Новые возможности обеспечения транспортной безопасности средствами уголовного закона
Автор: Кейдунова Елена Резовна
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1662 раза
Библиографическое описание:
Кейдунова, Е. Р. Новые возможности обеспечения транспортной безопасности средствами уголовного закона / Е. Р. Кейдунова. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/597/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопрос общественной безопасности в настоящее время волнует не только представителей органов власти, но и каждого человека, особенно, если речь идет о транспортной безопасности. Общественная безопасность в сфере функционирования транспортных средств представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих защиту интересов безаварийного функционирования транспортных средств, охрану жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах может привести к общественно опасным последствиям (например, в свете последних событий - взрыв в аэропорту Домодедово (Москва) январь 2011 г.1), поэтому, введение ст. 263.1. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ в УК РФ является положительным законодательным решением. Настоящая статья обращает внимание на составообразующие признаки ст. 263.1. УК, но не менее важным является также вопрос об эффективности возможного наказания и особенно предупредительного потенциала (например, лишение права управлять транспортным средством). Бланкетный характер нормы ст. 263.1. УК РФ продиктован тем, что безопасная работа различных видов транспорта регламентируется широким кругом разнообразных нормативных актов, подвергaющихся достаточно чaстым изменениям, в силу изменения всего кoмплексa услoвий рабoты на различных видах транспoрта. Поэтому бланкетный характер данной нормы позволяет ей остаться неизменной при различных изменениях подзакoннoго нoрмативного регулирoвания.
В п. 4 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изм.) «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств2:
Угроза захвата - возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортных средств (далее - ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва - возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.
Угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов3 опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС - возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС - возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза блокирования - возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза хищения - возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Непосредственным объектом состава ст. 263.1. УК являются общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и средств от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса. В качестве дополнительного объекта может быть жизнь, здоровье человека, отношения собственности.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изм.) «О транспортной безопасности»4 объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, в том числе метрополитен, в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (п. 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изм.) «О транспортной безопасности»).
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, включает в себя деяние в форме неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах; 2) последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, а также 3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изм.) «О транспортной безопасности»).
Состав преступления – материальный, ответственность по ст. 263.1 УК РФ наступает лишь при условии наступления указанных в законе общественно опасных последствий: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 263 УК РФ), по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 263УК РФ), по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Согласно примечанию к ст. 263.1 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион (1 млн.) рублей.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, не исполняя требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или не наступление, либо, лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъект преступления специальный – лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, т.е. лицо, на которое в установленном порядке возложена обязанность по соблюдению требований транспортной безопасности (например, руководитель предприятия, структурных подразделений). Так, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изм.) «О транспортной безопасности» ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики. В п. 9 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические (субъектом уголовной ответственности является не само юридическое лицо, а руководитель предприятия, руководитель структурного подразделения, лицо, ответственное за транспортную безопасность и т.п.) и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Перевозчиком признается лицо, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (п. 7 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности»).
В качестве квалифицирующего признака ч. 2 ст. 263.1 УК РФ указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а особо квалифицирующего признака ч. 3 ст. 263.1 УК РФ - по неосторожности смерть двух или более лиц.
1 РИА Новости сообщила, что число погибших в результате взрыва в аэропорту Домодедово – 31, пострадавших - порядка 170 человек // http://www.rian.ru/
2 Указанный перечень утвержден Приказом Министерства транспорта РФ (Минтранс России), Федеральной службой безопасности РФ (ФСБ РФ), Министерства внутренних дел РФ (МВД России) от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 г. Москва «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3 Критический элемент ОТИ и/или ТС - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
4 Правовая система Гарант, Консультант Плюс. 2011.