Тренировка на стабилометрической платформе для профилактики кинетоза в подростковом возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белокопытова, С. В. Тренировка на стабилометрической платформе для профилактики кинетоза в подростковом возрасте / С. В. Белокопытова. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/239/10943/ (дата обращения: 30.10.2024).



Кинетоз — болезнь передвижения (от греч. kynesis — движение) — возникает при действии на организм более или менее продолжительных и изменяющихся ускорений. Существуют и другие названия кинетозов: укачивание, морская болезнь, воздушная болезнь, автомобильная болезнь, а также болезнь верховой езды, космическая, лифта, качелей, аттракционов [6].

Считается, что развитие кинетозов обусловлено несоответствием между вестибулярными, зрительными и соматосенсорными стимулами, так называемая теория сенсорного несоответствия или сенсорного конфликта [10.]

В контексте нашей работы необходимо отметить, о роли восприятия основанного на информации, получаемой нервной системой через особые пути афферентной информации, включая кожные и суставные рецепторы, мышечное веретено, нервно-сухожильные веретена, информацию от вестибулярного аппарата, зрение, слуховую и обонятельную информацию и вкусовые ощущения. Благодаря этой информации мы воспринимаем окружающий мир, способны реагировать на внешние воздействия, формируем образ тела и регулируем наши движения (Kandel и др., 2000) [2, с. 61].

Предрасположенность отдельных людей к различных формам кинетозов зависит от индивидуальных особенностей органа равновесия. Функциональная незрелость и легкая возбудимость вестибулярного аппарата, который окончательно созревает лишь к 12–16-ти годам, способствует особой предрасположенности детей к синдромам укачивания (считается, что от укачивания страдает более 60 % детей в возрасте до 12 лет). В возрасте от 10 до 20 лет укачивание отмечают 45 % опрошенных [4, c. 170]. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии и физиологии, подростковый возраст был определен как 13–16 лет для мальчиков и 12–15 лет для девочек, а юношеский — как 17–21 год для юношей и 16–20 лет для девушек. Точная популяционная частота кинетозов не изучена. Примерно 30 % взрослой популяции подвержены синдромам укачивания [1, 9, 10].

В настоящее время в зависимости от доминирующей симптоматики кинетозы условно разделяют на четыре основные формы [1, 9, 10], представленные в таблице 1.

Таблица 1

Основные формы кинетоза

Формы

Нервная (или неврологическая)

Желудочно-кишечная форма

Сердечнососудистая форма

Смешанная форма

Симптомы

Головокружение, нарушение координации, головная боль, чувства тяжести в голове, ощущение вялости, слабости, сонливости, расстройства сознания. Возможны также психические нарушения — депрессия, астеноневротический, апатико-абулический синдром, иллюзорное восприятие действительности, когнитивные расстройства

Диспептические симптомами (тошноты, рвота, снижение и отсутствие аппетита). При этом могут возникать искажения вкусовых ощущений, неприятное чувство во рту (привкус мыла, металла и т. п.). Наблюдается особая восприимчивость и ярко выраженное чувство брезгливости к запахам пригорелой пищи, табачного дыма, выхлопных газов и др.

Учащение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, тахиаритмии. По мере развития и утяжеления процесса укачивания пульс замедляется вплоть до брадиаритмии, дыхание становится поверхностным, наблюдается падение артериального давления. Данная форма является особо опасной для лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Вышеуказанные патологические симптомы могут возникать в различных комбинациях. Данная форма встречается наиболее часто.

Физиологические основы поддержания равновесия:

Головокружение — субъективное ощущение движения окружающих предметов или собственного тела в пространстве [3, с. 162].

В клинической практике классически выделяют два типа головокружения:

Системное (истинное головокружение, вертиго) — ощущение векторного перемещения самого пациента или окружающей обстановки, сопровождающееся нарушением равновесия, страхом, желанием держаться за опору, тошнотой, рвотой, вегетативными расстройствами. Системное головокружение принято считать следствием поражения вестибулярного аппарата.

Несистемное нарушение равновесия — странные ощущения в голове, сопровождающиеся нечеткостью восприятия окружающего мира, шаткостью походки, потерей ориентации в пространстве. Считается, что этот тип головокружения возникает за счет невестибулярных причин.

Независимо от этиологии головокружения клинически наблюдается, как правило, типичный симптомокомплекс, включающий: нистагм, атаксию, вегетативные проявления (тошнота, рвота, лабильность артериального давления (АД) [4, с. 10].

Нистагм — толчкообразные горизонтальные, вертикальные или вращательные движения глаз, следующие одно за другим и не зависящее от воли больного. Нистагм обычно бывает двусторонним, очень редко — односторонним. [5, c. 399].

Атаксия (от греч. ataxia — беспорядок) — расстройство координации движений; весьма часто встречающееся нарушение моторики.

Причиной головокружения является нарушение согласованной деятельности сенсорных систем: вестибулярной, зрительной, проприоцептивной. Дисфункция центральных структур, участвующих в поддержании равновесия является существенной причиной головокружения.

Необходимо заметить, что вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека [7, с. 86]

Вестибулярная система позволяет человеку четко ориентироваться в трехмерном пространстве:

− статический компонент (способность воспринимать положение тела относительно вектора силы тяжести).

− динамический компонент (способность ощущать направление и скорость движения тела при его линейных и угловых перемещениях.

К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы (или органы Гольджи) и суставные рецепторы (рецепторы суставной капсулы и суставных связок). Все эти рецепторы представляют собой механорецепторы, специфическим раздражителем которых является их растяжение [7, с. 89].

Проприоцептивная система является важным компонентом в архитектонике нейрональных сетей, участвующих в поддержании равновесия тела. Проприоцепция (глубокая чувствительность) позволяет ощутить степень мышечного напряжения, положение и движение конечностей, что дает чувство «опоры», т. е. осознание того, что стопы опираются на поверхность и удерживают вес тела. Признаки нарушения глубокой чувствительности наиболее выражены при развитии патологического процесса в задних канатиках, однако также могут наблюдаться при поражении тонкого и клиновидного ядер, медиальной петли, таламуса и постцентральной извилины [4, с. 21].

Симптомы поражения проприоцептивной системы:

− сенситивная атаксия: резкая неустойчивость в позе Ромберга;

− астереогноз: больной с закрытыми глазами не может назвать предмет, находящийся у него в руке;

− утрата чувства положения и движения: больной с закрытыми глазами не определяет положение своего тела и конечностей в пространстве;

− аграфестезия: с закрытыми глазами больной не может назвать буквы или цифры, которые врач выводит рукояткой молотка у него на коже;

− утрата вибрационной чувствительности;

− утрата дискриминационной чувствительности (способность различать два наносимых одновременно раздражения кожи).

Зрительная сенсорная система служит для восприятия и анализа световых раздражений. Через нее человек получает до 80–90 % всей информации о внешней среде. Глаз человека воспринимает световые лучи лишь в видимой части спектра — в диапазоне от 400 до 800нм [4, с. 79]

В соответствии с принципом обратной связи зрительная система контролирует поддержание равновесия.

В системе контроля взора выделяют 3 основные системы:

  1. Система саккадических движений глазных яблок (быстрое движение), обеспечивающая обнаружение зрительной цели и выведение ее на наиболее чувствительную часть сетчатой оболочки;
  2. Система плавных (следящих) движений глазных яблок необходима для длительной фиксации движущегося объекта и слежения за ним;
  3. Вестибулооковая система стабилизирует изображение неподвижного объекта рассматривания на сетчатке во время движения головы.

Изучив основные формы кинетоза и физиологические основы поддержания равновесия можно сделать вывод, что укачивание легче предотвратить, чем лечить. Недостаточное внимание уделяется указанной проблеме на профилактическом уровне. В результате создаётся представление «о тщетности попыток предупреждения, и коррекции нарушений» (С. А. Кастюнин, Э. Н. Вайнер). Существует ряд общих советов, позволяющих значительно снизить риск развития болезни движения. Для этого необходимо регулярно заниматься на стабилометрической платформе, что позволит адаптировать головной мозг к определенным статокинетическим раздражителям.

Также можно применять самостоятельно упражнения на координацию движений и в равновесии для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях и др. [8, с. 28]

Статическая стабилометрическая платформа предназначена для оценки функции равновесия и создания биологической обратной связи по опорной реакции. Обеспечивает проведение реабилитационных занятий, кинезотерапии, лечебной физкультуры, восстановления двигательной активности, координации движений; возможности неинвазивного мониторинга в части состояния двигательной системы, количественной оценки двигательно-координационной сферы.

Таблица 2

Вестибулярная реабилитация на стабилометрической платформе

3№

Игра (training)

Скорость(speed)

Время (duration (min))

Движение платформы (stimulus type)

Регулируемая страховка для позиционирования (individuallytested)

Степень сложности (level)

Маркеры (controls)

Platformstimulus (факторы, провоцирующие движение платформы)

11

самолет (Paper Flight)

1,8

5минут

нет

ДА

ДА

None (без движения)

Машина (Citi Ride)

100

4минуты

нет

ДА

ДА

None (без движения)

Шары (Perturb)

5минут

да

ДА

Start Level – 3

End Level – 6

НЕТ

22

самолет (Paper Flight)

1,8

5мин

нет

ДА

ДА

None (без движения)

Машина (Citi Ride)

100–300

8мин

да

ДА

НЕТ

Movement (движение)

Шары (Perturb)

5минут

да

ДА

Start Level – 4

End Level – 7

НЕТ

33

самолет (Paper Flight)

1,8

10мин

нет

НЕТ

ДА

None (без движения)

Машина (Citi Ride)

100–300

8мин

да

НЕТ

ДА

Movement and Collision (движение и столкновение)

Шары (Perturb)

5мин

да

НЕТ

Start Level – 5

End Level – 8

НЕТ

44

самолет (Paper Flight)

2.2

5мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement (движение)

Машина (CitiRide)

100–300

4мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement and Collision (движение и столкновение)

Шары (Perturb)

10мин

да

НЕТ

Start Level – 6

End Level – 9

НЕТ

55

самолет (Paper Flight

3,0

5мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement and Collision (движение и столкновение)

Машина (Citi Ride)

100–300

8мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement (движение)

Шары (Perturb)

10мин

да

НЕТ

Start Level – 7

End Level – 10

НЕТ

66

самолет (Paper Flight

3.2

10мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement (движение)

Машина (Citi Ride)

100–300

8мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement and Collision (движение и столкновение)

Шары (Perturb)

5мин

да

НЕТ

Start Level – 6

End Level – 9

НЕТ

77

самолет (Paper Flight

5,0

5мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement and Collision (движение и столкновение)

Машина (CitiRide)

100–300

8мин

да

НЕТ

НЕТ

Movement (движение)

Шары (Perturb)

10мин

да

НЕТ

Start Level – 8

End Level – 10

НЕТ

88

самолет (Paper Flight)

5,5

10мин

НЕТ

ДА

Movement and Collision (движение и столкновение)

Машина (Citi Ride)

100–300

8мин

НЕТ

ДА

Collision (столкновение)

Шары (Perturb)

5мин

НЕТ

Start Level – 9

End Level – 10

НЕТ

99

самолет (Paper Flight)

6,0

10мин

да

НЕТ

ДА

Collision (столкновение)

Машина (Citi Ride)

100–300

8мин

да

НЕТ

ДА

Movement and Collision (движение и столкновение)

Шары (Perturb)

10мин

да

НЕТ

Start Level – 9

End Level – 10

НЕТ

110

самолет (Paper Flight)

6,0–10,0

10мин

НЕТ

ДА

Movement and Collision (движение и столкновение)

Машина (Citi Ride)

100–300

12мин

НЕТ

НЕТ

Movement and Collision (движение и столкновение)

Шары (Perturb)

10мин

НЕТ

Start Level – 9

End Level – 10

НЕТ

Система STABLE обладает функциями тренировки нарушений баланса и равновесия при кинетозе с помощью прямой обратной связи в среде виртуальной реальности и может применяться для медицинской и психологической реабилитации в качестве средства создания биологической обратной связи по опорной реакции.

