Библиографическое описание:

Мальцев Е. П. Дисциплинарное принуждение в системе органов внутренних дел (полиции): материально-правовые и процессуальные аспекты [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2820/ (дата обращения: 14.12.2017).

В целях обеспечения выполнения возложенных задач, действующее законодательство, регламентирующее прохождение службы в органах внутренних дел (полиции), закрепляет отдельные её принципы, и формулирует требования, предъявляемые к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, в числе которых можно особо выделить соблюдение служебной дисциплины, законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, что и определяют смысл и содержание профессиональной служебной деятельности. Тем самым, законодатель подчеркивает первостепенную важность соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Связано это, во-первых, со спецификой служебной деятельности и наличием у них определенных полно­мочий властного характера; во-вторых, с особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполне­ния или ненадлежащего исполнения ими возложенных должно­стных обязанностей; в-третьих, совершаемые действия и принимаемые решения порождают здесь глубокие социальные последствия, затрагивают жизненные интересы че­ловека, его права и свободы.

Итак, требование надежной защиты прав и свобод граждан, соблюдения служебной дисциплины, повышения авторитета и эффективности государственной правоохранительной службы диктует необходимость создания такой право­вой процедуры, которая бы обеспечивала режим законности в государственном аппарате [1, с.32]. Вне всяких сомнений именно инсти­тут юридической ответственности государственных служащих (сотрудников органов внутренних дел) способен стать действенным государственно-право­вым средством, обеспечивающим юридические гарантии охра­ны прав и свобод человека и гражданина и обеспечить реализацию задач и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Представляется, что реализация принципа ответственности государственных служащих в случае нарушения служебной дисциплины предполагает наступление мер юридической ответственности за совершаемые ими дисциплинарные проступки. И здесь следует отметить, что из всех видов юридической ответствен­ности, применяемых к государственным служа­щим, на практике приоритет отдается мерам дисциплинарной ответственности. Как справедливо отмечает А. А. Гришковец: «…вероятность применения к государственно­му служащему мер дисциплинарной ответственности заметно выше, чем, скажем, мер административной и тем более уголов­ной, ответственности». Абсолютное большинство государствен­ных служащих старается не совершать серьезных правонару­шений, имеющих признаки преступлений, допуская при этом в силу различных причин и стечения обстоятельств деяния, кото­рые могут быть квалифицированы как должностные проступки. Такое положение диктуется самой динамикой государственно-управленческой деятельности, которой повседневно заняты государственные служащие [2, с.3].

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как особый вид государственного принуждения, связанного с применением субъектами дисциплинарной власти санкций за совершенные подчиненными субъектами дисциплинарные проступки. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения (хотя здесь есть и исключения из общего правила) и обычно применяются должностными лицами (начальниками, командирами) подразделений, в которых проходит службу сотрудник органов внутренних дел [3, с. 639].

Государственное принудительное воздействие в сфере отношений по поводу реализации дисциплинарной ответственности определяется как дисциплинарное принуждение. Тем не менее, важно отметить, что дис­циплинарное принуждение значительно шире по своему содержанию, чем дисциплинарная ответственность, и включает в себя: меры дисциплинарного пресечения, меры дисциплинарного процессуального обеспечения, меры дисциплинарного дестимулирования, дисциплинарные взыскания, меры материальной ответственности.

Институт дисциплинарного принуждения с точки зрения его юридиче­ской отраслевой природы является сложным комплексным правовым инсти­тутом, поскольку регулируется нормами как административного, так и трудового права, что обуславливает существование огромного количества нормативно-правовых актов, регламентирующих применение этих мер, рассмотрим некоторые из них:

Меры дисциплинарного пресечения имеют в качестве основной цели пресечение каких-либо совершаемых противоправных поступков и (или) предотвращение наступления различных общественно негативных последствий этих поступков [4].

Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 73 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае:

  1. избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу;

  2. вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности;

  3. прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае (ч. 2 ст. 73):

  1. уголовного преследования сотрудника без применения меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу, либо вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности;

  2. назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей;

  3. возникновения конфликта интересов.

По замыслу законодателя, часть первая ст. 73 носит императивный характер («…сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае…»). Вторая часть указанной статьи носит скорее диспозитивный характер («сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей…»). Тем самым, решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей принимается по административному усмотрению начальника (командира).

Меры дисциплинарного процессуального обеспечения преследую­т цель обеспечить нормальный ход производства по делу о дисциплинар­ном правонарушении, установить личность виновного, собрать необходимые доказательства его вины и т. д. [5, с.179].

Анализ правовых норм, регламентирующих прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел, позволяет сделать вывод о том, что меры дисциплинарного пресечения и дисциплинарного обеспечения сходны как по своей сути, так и по содержанию.

К примеру, временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях (тяжесть совершенного проступка, невозможность дальнейшего пребывания в данной местности), а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки, т.е. выступает мерой процессуального обеспечения (ч.7 ст. 73).

