К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 16. Правоохранительные органы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 15.02.2018

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Распутин Н. В. К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 31-34. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/297/13803/ (дата обращения: 16.12.2018).



В статье рассматривается деятельность прокурора в сфере противодействия экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, безопасность, прокуратура, правопорядок.

Общеизвестно, что право, как объективное социальное явление, влияющее на формирование и функционирование политической системы, само по себе нуждается в специальной защите. Правоохранительная деятельность специализированных органов государственной власти, находящихся в эффективном системном единстве, — важнейшая функция государства [9, с. 49].

Прокуратура — это прежде всего правоприменительный орган, призванный в присущих ему формах, соответствующими методами и средствами обеспечивать через принятие властно-обязывающих актов и вовлечение в функционирование механизма государственного принуждения исполнение Конституции РФ и законов, добиваясь укрепления режима законности и правопорядка и поддержания общественной безопасности по различным направлениям, составляющим управление делами государства [8, с. 526–527].

Следует учесть тот факт, что и в демократичном обществе сталкиваются разнообразные социальные интересы. Но для демократических режимов характерна политика согласования интересов различных групп в обществе. Всякое нарушение принципа компромиссного согласования интересов общественных групп на основе общих интересов может привести к нарушениям и конфликтам. Такое согласование — сложный процесс, который не обеспечивается автоматически. Многое зависит от наличия в обществе глубоких демократических традиций, от уровня общей и политической культуры [10, с. 25].

Экстремизм — явление, имеющее одновременно политическую и правовую природу. Право и политика — два социальных феномена, исследование которых, исторически обусловлено, непрерывно актуально по сей день и имманентно объективным реалиям возникновения, развития, перспективам существования и трансформации их самих. Особая актуальность обозначенного вопроса подтверждается также отсутствием единого подхода к рассмотрению указанных дефиниций. Предлагаемое исследование не претендует на выявление и оценку всех или даже основных подходов, интерпретирующих и характеризующих соответствующие понятия [11, с. 35].

В предлагаемом контексте исследования, основанном на изучении ряда эмпирических материалов [12, 13, 14, 15, 16,], рассматривается социальная роль, основные направления деятельности прокуратуры в противодействии экстремизму.

Экстремизм в социальной среде затрагивает в первую очередь индивидуальные, групповые и обще социальные интересы, которые сами по себе, являются уникальным индивидуальным и социальным феноменом, и, одновременно, объектом правового регулирования. Теория интересов широко рассмотрена в ряде научных работ [17, 18, 19, 20. 21, 22] и может быть использована при исследовании роли прокуратуры в противодействии экстремизму.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона [3]. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов экстремизма выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Религиозные объединения, средства массовой информации, а также распространение экстремистских материалов запрещается на территории Российской Федерации на основании заявления прокурора [5].

Решение прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность является основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму [4].

В случае обнаружения в сети «Интернет» информации, содержащей призывы осуществлению экстремистской деятельности прокуроры направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию [1].

Основанием для проведения внеплановой проверки религиозной организации является поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма), а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям [6].

Особое внимание прокурорам приказано уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности органов государственной власти. В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.

При выявлении информационных материалов экстремистского характера обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими [2].

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам совместное распоряжение Генерального прокурора, Министра внутренних дел и Директора Федеральной службы безопасности ставит во главу угла улучшить надзор за ОРД в сфере экстремизма, подготавливать документы по ликвидации организаций экстремисткой направленности, шире использовать гражданско-правовые методы, внимательней следить за ходом расследования и поручать поддерживать государственное обвинение наиболее опытным прокурорам [6].

Можно сказать, что Прокуратура — это ключевой орган по противодействию экстремистской деятельности. Прокурорам приходится уделять внимания всему: религиозным объединениям, средствам массовой информации, кредитным организациям, участвовать в надзоре за ОРД и следствием.

Литература:

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3448.
  2. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 нояб. 2009 г. № 362 // СПС Консультант плюс.
  3. О прокуратуре: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-I // Ведомости Верховного Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. — Ст. 366.
  4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст. 3418.
  5. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.
  6. О свободе совести и религиозных объединениях: федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.
  7. О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма: Распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16 дек. 2008 // СПС Консультант плюс.
  8. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — 611 с.
  9. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5. С. 49–55.
  10. Юрковский А. В. Демократия и антидемократия как идеологические доминанты развития политических систем стран Северо-Восточной Азии // Сибирский юридический вестник. 2005. № 4. С. 21–25.
  11. Юрковский А. В. Право и политика // Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. С. 35–39.
  12. Юрковский А. В. Политические партии в политических системах Стран Северо-Восточной Азии: учебное пособие / Федеральное агенство по образованию, Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2006.
  13. Юрковский А. В. Правоохранительные органы стран Северо-Восточной Азии. Генеральная прокуратура Российской Федерации, Иркутский ин-т повышения квалификации прокурорских работников. Иркутск, 2005.
  14. Юрковский А. В. Конституционализм: системный подход к формированию универсальной политико-правовой категории // Сибирский юридический вестник. 2013. № 3. С. 20–28.
  15. Юрковский, А. В. Конституционализм и политические системы в странах Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы: монография / А. В. Юрковский. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 231 с.
  16. Юрковский, А. В. Роль международно-правовых отношений в процессе функционирования политических систем в странах Северо-Восточного азиатского региона / А. В. Юрковский; Иркутский юридический ин-т (фил.), Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2007.
  17. Юрковский А. В. Категории «нужда», «потребность», «интерес» в Монголии // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 3–2 (69). — С. 233.
  18. Юрковский А. В. Категория «интересы» в конституционном праве Китайской Народной Республики // Академический юридический журнал. 2015. № 4 (62). — С. 44–52.
  19. Юрковский А. В. Сравнительное исследование категории «революция» в конституционном праве КНР и КНДР. // Сибирский юридический вестник. 2016. № 1. — С. 132–141.
  20. Юрковский А. В. Категория «интересы» в конституционном праве Японии // Академический юридический журнал. 2016. № 1 (63). — С. 46–52.
  21. Юрковский А. В. Категория «интересы» в конституциях Корейской народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. — С. 163–166.
  22. Юрковский А. В., Тугутова Д. А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категориями «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. 2016. № 2. — С. 254–264.
  23. Юрковский А. В. Конституционно-правовой статус личности в государствах современного мира: сравнительный анализ // В сборнике: Научные труды. Российская академия юридических наук Москва, 2017. С. 355–363.
  24. Юрковский А. В. Особенности конституционно-правового регулирования в государствах Северо-Восточной Азии // В сборнике: Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона — VIII Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Ответственный редактор Ю. П. Гармаев. 2017. С. 90–91.
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация, федеральный орган, государственная власть.

Похожие статьи

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом | Статья в журнале...

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация...

Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению...

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация, федеральный орган...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

Российская Федерация, Межведомственная комиссия, экстремизм, государственная политика, исполнительная власть, местное самоуправление, молодежная среда, РФ, орган, организационно-методическое руководство. Подпишитесь на нашу рассылку

Место прокуратуры Российской Федерации...

В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

терроризм, экстремизм, массовая информация, время, молодежная среда, массовая культура, государственная власть, террористическая деятельность, террористический акт, полная мера.

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, орган прокуратуры, средство, журналист, орган, законодательная власть

Можно сказать, что Прокуратура — это ключевой орган по противодействию экстремистской деятельности.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом | Статья в журнале...

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация...

Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению...

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация, федеральный орган...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

Российская Федерация, Межведомственная комиссия, экстремизм, государственная политика, исполнительная власть, местное самоуправление, молодежная среда, РФ, орган, организационно-методическое руководство. Подпишитесь на нашу рассылку

Место прокуратуры Российской Федерации...

В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

терроризм, экстремизм, массовая информация, время, молодежная среда, массовая культура, государственная власть, террористическая деятельность, террористический акт, полная мера.

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, орган прокуратуры, средство, журналист, орган, законодательная власть

Можно сказать, что Прокуратура — это ключевой орган по противодействию экстремистской деятельности.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Задать вопрос