Охрана жизни и здоровья несовершеннолетних в дореволюционной России
Автор: Дубова Ксения Александровна
Рубрика: 2. История государства и права
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2016)
Дата публикации: 18.06.2016
Статья просмотрена: 552 раза
Библиографическое описание:
Дубова, К. А. Охрана жизни и здоровья несовершеннолетних в дореволюционной России / К. А. Дубова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10727/ (дата обращения: 17.12.2024).
Охрана прав несовершеннолетних, в частности право на охрану жизни и здоровья, является важнейшей гарантией развития общества и государства. Изменения в экономической, политической сферах жизни общества требуют совершенствования правового регулирования общественных отношений. Внимание ученых, реформаторов привлекают этапы становления различных правовых институтов, их особенности на определенной ступени развития. Обратимся к истории становления права несовершеннолетних на жизнь и здоровье.
В дохристианскую эпоху право ребенка на жизнь не было защищено. Убийство ребенка не каралось ни законом, ни путем общественного порицания, поэтому его жизнь зависела только от желания родителей. Только на заре христианства в 312 году император Константин издал первый закон, воспрещающий убийство и подкидывание, и лишь в 767 году появился первый дом для подкидышей в Милане. [2, с.9]
После принятия христианства и до XVIII века в России правовое положение несовершеннолетних напрямую зависело от их связи с родителями. Исторически сложилось несколько групп несовершеннолетних, которые выпадали из такой системы. Ими стали дети-сироты, внебрачные дети, нищенствующие дети. Несовершеннолетние, составляющие первые две группы, являлись основной частью нищенствующих детей.
Наиболее остро стоял вопрос в охране права на жизнь внебрачного ребенка. С одной стороны, церковь осудила убийство ребенка, возвело это деяние в ранг греха, что выступило своеобразным гарантом жизни несовершеннолетних, рожденных вне брака. Однако христианство отвергло равенство детей, рожденных в законном браке и вне его, что стало результатом различного правового статуса. Понятие незаконнорожденности несло на себе печать позора, его употребление применительно к человеку рассматривалось как брань и оскорбление, требующие наказания. [2, с.11]
Постепенно охрана прав несовершеннолетних на жизнь и здоровье включается в церковные каноны, древнерусское право и государственную политику. Так Великий князь Владимир возложил общественное призрение сирот и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Также князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении.
«Русская правда»[4] стала наиболее полно сохранившимся до современности памятником древнерусского права. Отдельные статьи данного акта были посвящены защите прав несовершеннолетних. Так главным защитником детей был провозглашен отец. Кроме этого были регламентированы права детей при разделе имущества, правовой статус несовершеннолетних после смерти родителей. Особое значение имели нормы об опекунстве, во-первых, были определены условия вступления в опекунство (например, вступление в присутствии общины), а во-вторых, обязанности опекуна (забота об опекаемых, сохранение в целостности наследства, имущества опекаемого). Для своего времени «Русская правда» была передовым актом, в полной мере регламентирующим общественные отношения.
С XVII века наблюдается сглаживание прав детей, рожденных в браке и вне его. Впервые юридически закреплено право на жизнь было закреплено Уложением 1649 года.[5] Убийство законнорожденного ребенка, произведенное матерью, каралось годом тюрьмы, убийство же незаконнорожденного ребенка каралось смертью. Данная норма была введена с целью сокращения рождения детей вне брака, но в то же время явилась определенным гарантом права на жизнь.
Отдельное внимание уделялось беспризорным несовершеннолетним. Указом царя Федора Алексеевича 1682 года была юридически закреплена необходимость создания специальных школ для обучения нищенствующих детей и подростков, однако в связи со смертью царя данный указ не был реализован. [2, с.12] Свое дальнейшее выражение подобные идеи нашли в политике Петра I. В то время призрение подкинутых детей было одним из направлений государственной политики, которое представляло собой попытку борьбы с детоубийством путем устройства несовершеннолетних в дома призрения.
В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества». Данное издание стало руководством к воспитанию несовершеннолетних, правилах хорошего тона и поведения в обществе, кроме того подчеркивало всестороннее воспитание несовершеннолетнего. Именно с этого момента охрана жизни и здоровья несовершеннолетних стала носить государственный характер.
В последней трети XVIII века было введено понятие «несчастнорожденный», которое объединяло в себе две категории несовершеннолетних:
- рожденных вне брака и оставленных родителями,
- лишенных опеки родителей в силу бедности семьи.
Убийство несовершеннолетних являлось преступлением против жизни, наказание за которое зависело от сословного происхождения виновных и могло выражаться в наказании кнутом, пожизненной каторги и ссылки в монастырь. Данные идеи были закреплены в уложениях 1754-1766 годов «О таковых отцах и матерях, которые детей своих убьют».
При Александре I (1777-1825 гг.) в условиях общей демократизации положение незаконнорожденных младенцев несколько смягчилось. Однако уже при Николае I (1796-1855) все просьбы об узаконении прижитых до брака младенцев оставлялись без удовлетворения.
Периодически в обществе возникали попытки не только законодательного закрепления права на жизнь, но и действительной реализации этого права. Так Иов Благочестивый в 1706 году открыл ряд столовых для нищих несовершеннолетних, Петр I попытался развить данную идею, создавая приюты для беспризорных. Таким образом, жизнь несовершеннолетнего, оставшегося без семьи, зависела от системы социального призрения, которая развивалась крайне медленно. Жизнь детей, попавших в такие приюты, зависела от качества медицинского обслуживания и питания. Основной причиной смерти несовершеннолетних являлись отсутствие надлежащего числа кормилец, надлежащего ухода, некачественное питание, нехватка свежего воздуха. В связи с этим вопрос о реализации права несовершеннолетних на жизнь и здоровье стали рассматривать с медицинской точки зрения.
Ученые, принявшие участие в медицинских съездах, подвергли резко критике существующую систему социального призрения. Наблюдая за младенцами, лишенными общения с матерью, земские врачи сделали вывод о том, что «закрытое призрение убивает энергию призреваемых, совершенно изменяет их нравственную физиономию». По мнению врачей, система может быть выстроена более целесообразно, если «закон возьмет под защиту ребенка и его мать, и если правительство, общественные учреждения и частная благотворительность облегчат матери кормление и воспитание ребенка, то тем самым устранится главное основание, вызвавшее к жизни устройство воспитательных домов».[2, с. 20] В дальнейшем государственная политика была направлена на предупреждение «подкидывания» детей и укрепление связи ребенка с матерью.
В XIX веке государство столкнулось с проблемой насилия над несовершеннолетними, прежде всего, дети подвергались насилию со стороны хозяев-ремесленников, у которых они служили, а также как своих родителей, так и посторонних людей. В связи с этим учеными и практикующими юристами началась разработка понятия «защиты несовершеннолетних», что стало новым направлением государственной политики. Важнейшим шагом в этой сфере стало создание в 1892 году Отдела защиты детей от жестокого обращения.
В понятие «защита несовершеннолетних» включались следующие виды деятельности:
- деятельность участковых попечителей, связанная с обеспечением деятельности приютов, а также с поиском семей, в которые могут быть помещены беспризорные дети,
- организация отдыха несовершеннолетних, находящихся на служении и обучении у ремесленников,
- подача ходатайств правительству о применении к несовершеннолетним более мягкие меры наказания за совершенные преступные деяния, соответствующие их возрасту,
- представление интересов несовершеннолетних в суде.
Понятие «защита несовершеннолетних» в первую очередь было связано с семейным воспитанием, которое реализовывалось в трех направлениях:
- первое направление связано с принципом, охарактеризованным врачом Воронежского земства Романовым: «каждый ребенок имеет право на связь с матерью». [1, с. 81] Резкой критике подверглись правила тайного приема детей в приюты, когда связь ребенка с матерью полностью обрывалась. Данное действие не только деморализовывало женщину, но и понижало жизнеспособность несовершеннолетнего. Постановлениями 1869 года и 1894 года произошло ограничение тайного приема детей в приюты, а затем и полный запрет. [2, с. 13] Явный прием рассматривался как наиболее благоприятный вид призрения, так как обеспечивал материнское вскармливание.
- второе направление защиты прав несовершеннолетних было связано с привлечением крестьянских семей для призрения несовершеннолетних. Данный вопрос был, прежде всего, связан с дальнейшим полноценным физическим и нравственным развитием ребенка. Практика показала, что воспитание ребенка в семье, даже в крестьянской, более благоприятно влияет на здоровье несовершеннолетнего, чем призрение в приюте. Именно поэтому встал вопрос о необходимости не только оказания помощи патронажным семьям, но и о надзоре за ними.
- третьим направлением деятельности государства стало построение приютов по образцу семьи для обеспечения полноценного физического и психического развития беспризорных несовершеннолетних.
В начале XX века начинает разрабатываться практика по возврату несовершеннолетнего матери, оставившей его в приюте. Можно выделить следующие направления защиты прав несовершеннолетних:
- главное принципиальное положение — «жизнь покинутых детей должна быть охранена всеми возможными способами»,
- «если районные попечительства сумеют оказать моральное воздействие и материальную помощь там, где она будет нужна, то спасут родителям ребенка, спасут ребенку семью»,
- раскрываются медико-социальные подходы к младенцу, попавшему в приют (в том числе лечение и дальнейший патронаж),
- попытки научной разработки правил, улучшающих положение незаконнорожденных, определение обязанностей матери и отца по отношению к незаконнорожденному. [3, с. 34]
Таким образом, в дореволюционной России вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья несовершеннолетних были связаны, прежде всего, с предупреждением детоубийства, а также призрением беспризорных и нищих детей. Кроме того необходимо отметить попытки законодательного закрепления права на жизнь и здоровье. Перед вступлением в XX столетие ученые и практики столкнулись с социальными, медицинскими и правовыми аспектами проблемы охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, которые стали рассматриваться в единстве.
Литература:
- Кижикина В.В. Эволюция системы социальной защиты населения в России (в сравнении со странами Европы) // Вестник Томского государственного университета — Выпуск № 3 (23) — 2013г. — С. 80-95
- Козлова Т.В. Первое право ребенка. Право на жизнь и здоровое развитие // Самара. — 2003г. — 75 с.
- Петровский Б. В. Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества // М. — 1971г. — 71 с.
- Пространная редакция Русской Правды [Электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php (дата обращения 03.05.2016г.)
- Соборное Уложение 1649г. [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/acts/17/2/ulozhen1.html (дата обращения 03.05.2016г.)