Результатом лечения на стабилометрической платформе является улучшение у подростков концентрации внимания, а также более сознательный контроль равновесия тела, рефлексов равновесия и оборонительных реакций при ходьбе, а, следовательно, улучшение координации движений.

В процессе тренировки на таком тренажере подросток управляет происходящим на экране компьютера движениями своего тела. Пациент сам начинает выполнять роль игрового манипулятора. Подросток видит перемещения собственного центра давления на экране монитора. Посредством игровых задач у подростков формируется позитивная мотивация, направленная на здоровьесберегающую деятельность. Стабилометрический тренажер снабжен разнообразными игровыми заданиями — похожими на видеоигру, где задача достигается посредством смещения центра тяжести, которое достигается произвольными усилием. Подросток, находящийся на стабилометрической платформе выполняет роль «игрового манипулятора» джойстика.

В процессе тренировки происходит развитие различных специализированных навыков координации балансировочных движений в основной стойке. В ходе работы на стабилометрической платформе решаются задачи восстановления, развития опороспособности конечности и другие задачи, связанные с управление движениями тела и его баланса. Подросток решает двигательные задачи, связанные с точностью движения, время движения (достижение цели к определенному времени), стабилизацию движения (удержание центра давления в определенной зоне заданное время). В таблице № 2 представлен курс лечебной тренировки на 10 дней применяемый при кинетозе.

Сложность выполнения задания можно повысить или уменьшить следующими способами:

− изменение продолжительности тренировки время (duration (min));

− изменение движения платформы(stimulustype);

− изменение степени сложности(level);

− изменение частоты смены игровых заданий (training)и применение специальных маркеров (controls).

Литература:

  1. Бойко Н. В. Головокружение в практике врача-терапевта // Лечащий врач. — 2010. — № 4. — C. 86–88.
  2. Бобат — концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации. — Нижний Новгород: издательство «Кириллица», 2013. – 320 с., илл. ISBN 978–5–905603–23–5.
  3. Елисеев О. М. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи 1994–643 с.
  4. Живолупов С. А. Самарцев И. Н. головокружение в неврологии. Москва. 214. — 208 с.
  5. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. В 1-м томе. Аборт — Ящур. – М.: «Советская энциклопедия», 1987–704 с. илл., 30 л. Билл.
  6. Пивоварова А. М. Шабельникова Е. И., «Практика педиатра», ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава РФ, г. Москва, февраль 2015, с. 38–40.
  7. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Терра — Спорт, Олимпия Пресс. 2001. – 520 с., ил.
  8. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 5-е — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 602, (1) с. — (Высшее образование).
  9. Kuitunen T., Leino T., Parkkola K. Motion sickness at sea and in the air // Duodecim. — 2011. — V. 127(13). — P. 1378–80.
  10. Shupak A., Gordon C. R. Motion sickness: advances in pathogenesis, prediction, prevention, and treatment // Aviat Space Environ Med. — 2006. — V. 77(12). — P. 1213–23.
Основные термины (генерируются автоматически): НЕТ, движение, вестибулярный аппарат, столкновение, артериальное давление, машина, самолет, система, шар, биологическая обратная связь.

Похожие статьи

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при заболевании сколиозом

Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Активизация мыслительной деятельности на уроках физики посредством учебного кроссворда

Биомеханическое исследование кошачьих лап для обоснования негативных последствий онихэктомии — косметической операции по удалению когтей

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Использование аналитико-синтетического метода обучения чтению в первом классе начальной школы

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Похожие статьи

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при заболевании сколиозом

Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Активизация мыслительной деятельности на уроках физики посредством учебного кроссворда

Биомеханическое исследование кошачьих лап для обоснования негативных последствий онихэктомии — косметической операции по удалению когтей

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Использование аналитико-синтетического метода обучения чтению в первом классе начальной школы

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах