Библиографическое описание:

Корбут Е. И., Страмилова Т. П. Анализ изменений, внесенных в статью 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 75-79. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/281/12931/ (дата обращения: 11.12.2017).



Анализ статистических данных по ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяет проследить взаимосвязь между нормативно-правовыми актами, издаваемыми Президентом Российской Федерации, и изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: дача взятки, изменения уголовного законодательства, Уголовный кодекс Российской Федерации

Коррупционные преступления своими корнями уходят в глубокое прошлое. Как отмечает А. И. Мизерин, «история коррупции не уступает по древности истории человеческой цивилизации» [9]. 4 апреля 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации (далее Президент РФ) Б. Н. Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Данный указ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. 13 июня 1996 г. был принят УК РФ (далее УК РФ), который содержал статью 291 Дача взятки. Первая реакция статьи была следующей: «1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно -наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки» [1].

На момент действия первой реакции формулировка статьи не соответствовала реальной ситуации, поскольку законодатель не дал определение, что же следует понимать под «дачей взятки», что было весьма неудобно для правоприменителя, поскольку не понятно, какие деяния будут считаться противоправными и общественно опасными. Басов Т. Б. предложил обратиться к понятию «получение взятки». Исходя из этого дача взятки есть противоправная передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей или незаконное предоставление ему материальных услуг за выполнение или невыполнение в пользу дающего или представляемых им лиц каких-либо действий или бездействия, которое должностное лицо должно было или могло совершить в силу служебных полномочий или с использованием должностного положения [8, c.164]. На наш взгляд такое определение достаточно близко отражается данное понятие.

В 1990–2000 гг. коррупционное законодательство развивается, однако в ст. 291 УК РФ изменения не вносились до 2003 года, после того как Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации. Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [1] вносятся изменения в УК РФ, в том числе в ст.291. Изменения коснулись измерения размера штрафа. Российский законодатель отказывается от понятия «минимальный размер оплаты труда» и переходит к фиксированным суммам. Также исключается из УК РФ понятие «неоднократности». Эти изменения являются общими. Здесь следует обратить внимание на формулировки изменений: «в части первой слова «от двух до пяти» заменить словами «до восемнадцати»; в части второй слова «от семи месяцев до одного года» заменить словами «от одного года до трех лет»» — изменения размера заработной платы или иного дохода осужденного, что говорит об ужесточении наказания взяткодателя.

В апреле 2010 года Президент РФ Д. А. Медведев подписал Указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы. И следующие изменения были внесены Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [3]. Кардинально меняет ст. 291 УК РФ:

  1. Введены понятия «иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации». Расширяет список лиц взяткополучателей, в связи с развитием внешнеэкономических отношений, что привело к появлению на территории России достаточно большого количества иностранных компаний, усиление интеграционной роли должностных лиц. Разъяснения этих понятий дает Верховный Суд Российской Федерации (далее Верховный Суд РФ) в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор). К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией [10].
  2. Вводится понятия размера взятки, который является квалифицирующим признаком: ч. 2 — в значительном размере, п. «б» ч. 4 — в крупном размере, ч. 5 — особо крупный размер. Размеры были даны в примечании к ст.290 УК РФ: «Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей» [3]. Соответственно в зависимости от размера более строгое наказание.
  3. В ч.3 введен квалифицированный состав дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
  4. В п. «а» ч.4 был введен квалифицирующий признак: «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».
  5. Во всех частях изменяется наказание за совершение данного преступления в сторону ужесточения.

Данный Федеральный закон фактически представил нам норму в том виде, в котором мы видим ее сейчас, последующие изменения касаются изменения наказания и уточнения формулировки нормы.

Федеральный закон от 08.03.2015 N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] внес изменения в абзац второй части первой и абзац второй части второй, ужесточив наказания за преступления предусмотренные данными частями, а так же расширил альтернативу выбора наказания для судей. Если ранее по ч.1 применялись следующие санкции: наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки, то в новой реакции альтернатива наказаний следующая.

  1. Штраф альтернативен, он выражен конкретной суммой — в размере до пятисот тысяч рублей, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки. Законодатель предоставляет альтернативные варианты исчисления размера штрафа. На наш взгляд, это сделано для принятия судом социально справедливого решения.
  2. Введены в качестве наказания исправительные работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности. По — нашему мнению, введение данной меры наказания говорит о стремлении законодателя «популяризировать» данный вид наказания, как удобную форму исправления осужденного.
  3. Альтернативность дополнительного наказания «или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» [4]. Данная альтернатива позволяет на основе сведений о подсудимом, «оградить» его от повторного совершения данного преступления.
  4. Оставлено без изменений наказание в виде принудительных работ на срок до трех лет.
  5. Так же сохранилось наказание лишение свободы на срок до двух лет, однако законодатель меняет размер штрафа «в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки» и вводит альтернативу применения лишением свободы со штрафом «или без такового».

Схожие изменения претерпела ч.2 данной статьи. Законодатель создает альтернативу наказания изменяет штраф, вводит исправительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, вводит применение штрафа в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы.

Возникает вопрос: почему законодатель внес изменения только в первые две части ст.291 УК РФ? На наш взгляд ответ можно найти в статистике. В соответствии с данными Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации количество лиц, осужденных по данной статье в период с 2004г. по 2007г увеличилось в два раза, а после внесения изменений с 2008г. по 2012г. наблюдается спад на 0,28 %. В период с 2013г. по 2015г. наблюдается скачек удельного веса осужденных по данной статье, что в 2016г. приводит к новым изменениям в ст.291 УК РФ. По статистике за 2016 год было осуждено на 0,9 % меньше чем в 2015 году, что на наш взгляд говорит о том, что уголовно правовая норма работает. [11, рис. 1].

Рис. 1. Удельный вес осужденных лиц по ст.291 УК РФ по Российской Федерации в период с 2003г. по 2015г.

Последние изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [5]. В частях 1–3 ст. 291 УК РФ не просто дополнена, а конкретизирована ситуация дачи взятки: «в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу».

Законодатель «исправляет» допущенные в 2015г. пробелы и ужесточает наказание за деяние, предусмотренное в ч.3 ст. 291 УК РФ. Редакция от 08.03.2015 санкция: «наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок о восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки». Новая реакция от 03.07.2016г.: «наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

То же самое мы можем наблюдать и в ч. 4 и ч. 5 ст. 291 УК РФ.

Все эти изменения в статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу взятки, законодатель менял не раз, что в конечном итоге привело к тому, что ныне действующая ст.291 УК РФ значительно отличается от той, которая была в уголовном законе первоначально.

Хотелось бы обратить внимание на будущие ожидаемые изменения ст. 291 УК РФ. Проект Федерального закона N 750443–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» [6]. Вопрос сам по себе остаточно спорный и вместе с тем интересный. Пункт 39 отражает следующие новеллы. Статью 291 дополнить частями 6–8 следующего содержания:

«6. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в интересах юридического лица, — наказываются для юридического лица штрафом в размере от двух до семи миллионов рублей или штрафом в размере от пятидесяти до ста пятидесяти процентов от суммы причиненного преступлением ущерба либо от суммы полученного преступного дохода.

7. Деяния, предусмотренные частью третьей, пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, совершенные в интересах юридического лица, — наказываются для юридического лица штрафом в размере от трех до пятнадцати миллионов рублей или штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти процентов от суммы причиненного преступлением ущерба либо от суммы полученного преступного дохода.

8. Деяния, предусмотренные частью шестой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, — наказываются для юридического лица штрафом в размере от трех до пятнадцати миллионов рублей или штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти процентов от суммы причиненного преступлением ущерба либо от суммы полученного преступного дохода».

Еще один законопроект достаточно конкретизирован и направлен именно на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления. Это намерение отражает название Проекта Федерального закона N 3633–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» [7]. Во-первых, изменения санкции ч.1 ст. 291 УК РФ предусматривает увеличение срока лишение свободы на срок до четырех лет.

Во-вторых, предлагается дополнить УК РФ новыми статьями — квалифицированными составами, «разновидностями» коррупционных преступлений (получение, дача взятки):

  1. Статья 291.3. Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку. Ч.1 Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку, а равно сговор с целью передачи (получения) взятки. Так же в частях 2–5 предлагаются квалифицирующие признаки.
  2. Статья 291.4. Злоупотребление влиянием. Ч.1 Незаконные передача, предложение или обещание физическому лицу лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного либо неимущественного характера, предоставление имущественных либо неимущественных прав, или иных неправомерных преимуществ для него или для других лиц с целью использовать его влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации. Ч.2 Согласие физического лица использовать свое влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации в связи с передачей, предложением или обещанием денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного либо неимущественного характера, имущественных либо неимущественных прав, или иных неправомерных преимуществ для него или для других лиц.

При этом применяться данные нормы будут при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ. Инициатором данных изменений стал Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции А. Б. Выборный, поддержанный Президентом РФ В. В. Путиным. Последний, выступая 1 декабря 2016 года в Кремле с Посланием Федеральному собранию, обратил внимание на то, что в последнее время в средствах массовой информации появляется большая шумиха вокруг резонансных дел. Прежде всего, это касается дел, связанных с борьбой с коррупцией. И, по словам Владимира Путина, нередко к этому бывают причастны в том числе сами представители правоохранительных органов. «Борьба с коррупцией — это не шоу. Она требует ответственности и профессионализма» — напомнил президент России.

Поскольку борьба с коррупцией является одним и приоритетных направлений в политике государства, то и достижение этой цели влияет не только на внутреннее уголовно-правовое обеспечение данного направления, но и на внешние политические направления борьбы с коррупцией, которые являются не менее приоритетными.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения:03.04.2017).
  2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 N 162-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2017).
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2017).
  4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2017).
  5. Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2017).
  6. Проект Федерального закона N 750443–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». [Электронный ресурс]. // URL: http://www.legalnexus.ru/articles/41-liability (дата обращения: 03.04.2017).
  7. Проект Федерального закона N 3633–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» [Электронный ресурс]. // URL: http://goszakaz.ranepa.ru/news/221-proekt-federalnogo-zakona-n-740713–6-o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnye-zakonodatelnye-akty-rossijskoj-federatsii-v-chasti-usileniya-borby-s-korruptsionnymi-prestupleniyami (дата обращения: 03.04.2017).
  8. Коробеев А. И. Полный курс уголовного права: В 5 томах. / Под ред. А. И. Коробеева. Т.5: Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2008. — 951с.
  9. Мизерий А. И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти. Диссертация. — Нижний Новгород, 2000.// [Электронный ресурс]//chrome-extension://ecnphlgnajanjnkcmbpancdjoidceilk/content/web/viewer.html?file=http %3A %2F %2Fwww.unn.ru %2Fpages %2Fissues %2Fvestnik %2F9999–0195_West_pravo_2001_2(4) %2F27.pdf (дата обращения: 03.04.2017)
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 03.04.2017).
  11. Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Раздел статистика [Электронный ресурс] URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения:13.06.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, УК РФ, «О внесении изменений, Уголовный кодекс Российской, кодекс Российской Федерации, Российской Федерации», суммы взятки, ст.291 УК РФ, кодекс Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской, размере заработной платы, законодательные акты Российской, лишением свободы, тридцатикратной суммы взятки, дата обращения, Электронный ресурс, Федеральный закон, должностным лицом, справ.-правовой системы «Консультант, системы «Консультант Плюс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос