Практические проблемы правоприменения института признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 04.07.2017

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Торосян, Н. К. Практические проблемы правоприменения института признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ / Н. К. Торосян. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12717/ (дата обращения: 26.04.2024).



Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ относится к разряду стабильных. Однако на практике содержание правил этого института не всегда однозначно толкуется. Данное обстоятельство приводит к тому, что возникают множество проблем при производстве по вышеуказанным делам.

Так граждане могут подавать заявление о признании безвестно отсутствующим гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Судебной практикой подобные заявления не удовлетворяются, поскольку лицо, скрывающееся от уголовного преследования, находится в розыске и значит оно возможно живо и здорово, но по понятным причинам не желает выдавать каким-либо образом свое местонахождение [1, с. 53]. Согласно ст. 227 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим обязательно должно содержаться указание на цель, исходя и которой, у заявителя появилась необходимость в данном действии. Данные правила, во-первых, ориентируют на заинтересованность лица, которое обращается с заявлением, во-вторых, ориентируют на срок отсутствия о местопребывании лица сведений (или на обстоятельства, дающие основания, чтобы предполагать его смерть). Иные прочие обстоятельства не упоминаются действующим законодательством. Легко заметить, что правила объявления гражданина безвестно отсутствующим или умершим призваны для урегулирования ситуации, когда реализовать интерес одного лица становится затруднительным в связи с отсутствием иного лица. Притом, в диспозиции данной нормы не учтено вероятное проявление «третьего интереса», который не совпадает с интересом лица, обращающегося в суд, тогда как возникновение подобного интереса не должно исключаться. В частности, таким интересом следует признать интерес публичной власти, в случае наличия достоверной информации, о том, что лицо уклоняется от уголовного преследования. Если игнорировать этот «третий интерес», то в дальнейшем это может привести к последствиям совершенно для общества нежелательным. Хотя бы потому, что объявление умершим влечёт за собой те же самые юридические последствия, что и реальная смерть гражданина. Соответственно, наличие между заинтересованными лицами «конфликта интересов» позволяет ставить в вопрос о возможности неприменения правил об объявлении лица умершим. В конце концов, условия, изложенные в ст. 276 ГПК РФ и ст. 42, 45 ГК РФ не констатируют, что суд обязан гражданина объявлять умершим или безвестно отсутствующим. Закрепляется законом лишь возможность объявления таковым. Однако подобный «третий интерес» реализацию института признания лица безвестно отсутствующим или умершим не должен абсолютно блокировать. Приоритет того либо иного интереса должен формировать на фундаменте полного и всестороннего исследования доказательств, а также установления фактических обстоятельств дела. Поэтому рассматривая дела данной категории необходимо особое внимание уделять предмету интереса лица, которое обращается в суд (иначе говоря, в целях чего ему, чтобы лицо было объявлено умершим), а также обстоятельствам отсутствия гражданина. Полагаем, что цель лица, которое в подобных ситуациях обращается в суд, должна быть такой, что лишь объявление гражданина умершим позволит привести к балансу интересов. Однако обстоятельства безвестного отсутствия гражданина должны для предположения о его гибели давать веские основания. Зачастую заинтересованность лиц, которые обращаются с заявлением об объявлении гражданина умершим в суд, сводится к вопросу принятия наследства. В таких случаях требуется придерживаться очень взвешенной позиции. В самом деле, иначе как путем объявление умершим безвестно отсутствующего лица, получить его наследство невозможно. Поэтому заинтересованность в принятии наследства только в строго определённых условиях должна приниматься в расчёт. Наличие потребности (даже мизерной) сохранения статуса отсутствующего лица, должно препятствовать объявление его умершим. Следует признать допустимыми ситуации, когда имеются сведения в отношении лица, которые позволяют предполагать его смерть от того или иного несчастного случая. Ныне действующее законодательство при этом должно применяться в соответствии с требованиями справедливости, разумности и добросовестности. В конце концов, от внешних обстоятельств (например, если пропавший гражданин был объявлен в розыск) не должен страдать интерес добросовестного лица, которое обратилось в суд. Если же касаться истечения срока отсутствия лица, установленного законом, то здесь представляется необходимым решающую роль отдавать информации о причинах отсутствия такого лица. Тем более это важно в случае, когда обстоятельства отсутствия лица не дают оснований для предположения его смерти, даже наоборот, обстоятельства вызывают в этом сомнения. Так, например, если имеются данные о том, отсутствующее лицо уклоняется от уголовного преследования, то должен быть перераспределён баланс интересов при учете существующего третьего интереса (интерес публичной власти). Помимо этого, при рассмотрении права в качестве инструмента сбалансирования интересов по обращениям, обусловленным заинтересованным обращением, приходится оценивать значимость интереса не только лишь обращающегося лица, но также и того, чьи интересы могут задеваться охраной интереса другого лица. Кроме того, необходимо помнить, что объявление лица умершим базируется на презумпции. Одна только возможность возвращения отсутствующего гражданина должна на случай его возвращения побуждать к созданию оптимально бесконфликтных отношений. Исходя из этого, институт объявления гражданина умершим нельзя рассматривать как панацею от всех проблем общественных отношений, которые обусловлены отсутствием гражданина. Должно исключаться применение института объявления гражданина умершим, если интерес лица, обратившего с заявлением в суд, может быть обеспечен другим способом (например, путем применения последствий признания его безвестно отсутствующим). В частности таковы ситуации, когда в отсутствие без гражданина, не могут быть решены вопросы приватизации жилья или получения в возмещение вреда средств. Другое отношение должно быть в ситуациях, где речь идет о возможности получения права на средства к существованию.

Гражданское процессуальное законодательство в ч. 3 ст. 278 ГПК РФ содержит правило об обязательном участии прокурора по делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим, однако в нём четко не указывается право прокурора на обращение с заявлением в суд [2, с.76]. Также законодательством не предусматривается немедленное принятие мер для охраны интересов лица, которое пропало [3, с. 65]. Суд в целях обеспечения баланса сторон должен назначить пропавшему лицу представителя [4, с. 17] В целях защиты законных интересов и прав пропавшего лица, а также членов его семьи, прокурор может инициировать рассмотрение данных вопросов судом. Поэтому представляется необходимым закрепить права прокурора на обращение с заявлением в интересах иных лиц в суд. Ст. 277 ГПК РФ закрепляет требования к содержанию заявлению о признании лица безвестно отсутствующим либо об объявлении его умершим. В данном заявлении должны указываться цель заявителя, а также обстоятельства, которые подтверждают исчезновение гражданина. Касаемо военнослужащих и иных граждан, пропавших в связи с военными действия, законодательство требует указание дня окончания данных военных действий. Однако дата окончания военных действий не всегда бывает официально установленной. Поэтому в связи с этим как для прокурора, так и для заинтересованных заявителей бывает, затруднительна подача заявления. Соответственно данную проблему необходимо разрешить на уровне гражданского гражданско-процессуального законодательства.

Таким образом, проведённое исследование практических проблем правоприменения института признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Поскольку судебной практикой заявления о признании лица безвестно отсутствующим или умершим не удовлетворяются, если это лицо скрывается от уголовного преследования, то тем самым возможность реализации законных прав и интересов может быть существенно нарушена. Таким образом образуется конфликт между публичным и частным интересом. Поэтому приоритет того либо иного интереса должен формировать на фундаменте полного и всестороннего исследования доказательств, а также установления фактических обстоятельств дела. Рассматривая дела данной категории необходимо особое внимание уделять предмету интереса лица, которое обращается в суд (иначе говоря, в целях чего ему, чтобы лицо было объявлено умершим), а также обстоятельствам отсутствия гражданина. Полагаем, что цель лица, которое в подобных ситуациях обращается в суд, должна быть такой, что лишь объявление гражданина умершим позволит привести к балансу интересов. Однако обстоятельства безвестного отсутствия гражданина должны для предположения о его гибели давать веские основания.

2. В целях защиты законных интересов и прав пропавшего лица, а также членов его семьи, прокурор может инициировать рассмотрение данных вопросов судом. Поэтому представляется необходимым закрепить права прокурора на обращение с заявлением в интересах иных лиц в суд.

На основании изложенных выводов предлагаем в целях разрешения конфликта частных и публичных интересов по делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим дополнить в ГПК РФ норму ст. 277.1 в следующем виде:

«Статья 277.1 Принятие заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим скрывавшего от уголовного преследования.

Если будет установлено, что цель интереса лица, обратившегося в суд с заявлением, может быть удовлетворена лишь путем признания гражданина безсвестно отсутствующим или об объявления умершим, то суд может принять такое заявление и в случае если в отношении данного гражданина осуществляется уголовное преследование».

Также в целях в целях защиты законных интересов и прав пропавшего лица, а также членов его семьи предлагаем дополнить в ГПК РФ частью второй ст. 276 норму, которая закрепляет право прокурора на обращение с заявлением в интересах иных лиц в суд в следующем виде:

«Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

2. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может подавать прокурор в целях защиты прав и интересов пропавшего лица, а также иных лиц.

Литература:

  1. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового реформирования // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 51–55.
  2. Головко И. И. О роли прокурора, участвующего в рассмотрении судом дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2016. Т. 2. № 9. С. 76–82.
  3. Прянишников, Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. — 1990. — № 1. — С. 64–68.
  4. Портянкина, С. П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: автореф. дис.... канд. юрид. наук.- Москва, 2009. 34 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умерший, объявление гражданина, РФ, интерес, суд, уголовное преследование, заявление, лицо, отсутствующий, признание гражданина.

Похожие статьи

умерший, РФ, объявление гражданина, суд, интерес...

Практические проблемы правоприменения института признания... умерший, РФ, объявление гражданина, суд, интерес, уголовное преследование, признание гражданина, заявление, лицо, отсутствующий.

Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах...

умерший, признание гражданина, особое производство, отсутствующий, гражданин, объявление гражданина, лицо, пропавший гражданин, РФ, суд.

Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим...

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной

Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим.

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и судов...

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей редакции: «Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим...

Смерть подозреваемого (обвиняемого) как основание...

Вместе с тем заявление согласия с прекращением уголовного дела в отношении умершего мыслится Конституционный Суд РФ как право

уголовное преследование, РФ, прекращение уголовного дела, уголовная ответственность, уголовное дело, суд, прекращение, суд...

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений

Согласно, ст.21 УПК уголовное преследование от имени государства по уголовным делам

Пленум Верховного Суда РФ высказывает следующую позицию: «доказательства должны признаваться...

Негативные последствия прекращения уголовного дела по...

уголовное преследование, РФ, прекращение уголовного дела, уголовная ответственность, уголовное дело, суд, прекращение, суд уголовного

Защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, определяет назначение уголовного судопроизводства наряду с...

Смерть опекуна или попечителя либо подопечного как основание...

Согласно ст. 42 ГК РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим

Только смерть опекуна или попечителя, а не признание указанных лиц безвестно отсутствующими или объявление их умершими, является основанием прекращения опеки или попечительства.

К вопросу о примирении в случае смерти потерпевшего

В настоящее время такая практика признана правомерной Пленумом Верховного Суда РФ, который в п. 12 постановления от 27 июня

те или иные действия, не отвечающие интересам погибшего, в том числе лишающие права на уголовное преследование виновного лица...

Похожие статьи

умерший, РФ, объявление гражданина, суд, интерес...

Практические проблемы правоприменения института признания... умерший, РФ, объявление гражданина, суд, интерес, уголовное преследование, признание гражданина, заявление, лицо, отсутствующий.

Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах...

умерший, признание гражданина, особое производство, отсутствующий, гражданин, объявление гражданина, лицо, пропавший гражданин, РФ, суд.

Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим...

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной

Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим.

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и судов...

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей редакции: «Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим...

Смерть подозреваемого (обвиняемого) как основание...

Вместе с тем заявление согласия с прекращением уголовного дела в отношении умершего мыслится Конституционный Суд РФ как право

уголовное преследование, РФ, прекращение уголовного дела, уголовная ответственность, уголовное дело, суд, прекращение, суд...

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений

Согласно, ст.21 УПК уголовное преследование от имени государства по уголовным делам

Пленум Верховного Суда РФ высказывает следующую позицию: «доказательства должны признаваться...

Негативные последствия прекращения уголовного дела по...

уголовное преследование, РФ, прекращение уголовного дела, уголовная ответственность, уголовное дело, суд, прекращение, суд уголовного

Защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, определяет назначение уголовного судопроизводства наряду с...

Смерть опекуна или попечителя либо подопечного как основание...

Согласно ст. 42 ГК РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим

Только смерть опекуна или попечителя, а не признание указанных лиц безвестно отсутствующими или объявление их умершими, является основанием прекращения опеки или попечительства.

К вопросу о примирении в случае смерти потерпевшего

В настоящее время такая практика признана правомерной Пленумом Верховного Суда РФ, который в п. 12 постановления от 27 июня

те или иные действия, не отвечающие интересам погибшего, в том числе лишающие права на уголовное преследование виновного лица...