Автор: Быконя Артём Васильевич

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Быконя А. В. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 1-3.



В данной статье речь идет о правовых основах деятельности судов, как исключительных органов, призванных осуществлять правосудие, а также о системе судов в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, арбитражные суды, мировой судья

Согласно ст.ст.10 и 11 Конституции РФ судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия, которое возложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. [1]

Часть 2 ст. 118 Конституции РФ, гласящая, что «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», не позволяет увидеть все многообразие судов.

Всю судебную систему страны регулирует Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее также — Закон 1996 г.). При естественном наличии различных уровней судов для них характерно единство. Это требование отражено в ст. 3 указанного Закона. Она гласит, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории страны судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Согласно указанному Закону в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации (ст. 4). [2]

К федеральным судам с учетом конституционной реформы 2014 г. и положений названного Закона следует отнести:

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

– верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (далее по тексту также — суды общей юрисдикции субъектов РФ), районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды.

К судам субъектов РФ (п. 4 ст. 4 Закона) относятся:

– конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

– мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Применительно к большинству судов в Российской Федерации можно сказать, что у государства в целом и у субъектов РФ нет выбора — такие суды должны создаваться. Лишь в отношении одного вида — конституционных (уставных) судов субъектов РФ — Закон 1996 г. позволяет усмотрение. Статья 27 названного Закона гласит, что конституционный (уставный) суд субъекта РФ «может создаваться (выделено мной. — С. А.) субъектом Российской Федерации». Иными словами, создание такого суда — дело самого субъекта РФ.

В данное время они созданы в 18 субъектах; в некоторых субъектах существование суда предусмотрено основным актом субъекта, но реально суд пока не сформирован; есть немало и таких субъектов РФ, которые не имеют правовых норм о подобных судах.

Согласно законоположениям, Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (Конституционному Суду РФ посвящен разд. XI настоящего учебного курса). Верховный Суд РФ ранее являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Новая редакция ст. 126 Конституции РФ: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Надо полагать, в обновленном законодательстве тоже будет предусмотрено, что Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй ин*станции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции; он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции субъектов РФ, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Суды общей юрисдикции субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды как суды общей юрисдикции создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» учреждаются путем внесения изменений и дополнений в данный Закон. [2]

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Судьи независимы и подчинены только Конституции РФ (ст. 120) и федеральному закону. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

– установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи по данному делу);

– преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

– освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

– установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

– право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

– предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу. [3]

Судьи несменяемы (ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. (в ред. от 5 апреля 2005 г.).

Судьи неприкосновенны (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений.

Литература:

  1. Морщакова Т. Г. Учебный материал по курсам «Конституционное право» и «Судебная власть и правоохранительные органы». ГУ-ВШЭ. Факультет права.М. 2005.
  2. Авакьян С. А.Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.:Норма: ИНФРА*М, 2014.
  3. Соколов И. А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2010. — 260 с.
Основные термины (генерируются автоматически): субъектов РФ, Российской Федерации, Конституции РФ, субъекта РФ, юрисдикции субъектов РФ, качестве суда, общей юрисдикции, суды субъектов РФ, Суд РФ, общей юрисдикции субъектов, судам субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Российской Федерации», Верховный Суд РФ, судам общей юрисдикции, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, федеральным законом, судебной системе Российской, судьи субъектов РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос