Конфликтогены как триггер конфликтов выгорания в учреждениях первичного звена детского здравоохранения
Автор: Троицкая Наталья Александровна
Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением
Опубликовано в
III международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, январь 2016)
Дата публикации: 31.12.2015
Статья просмотрена: 1019 раз
Библиографическое описание:
Троицкая, Н. А. Конфликтогены как триггер конфликтов выгорания в учреждениях первичного звена детского здравоохранения / Н. А. Троицкая. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/9408/ (дата обращения: 19.12.2024).
Модернизация системы здравоохранения, социально — экономическая нестабильность, интенсификация жизни в целом, предъявляют к медицинским работникам требования максимального использования профессиональных, интеллектуальных, эмоциональных, соматических ресурсов. Такие ежедневные энергоемкие морально — эмоциональные и психофизические затраты в сочетании с традиционными профессиональными факторами, связаны со спецификой трудового процесса и рабочей средой врачей. Повседневная ответственность за жизнь и здоровье маленьких пациентов, повышенная эмоциональное возбуждение негативного характера и физическая напряженность, высокая степень стрессогенности и низкий престиж профессии, активные межличностные коммуникации, недостаточная самооценка и снижение стремления к самореализации и многое другое, приводят к развитию хронического профессионального стресса, дебютом которого является профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание является следствием длительной кумуляции негативных эмоций и отсутствия «выхода», освобождения от таковых, что приводит к развитию так называемых конфликтов выгорания.
В генезе развития конфликтов в условиях детской поликлиники триггером являются конфликтогены.Конфликтоген в детской поликлинике — это любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Особенно мощным триггером является «ассорти» конфликтогенов.
Что же возможно провоцирует развитие конфликтов в детской поликлинике, именно изучению конфликтогенов и было посвящено наше исследование. Мы провели эмпирическое исследование конфликтологической сферы в одной из детских городских поликлиник г. Энгельса. Исследование проводилось в форме фокусированного интервью. Гид интервью предполагал 3 блока вопросов:
1. понятие конфликтогенов;
2. описательная часть конфликтогенов — действий (12 позиций);
3. описательная часть слов — конфликтогенов (6 позиций).
В исследовании принимали участие 32 информатора, которые были разделены на две целевые группы по 16 человек соответственно: I группа — законные представители пациентов; II группа — медицинские работники. Средний возраст, принимавших участие в исследовании медицинских работников составил 47 лет; законных представителей пациентов — 37 лет, все 16 — мамы, из которых — 5 домохозяек и 11 служащих.
В фокусированном интервью были перечислены следующие конфликтогены — действия: стремление к превосходству; проявление агрессии; нарушение правил этики и деонтологии; неблагоприятное стечение обстоятельств; перебивание собеседника; подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу; устойчивое нежелание признавать свои ошибки; заниженная оценка; постоянное навязывание своей точки зрения; неискренность в суждениях; резкое ускорение темпа беседы и неожиданное ее окончание; неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и конфликтогены — слова: слова, выражающие недоверие; слова — оскорбления; слова — угрозы; слова — насмешки: слова — отрицания; слова — долженствования; слова — обвинения; слова — ссылки; слова, выражающие категоричность.
По значимости конфликтогены были поделены на три группы: конфликтогены высокой степени риска (от 10 до 16 баллов), средней (от 5 до 9 баллов) и низкой (менее 4 баллов). Каждый критерий (конфликтоген) был оценен в 1 балл (от 0 до 16 баллов).
Количественный анализ структуры конфликтогенов представлен в таблице (таб.1).