Дисциплинарные взыскания имеют своей целью наказать лицо за факт проступка, обеспечить соответствующее воспитательное и предупре­дительное воздействие на данный субъект и других членов организации. Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. Применением дисциплинарных взысканий для нарушителя создается новая юридическая обязанность: претерпевать известные лишения, неблагоприят­ные последствия личного и иного характера, связанные с престижем лица, его именем и честью как работника, государственного служащего, военно­служащего, учащегося и т.д.

За нарушение служебной дисциплины к сотрудникам органов внутренних дел могут применяться такие виды взысканий [6]:

  1. замечание;

  2. выговор;

  3. строгий выговор;

  4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

  5. перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

  6. увольнение со службы в органах внутренних дел.

С этой группой мер дисциплинарного принуждения в законодательстве и связывается понятие дисциплинарной ответственности как одного из видов юридической ответственности. Иные рассмотренные дисциплинарные санкции не являются мерами ответственности, предшествуя ей (меры дисциплинарного пресечения и процессуального обеспечения) либо сопровождая ее дополнительным дисциплинарным воздействием (меры дисциплинарного дестимулирования и материальной ответственности.

Меры дисциплинарного дестимулирования. Цель их применения – оказание дополнительного воспитательного воздействия на государственного служащего посредством временного ограничения в определенных видах поощрения, в том числе и посредством лишения стимулирующих выплат [7, с.124].

Меры дисциплинарного дестимулирования в сфере государственной службы широкого распространения не получили и встречаются лишь в единичных случаях. Так, например, к сотрудникам органов внутренних дел могут применяться следующие их виды:

  • не выплата премий сотрудникам временно отстраненным от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных ст. 73 федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].

  • приостановление присвоения очередного специального звания осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [6].

Меры материальной ответственности обязывают государственного служащего возместить причиненный ущерб (полностью или частично) в порядке, установленном законодательством.

Материальную ответственность в сфере государственной службы нередко отождествляют либо с гражданско-правовой ответственностью, либо ее связывают с действием норм трудового права, либо в решении этой проблемы предлагают руководствоваться только законодательством о государственной службе, а также научными положениями и практическими рекомендациями служебного права, о существовании которого как отрасли российской правовой системы продолжаются научные дискуссии.

В настоящее время вопрос материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел до конца не урегулирован. Однако, статья 33 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет положение о том, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения в соответствии с трудовым и гражданским федеральным законодательством.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что дисциплинарное принуждение в отношении сотрудников органов внутренних дел выступает средством обеспечения по реализации задач и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и преследует своей основной целью предупреждение (превенцию) дисциплинарных правона­рушений в государственных (публичных) организациях и обеспечение установленного государственной (публичной) властью внутриорганизационного порядка управления.

Эффективность же использования правовых средств дисциплинарной практики в органах внутренних дел во многом зависит от четкой правовой регламентации основания их применения, нормативного раскрытия содержания каждого вида правового поощрения и взыскания, а также правовых последствий их применения. Использование субъектами дисциплинарной практики мер дисциплинарного принуждения является одним из основных способов воздействия на объективное поведение сотрудников, позволяющим влиять на состояние служебной дисциплины в органах внутренних дел [9, с. 175].


Литература:

  1. Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации как средство обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина / Ю. Б. Носова // Трибуна молодых ученых: сборник научн. трудов. вып. 12: человек, его права и свободы – высшая ценность под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж: изд-во ВГУ. – 2007. – С. 32

  2. Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Ч. 2: Повышение эффективности государственной службы: правовые и организационные проблемы. – М.: ИПК госслужбы, 2002. - С.3-4.

  3. Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2007. - С. 639

  4. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / Под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009. 220 с.

  5. Административное право. Общая часть: учебник / Под ред. В.А. Юсупова, В.Д. Симухина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С.179

  6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 275, 07.12.2011

  7. Занина Т.М. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: курс лекций / Т.М. Занина, Н.В. Полякова. – Воронеж: ВИ МВД России, 2009. - С. 124

  8. Приказ МВД РФ от 19.12.2011 № 1257 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, № 14, 25.01.2012.

  9. Шергин А.П. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: дисс…. канд. юрид. наук. - Москва, 2003. С. – 175.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренних дел, органов внутренних дел, внутренних дел Российской, органах внутренних дел, служебных обязанностей, выполнения служебных обязанностей, дел Российской Федерации, сотрудников органов внутренних, меры дисциплинарного, служебной дисциплины, системе органов внутренних, сотрудникам органов внутренних, дисциплинарного пресечения, меры дисциплинарного пресечения, сфере внутренних дел, Меры дисциплинарного, сотрудниками органов внутренних, дисциплинарного дестимулирования, выполнение служебных обязанностей, дисциплинарной ответственности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос