Сорокина Т. С. История медицины/ Т. С. Сорокина.М.: Академия, Academia, 2008. — 560 с.
- Шабалов Н. П. Неонатология: учебн. пособие: в 2 т. / Н. П. Шабалов.— 5-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2009.
- Володин Н. Н. Базовая помощь новорождённому — международный опыт/ Н.Н Володин, Г. Т. Сухих. М.: Гэотар-Медиа, 2008. — 206 с.
Ключевые слова
новорожденные, неонатология, родовспоможениеПохожие статьи
Психологическое состояние женщины в период беременности
Данная статья знакомит читателей с отечественными исследованиями в изучении психологического состояния женщины в период беременности.
Механизмы психологической защиты женщин во время беременности
В статье представлен обзор психологической литературы по вопросу механизмов психологической защиты женщин во время беременности. Представлены различные взгляды авторов на проблему психологической защиты, выделены психологические факторы, влияющие на ...
Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы
В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих...
Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции
В данной статье изложены основные аспекты задержки речевого развития, ее формы, диагностические критерии и основные методы коррекции данной патологии.
Роль периода полового созревания в становлении соматического и репродуктивного здоровья женщины
Продолжительность периода полового созревания и отдельные характеристики этого процесса играют большую роль в становлении соматического и репродуктивного здоровья женщины. В статье приводятся данные научных работ, касающихся этой важной медицинской п...
Ошибки родителей при воспитании ребенка. Причины, последствия и рекомендации по их предупреждению
В статье уделяется внимание основным ошибкам родителей и взрослых, несущих ответственность за воспитание детей. Рассматриваются основные причины возникновения детских неврозов, связанных с неправильным воспитанием и предлагаются рекомендации по преду...
Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире
Данная статья посвящена проблемам низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников в России. В ней рассмотрены основные понятия игровой деятельности; классификация игр, их сущность и роль в развитии личности ребенка. Определены актуальные пр...
Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени
В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.
Теоретические и практические задачи педологии как науки
Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.
Похожие статьи
Психологическое состояние женщины в период беременности
Данная статья знакомит читателей с отечественными исследованиями в изучении психологического состояния женщины в период беременности.
Механизмы психологической защиты женщин во время беременности
В статье представлен обзор психологической литературы по вопросу механизмов психологической защиты женщин во время беременности. Представлены различные взгляды авторов на проблему психологической защиты, выделены психологические факторы, влияющие на ...
Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы
В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих...
Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции
В данной статье изложены основные аспекты задержки речевого развития, ее формы, диагностические критерии и основные методы коррекции данной патологии.
Роль периода полового созревания в становлении соматического и репродуктивного здоровья женщины
Продолжительность периода полового созревания и отдельные характеристики этого процесса играют большую роль в становлении соматического и репродуктивного здоровья женщины. В статье приводятся данные научных работ, касающихся этой важной медицинской п...
Ошибки родителей при воспитании ребенка. Причины, последствия и рекомендации по их предупреждению
В статье уделяется внимание основным ошибкам родителей и взрослых, несущих ответственность за воспитание детей. Рассматриваются основные причины возникновения детских неврозов, связанных с неправильным воспитанием и предлагаются рекомендации по преду...
Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире
Данная статья посвящена проблемам низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников в России. В ней рассмотрены основные понятия игровой деятельности; классификация игр, их сущность и роль в развитии личности ребенка. Определены актуальные пр...
Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени
В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.
Теоретические и практические задачи педологии как науки
Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.