Таблица 1
Структура конфликтогенов
Конфликтогены |
Представители пациентов |
Медицинские работники |
||
I. Конфликтогены — действия |
Абс/ % |
Ранг |
Абс/ % |
Ранг |
1. проявление агрессии |
15/93,7 |
I |
12/75 |
II |
2. нарушения правил этики и деонтологии |
7/44 |
II |
13/81 |
I |
3.неумение выслушивать и понять точку зрения собеседника |
6/37,5 |
III |
6/37,5 |
IV |
4. стремление к превосходству |
2/12,5 |
V |
2/12,5 |
VIII |
5. неблагоприятное стечение обстоятельств |
1/6,25 |
VI |
5/31,2 |
VII |
6. перебивание собеседника |
4/25 |
IV |
2/12,5 |
VII |
7. подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу |
2/12,5 |
V |
2/12,5 |
VII |
8. устойчивое нежелание признавать свои ошибки |
4/25 |
IV |
10/62,5 |
III |
9. постоянное навязывание своей точки зрения |
2/12,5 |
V |
2/12,5 |
VIII |
10. резкое ускорение темпа беседы и неожиданное ее окончание |
- |
|
- |
|
11. заниженная оценка |
- |
|
4/25 |
VII |
12. неискренность в суждениях |
2/12,5 |
V |
4/25 |
VII |
II Конфликтогены — слова |
|
|
|
|
1. слова, выражающие недоверие |
6/37,5 |
IV |
6/37,5 |
III |
2. слова — оскорбления |
11/68,75 |
I |
7/44 |
II |
3. слова — угрозы |
10/62,5 |
II |
12/75 |
I |
4. слова — насмешки |
4/25 |
VI |
3/18,75 |
VI |
5. слова — отрицания |
3/18,75 |
VII |
1/6,2 |
VII |
6. слова — долженствования |
5/31,2 |
V |
7/44 |
II |
7. слова — обвинения |
8/50 |
III |
5/31,2 |
IV |
8. слова, выражающие категоричность |
1/6,2 |
VIII |
4/25 |
V |
9.слова — ссылки |
3/18,75 |
VII |
- |
- |
Качественный анализ фокусированного интервью показал, что результаты в каждой целевой группе оказались различными друг от друга.
В целевой группе «представители пациентов» к конфликтогенам — действиям высокой степени риска 15 информаторов из 16 отнесли проявление агрессии (15 баллов). Все остальные конфликтогены были расценены родителями, как конфликтогены средней и низкой степени риска. А в группе «медицинские работники» — 13 из 16 отметили, что наиболее часто к развитию конфликтов в детской поликлинике приводит нарушение правил медицинской этики и деонтологии (13 баллов). Врачи так же отмечали среди конфликтогенов высокой степени риска: проявление агрессии (12 баллов) и устойчивое нежелание признавать свои ошибки (10 баллов). К группе конфликтогенов со средней степенью риска, родители пациентов отнесли: нарушение правил этики и деонтологии — 7 баллов, неумение выслушивать и понять точку зрения собеседника — 6 баллов; медики выделили не только неумение выслушивать и понять точку зрения собеседника (6 баллов), но и неблагоприятное стечение обстоятельств (5 баллов), тогда как родители последнему конфликтогену не придали важного значения. Только единственный информатор из группы «представители пациентов» отметил неблагоприятное стечение обстоятельств. Все остальные конфликтогены — действия, по мнению информаторов, были отнесены к малозначимым конфликтогенам, причем только 4 представителя пациентов признали устойчивое нежелание признавать свои ошибки, как конфликтоген с низкой степенью риска, тогда как медицинские работники отнесли его к конфликтогенам высокой степени риска (10 баллов). Однако и родители пациентов, и медицинские сотрудники в равной степени оценили малозначительным постоянное навязывание своей точки зрения и подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу.
Анализ результатов исследования слов — конфликтогенов привел к интересным результатам. На первое ранговое место родители пациентов поставили слова — оскорбления (68,75 %), тогда как медицинские работники приоритет отдали словам — угрозам (75 %). На втором ранговом месте в целевых группах выше указанные конфликтогены поменялись ранговостью, слова оскорбления и слова — долженствования отметили 44 % из информаторов — медицинских работников; 62,5 % составили слова — угрозы по мнению представителей пациентов. На третьем месте коллеги поставили слова, выражающие недоверие, а родители — слова — обвинения.
Качественно — количественный анализ выявленных конфликтогенов бесспорно показал, что отмеченные информаторами конфликтогены, могут привести к развитию конфликтов выгорания между двумя сторонами: представителями пациентов с одной стороны и медицинскими сотрудниками с другой стороны. Родители акцентуировали конфликтогены, носящие в первую очередь эмоциональный характер, об этом свидетельствует лидерство конфликтогена действия — проявление агрессии и слов — оскорблений среди слов — конфликтогенов, тогда как медицинские сотрудники в первую очередь отмечали конфликтогены — действия, характеризующие профессиональную сферу, поскольку деонтологические вопросы носят сугубо профессиональный медицинский характер. Закономерно, что первая целевая группа отметила приоритетно конфликтоген — проявление агрессии, ведь агрессия — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. Здесь в качестве ресурсов может выступать не только качество оказываемой медицинской помощи, но и психологический комфорт при оказании этой помощи, в меньшей степени социальный статус, однако профессиональное неравенство подразумевает «бедность» медицинских компетенций именно у представителей пациентов, нельзя забывать и о том, что профессия врача относится к категории властных профессий, т.к родители не имеют тех специальных знаний (ресурсов), которыми владеют медицинские работники. Среди агрессивных реакций у родителей преобладают: раздражительность, обида и как наивысшая степень конфликтности — вербальная агрессия, когда негативные эмоции уже не сдерживаются и пенетрируют во внешнюю среду в форме крика, визга, проклятий и угроз. Проявлению агрессии с любой стороны могут способствовать личностные особенности, как у родителей, так и врачей — это и эмоциональная восприимчивость, и так называемая инструментальная агрессия, которая проявляется в виде вдумчивости, но особенно опасна в коммуникации «родители пациента — медицинский работник», так называемая враждебная атрибуция, когда одни и те же стимулы, факты и факторы интерпретируются как враждебные, возможно из-за своей неоднозначности. Столкновение сторон в борьбе за ресурсы побуждают развитие конфликтов в детской поликлинике. Эти конфликты можно назвать конфликтами профессионального выгорания, генезу которых способствуют высокий уровень эмоциональной лабильности, несоответствие внутреннего психологического эталона внешней системе взглядов, в том числе и профессиональной, стагнации в себе негативных переживаний.
Детская поликлиника, как и иной субъект сферы здравоохранения, имеет свою организационную культуру. Противоречия здесь происходят каждодневно и на разных точках коммуникативного поля, вот почему так важно в контексте управленческой деятельности заблаговременно распознавать конфликты, своевременно выявлять конфликтогены и ослаблять их, тем самым уметь конструктивно разрешать предконфликтные ситуации. Безусловно, «статус — кво» современной медицины позволяет не всем медицинским организациям иметь штатного медицинского психолога и тем более конфликтолога, по — этому вопросами профилактики конфликтов должны заниматься первостепенно руководители медицинских организаций, как менеджеры субъектов здравоохранения,задачей которых является — управление организацией на разных ее уровнях, включающее планирование, организацию, мотивацию и, безусловно, контроль. Какие же ресурсы профилактики конфликтов есть в арсенале главного врача? В первую очередь — создание объективных условий для минимизации количества и действий конфликтогенов. К числу таковых условий относятся:
создание комфортной рабочей атмосферы, условий благоприятных для жизнедеятельности работников в организации (благоустроенные комнаты отдыха, комнат для приема пищи, оснащение рабочих кабинетов удобной мебелью);
создание «зон комфорта» для пациентов; в условиях детской поликлиники — оснащение детских зон комфорта удобной детской мебелью, атрибутами для творчества, трансляция специализированных мультфильмов, направленных на профилактику здорового образа жизни.
прозрачность и открытость правовых и других нормативных процедур, защищающих права медицинских работников, возможность юридического консультирования в вопросах не только трудового законодательства, но и чести и достоинства медицинских работников, а также Коллективного договора, как главного гаранта социального трехстороннего партнерства;
доступность правового регулирования в сфере коммуникации «врач — пациент»;
доступная межличностная коммуникация, в том числе в системе триединства «пациент — медицинский работник — руководитель»; ситуационно включение в предконфликтное поле всех субъектов для публичного обсуждения создавшийся проблемной ситуации и коллегиального решения по выходу из нее;
создание личного формата «руководитель — медиатор»;
использование в повседневной работе инструментов информационного медиа (ежедневное мониторирование страницы — форума сайта организации, телефонная «горячая линия» руководителя в режиме «он — лайн» и пр.)
успокаивающая материальная среда, окружающая человека, совместные спортивные культмассовые мероприятия и пр.
Вторым не менее важным аспектом системы профилактики является оптимизация организационной структуры, грамотное перераспределение ресурсов и резервов, особенно в условиях жесткого кадрового дефицита, ротация кадрового потенциала, — справедливое распределение материальных ресурсов,предоставление возможности медицинским работникам совершенствовать профессиональные компетенции, грамотная оценка результатов деятельности работников. Не менее важными являются устранение социально-психологических причин конфликтов и стагнация личностных причин возникновения конфликтов. Комплайнс в достижении результата в системе профилактики конфликтов в детской поликлинике может быть достигнут только при условии понимания всеми субьектами коммуникации не только значимости профилактики, но и личной заинтересованности предотвратить формирование конфликта, ведь предупредить конфликт, как и болезнь легче, чем лечить.