Проблемы обеспечения гарантийных обязательств при поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Первушина, Е. С. Проблемы обеспечения гарантийных обязательств при поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд / Е. С. Первушина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/372/15868/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу особенностей применения требования к обеспечению гарантийных обязательств по государственным контрактам в рамках контрактной системы в отношении оборудования и иных товаров, которые подразумевают гарантийный срок.

Ключевые слова: контрактная система; государственный контракт; гарантийные обязательства; способы обеспечения гарантийных обязательств.

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of applying the requirement to ensure guarantee obligations under state contracts within the framework of the contract system in relation to equipment and other goods that imply a warranty period.

Keywords: contract system, government contract, warranty obligations, ways to ensure warranty.

Современный этап развития Российского государства отличается применением системы государственных закупок, занимающей важную часть в экономике государства. Для эффективного развития экономики государства законодателем предпринята попытка комплексного подхода к вопросам правового регулирования всех стадий процесса государственных закупок [5].

Система государственных закупок, которая в настоящее время именуется контрактной системой, предусматривает ряд особенностей заключения государственного контракта, как в части самой процедуры его заключения, так и в части его исполнения [1]. Поскольку обязательства по контракту должны быть исполнены надлежащим образом, в контракт включается условие об ответственности поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Такой порядок является специфическим методом воздействия на поставщика [5].

Кроме того, в процессе совершенствования законодательства в сфере государственных закупок особое внимание законодателем было уделено не только надлежащему исполнению контрагентом обязательств по государственному контракту, но и гарантиям приобретения качественных товаров или выполненных работ. Особенностью поставки технологического оборудования, или выполнения работ для нужд государственного заказчика являются длительные отношения сторон, которые могут продолжатся и после окончания срока действия контракта.

В частности, с 01 июля 2019 года в законе 44-ФЗ появилось такое понятие, как гарантийные обязательства, и определены условия при которых государственный заказчик может установить требование о гарантийных обязательствах по контракту [7]. Следует отметить, что такое требование может быть установлено не ко всем товарам, а при наличии необходимости в гарантийном обеспечении. Следовательно, заказчик на свое усмотрение определяет, насколько необходимы ему гарантии качества и гарантийные обязательства.

Основным критерием установления требования об обеспечении гарантийных обязательств является наличие гарантийного срока на поставленный товар или выполненные работы. Таким образом, на наш взгляд, обязательно установление требования к гарантии при закупке машин и оборудования.

Согласно части 4 статьи 33 закона 44-ФЗ в гарантийные обязательства включается гарантия качества товара, срок и объем гарантий качества, а также гарантийное обслуживание. В случае принятия заказчиком решения об установлении гарантийных обязательств, в силу пункта 1 части 13 статьи 34 закона 44-ФЗ заказчику необходимо в проекте государственного контракта указать условия предоставления таких гарантий. Данное требование имеет важное значение для потенциального поставщика, поскольку наличие требования об обеспечении гарантийных обязательств влечет для него дополнительные расходы при участии в такой закупке. Так, размер обеспечения гарантийных обязательства может составлять до 10 % от начальной цены контракта [4].

Участник закупки может внести обеспечение гарантии двумя способами: в виде банковской гарантии либо внесением денежных средств на специально открытый для этого заказчиком счет. Форму обеспечения заявки участник закупки выбирает сам [6].

В случае, если участником в качестве обеспечения гарантийных обязательств выбрана банковская гарантия, участник оформляет в аккредитованном банке гарантию и предоставляет заказчику соответствующий документ. Срок действий банковской гарантии должен превышать на два месяца дату окончания срок гарантийных обязательств. Следует отметить, что в качестве обеспечения гарантий могут служить не любые банковские гарантии, а лишь те, которые выданы банками, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень уполномоченных банков. Перечень банков ежемесячно размещается на сайте Министерства финансов РФ. При этом к банкам установлены требования по размеру собственных средств и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации [3].

Кроме того, банковская гарантия вносится в реестр банковских гарантий и должна быть безотзывной. В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, на которую она предоставляется. Эта сумма уплачивается банком-гарантом заказчику, поэтому содержит перечень тех обязательств участника закупки, которые ею обеспечиваются. Также банковская гарантия предусматривает обязанность банка-гаранта уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки. Размер неустойки составляет 0,1 % от суммы, которая подлежит уплате.

Важным условием предоставления обеспечения гарантийных обязательств является срок его предоставления. Такое обеспечение необходимо внести после подписания поставщиком контракта, но до того момента, когда сторонами будут подписаны документы о приемке поставленного товара (выполненных работ). Таким образом, данное обеспечение может быть предоставлено позже даты заключения контракта, но непосредственно перед передачей товара или сдачей выполненных работ. В случае, если обеспечение на этот момент не будет предоставлено, документы о приемке не будут подписаны, а контракт — не будет оплачен.

Следует обратить внимание, что законодателем установлены исключения из общего правила, когда участник закупки не предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Таким исключением стали закупки у субъектов малого предпринимательства, по которым в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением режима повышенной готовности для предупреждения ЧС до конца 2020 года, заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств (кроме случаев авансирования исполнения контракта) [2].

Очерченный круг проблем, что особо необходимо подчеркнуть, не исчерпывают всего многообразия вопросов, возникших в процессе исследования отдельных аспектов гарантийных обязательств при поставке товаров для государственных нужд.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что проблематика повышения гарантий качества приобретаемых государственными заказчиками товаров нуждается в дальнейшей научной разработке. Тем не менее, их дальнейшая разработка, будет способствовать дальнейшему развитию научного знания в этой сфере и позволит более эффективно решать задачи развития контрактной системы.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624;

2. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/73828134/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832;

3. Письмо Минфина России от 16.01.2020 № 24–03–07/1579 «Об установлении требований к предоставлению обеспечения гарантийных обязательств при осуществлении закупки» / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=193930#047289084664787695;

4. Письмо Минфина России от 16.01.2020 № 24–03–07/1521 «О размере обеспечения и сроке гарантийных обязательств по контракту» / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=194034#07906457636618676;

5. Голенев В. В. Госзакупки: участие, исполнение, ответственность / Москва: Редакция «Российской газеты», 2019. Вып. 23. 160 с.

6. Гринев В. П. Информационная модель правового регулирования закупочной деятельности: инструмент оптимизации вносимых изменений // Право и экономика. 2019. N 8. С. 34–47.

7. Суворова Т. Изменения в закупках товаров, работ, услуг с 01.07.2019 // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 7. С. 43–50.

Основные термины (генерируются автоматически): банковская гарантия, обязательство, государственный контракт, контрактная система, обеспечение, участник закупки, гарантийный срок, гарантия качества, государственный заказчик, поставленный товар.

Ключевые слова

контрактная система, государственный контракт, гарантийные обязательства, способы обеспечения гарантийных обязательств

Похожие статьи

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское пон...

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Источники законодательства Российской Федерации, регулирующие договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Автор рассматривает понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также способы регулирования таких...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд

В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Понятие государственного контракта: существенные условия и субъектный состав

В данной статье рассматриваются особенности условий и субъектного состава договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Похожие статьи

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское пон...

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Источники законодательства Российской Федерации, регулирующие договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Автор рассматривает понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также способы регулирования таких...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд

В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Понятие государственного контракта: существенные условия и субъектный состав

В данной статье рассматриваются особенности условий и субъектного состава договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...