Америпол как потенциальный партнер России в борьбе с транснациональной преступностью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 16. Правоохранительные органы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Гришин, В. С. Америпол как потенциальный партнер России в борьбе с транснациональной преступностью / В. С. Гришин. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 86-95. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11833/ (дата обращения: 22.11.2024).


  1. Общие сведения: сущность, история возникновения и развития, задачи, атрибутика, политика и цели в области качества.

В силу объективных и вполне закономерных процессов существования (бытия), для человека, общества, государства характерная динамика, т. е. постоянное движение, выражающееся либо в усовершенствовании некоторых хорошо известных явлений (таких как, технологий производства, знаний, форм общения и коммуникации и т. д.) либо в творчестве, иначе говоря, создании нечто нового, ранее неизведанного, не существовавшего, причем важно отметить, что этот процесс порождает не только благо с точки зрения правомерного его использования (например, изобретение лекарства от некогда неизлечимой болезни), но и злонамеренного его применения исходя из более точечного, ограниченного по своим участникам корыстного или иного интереса, потребности. Все эти явления жизни не должны проходить и не проходят (по крайней мере эта установка предстает идеализированной целью для большинства, если не всех заинтересованных субъектов) без внимания. Так ответная реакция на активизацию и модернизацию международной преступности (а стоит отметить, что в нынешних реалиях, когда речь заходит о преступности, то все больше ее рассматривают, как “болезнь” мирового масштаба. Это связано, прежде всего с необратимым процессом нашей эволюции, по другому говоря развития. И гангстеризм в этом плане, как мы видим, не является исключением) в ряде регионов и во всем мире проявляется, например, в возникновении транснациональных полицейских (правоохранительных) сообществ. Многие страны, занимающие самые разные позиции на политической арене, в экономике, культуре, образовании, социальной сфере едины в одном — это в обеспечении общественной и государственной безопасности, защите каждого, кто пребывает на их территории, поддержании всеобщего порядка и спокойствия, создании комфортных условий для жизни и прогресса. К примеру, Российская Федерация, как государство имеющее интерес ко всему вышеуказанному обладает достаточно широкими связями в этой области. В частности выступает полноправным членом Интерпола [1] (Международной организации уголовной полиции). Это вторая в мире организация по количеству стран участниц (больше только у ООН). Также через эту организацию РФ контактирует и с другим международным объединением — Европолом (Европейская полицейская организация) [2], однако существуют и иные сообщества. Америпол, как раз таки является одним из ярчайших и в тоже время слабо изученных международных правоохранительных образований, для которого присуще выполнение роли инструмента решения многосторонних, комплексных по своему характеру проблемных вопросов в сфере борьбы с национальной, т. е. внутригосударственной и транснациональной — международной преступностью.

Америпол (Ameripol) — полицейское сообщество Америки, которое является механизмом сотрудничества в масштабах всего Западного полушария. Системным и скоординированным ориентиром, которого является: содействие и укрепление полицейской синергии в научно-технической сфере, подготовке кадров, а также упрощение и повышение эффективности обмена информацией о разведывательных объектах. Данная организация аналогичным образом направлена на кооперацию и продвижение устойчивых действий уголовного расследования и судебной помощи между полицией и, или однородными институтами Америки, осуществление перехода на единую доктрину и философию работы полиции, иначе говоря, должна быть реализована консолидация в этих направлениях, а также предприняты меры по предупреждению и нейтрализации преступности.

На сегодняшний день полицейское сообщество состоит из 33 правоохранительных служб: Королевская полиция Антигуа и Барбуда; Национальная жандармерия Аргентины; Федеральная полиция Аргентины; Военно-морская префектура Аргентины; Аэропорт Аргентина полиция безопасности; Департамент полиции Белиза; Боливийская полиция; Федеральная полиция Бразилии; Карабинеры — де — Чили; Национальная полиция Колумбии; Военные Коста-Рики; Судебное расследование; Национально — революционная полиция Кубы; Национальная полиция Эквадора; Национальная гражданская полиция Сальвадора; Управление по борьбе с наркотиками; Полиция Пуэрто-Рико; Национальная гражданская полиция Гватемала; Полицейские силы Британской Гайаны; Национальная полиция Гаити; Национальная полиция Гондураса; Полицейские силы Ямайки; Федеральная полиция Мексики; Национальная полиция Никарагуа; Национальная полиция Панамы; Государственная пограничная служба; Национальная полиция Парагвая; Национальная полиция Перу; Национальная полиция Доминиканской Республики; Королевская полиция Сет-Китс и Невис; Королевская полиция Санта-Люсия; Национальная полиция Уругвая; Служба полиции Тринидада и Тобаго.

На ряду с составными полицейскими силами в Америпол входят также 23 организации — наблюдателей: Федеральное ведомство криминальной полиции Германии; Королевская канадская конная полиция; Организация — Латинской Америки и Карибского сообщества полицейской разведки; Главы комиссий, Директоров полиции в Центральной Америке, Мексике, странах Карибского бассейна и Колумбии; Национальная полиция Испании; Испанская гражданская гвардия; Европол (Европейское полицейское управление); Итальянская финансовая гвардия; Международная ассоциация начальников полиции; Карабинеры Италии; Главное управление по борьбе с наркотиками Италии; Организация американских государств: Интерпол (Международная организация уголовной полиции); Система безопасности региональных служб; Французский МВД; полиция в Нидерландах; Шведская национальная полиция; Португальская полиция общественной безопасности; Исследования внутренней безопасности; Полиция княжества Андорра; Федеральная полиция Австралии; Полиция Германии в области таможни и суда; Управление организации объеденных наций по наркотикам и преступности [3].

Предмет этого многостороннего сотрудничества, составляют действия ориентированные на сплочение и повышение координации, иначе согласованности действий для более продуктивной борьбы с организованной преступностью и транснациональной преступностью.

Полицейское сообщество Америки было создано в рамках третьего совещания Директоров, Командиров и Начальников полиции в Латинской Америке и Карибском бассейне, проходившего в Боготе с 12 по 15 ноября 2007 года [4]. Главной миссией этой организации является обмен информацией в режиме постоянного времени, как в вертикальном, так и в горизонтальном режиме, что позволяет полиции из различных стран работать в максимальной синхронности друг с другом. Тем самым обеспечивая нейтрализацию потенциальных и реальных угроз.

С момента образования, Америпол на постоянной основе осуществляет встречи и иные рабочие мероприятия. В городе Богота (Колумбия) 17 апреля 2008 года было проведено торжественное открытие штаб-квартиры Исполнительного секретариата Америпола, событие в котором приняли участие около 60 человек. Среди которых были: посол Перу в Колумбии, г-н Хосе Антонио Мейер Эспиноза, консул Мексики в Колумбии, г-жа Клаудия Кабрера, заместитель генерального директора Национальной полиции, Гильермо Аранда Леаль, генеральный инспектор Национальной полиции Орландо Паес Барон, директор по общественной безопасности Луис Альберто Мур Переа, главы подразделений и офицеры связи, представители силовых структур и средств массовой информации, а также и другие... 25 и 26 апреля 2008 года в ходе первого саммита международной организации в городе Сантьяго — де- Чили, было расширено пространство действия Америпола и укреплена его организация за счёт интеграции Гаити, Никарагуа и Панамы в качестве государств-членов, а также постоянных наблюдателей испанской гражданской гвардии, Национальной полиции Испании, карабинеров Италии и т. д. «Ameripol Встреча на высшем уровне II» 27 августа 2009 года, ознаменовала встречу глав полиции стран Латинской Америки. Они встретились для обсуждения совместной «боевой» задачи — борьбы с организованной преступностью. На третьей встрече на высшем уровне 8 октября 2010 года в Мехико, был рассмотрен план действий сообщества на период 2010–11 годов, без внимания не остались и научные достижения, в частности учебная программа для агентства. Акцентировано внимание на конфронтацию с незаконным оборотом наркотиков, в том числе и накротерроризмом, который получил особый статус сразу в нескольких странах континента. IV Саммит Америпола 5 и 6 июня 2011, проводимый в Сан — Сальвадоре, способствовал заключению соглашения о сотрудничестве с ОАГ (Организация Американских государств), направленное на поощрение и координацию действий, инициатив. Соглашение имело значение и для отдельных институтов безопасности в регионе. 4 и 5 июня 2012 года состоялось совещание Руководителей, Командиров, Начальников и Комиссаров полиции в рамках Международной ассоциации начальников полиции (IACP), проводимой в Медельине (Колумбия). На встрече была представлена модель интернационального сотрудничества, которая стала постоянным и своевременным “орудие” содействия, что благоприятствует обезвреживанию трансграничных угроз, расширению знаний, повышению пропускной способности и передачи сведений, технологий партнеров сообщества. 29 ноября 2012 года был проведен 5 Саммит Америпола в городе Санто — Доминго (Доминиканская Республика). В ходе Саммита был заслушан отчет о достижениях и развитии управления. Следует отметить, что данное мероприятие было ознаменовано не только отчетностью, но и существенным продвижением в нормотворческой сфере. Так руководители различных полицейских сил содружества подписали «Декларацию полицейского сообщества Америки против транснациональной организованной преступности». Благодаря чему, каждому из подписавших, этот документ открывает возможность расширить масштабы их деятельности и повысить статус, разрабатывать и усовершенствовать имеющиеся методики, стратегии, технологии и приемы эффективного противодействия безграничной преступности, ставшей одной из ключевых проблем и в тоже время задач для полицейских сил в XXI веке. С 12 по 13 ноября 2013 года, состоялся 6 Саммит полицейского собщества Америпола в Сан — Хосе, Коста-Рика. Основной целью встречи было сформулировать и надлежащим образом построить свою функциональную и организационную работу в различных областях, например: 1) образования; 2) управления обучения; 3) обмена информацией; 4) технического сотрудничества; 5) научного расследования уголовного дела; 6) судебной помощи. В Кито (Эквадор), был проведен 7 Саммит организации с 5 по 6 августа 2014 года. В ходе него участники пришли к соглашению о создании стратегии по борьбе с такими преступлениями, как незаконный оборот наркотиков, торговля людьми и киберпреступностью. Также было принято решение по образованию Центра по кибербезопасности Америпола (CCA), важнейшей миссией которого является оценка «потенциальных угроз», анализирование тенденций, перспектив их развития и реализации используя методы прогнозирования и осуществления коммуникации, путем передачи данных и предупреждений между различными полицейскими силами. Не остались не замеченными и выработка комплексных мер по решению проблемы торговли людьми и стимуляции проведения надлежащей региональной практики в борьбе с коррупцией, поощрение назначения офицеров связи на постоянной основе в штаб — квартиру Америпола в Боготе (Колумбия), для того, чтобы повысить оперативность обмена информацией. В ноябре 2015 года состоялась 8 встреча на высшем уровне полиции сообщества Америки. По итогам встречи стало ясно, что организация зарекомендовала себя как нужная “машина” оказания помощи в борьбе с мировой беззаконностью по средствам постоянного циркулирования сведений. Генеральный комиссар Энрике Ф. Галиндо Цебаллос в ходе встречи указал, что Саммит выступает идеальной площадкой для генерирования общих стратегий, скперления корпораций с большим институциональным потенциалом для защиты от международной преступности. Коалиция стран Америки является реальным примером планирования, мониторинга и достижения соответствия между полученными результатами и изначально поставленными целями. Однако отдельные вопросы, например связанные с работой полиции в региональном смысле этого слова — требуют дальнейшей корректировки.

По итогам совещания были приняты следующие рекомендации по повышению качества работы: а) назначение сотрудников по связи в штаб — квартире Америпол; б) постоянный мониторинг сети Америпол; в) осуществление компилятивных планов по региональной безопасности; г) подписание соглашения об обмене данных (Информационная система полиции Америпол).

С 21 по 23 сентября 2016 года прошел 9 Саммит в Панама — Сити (Панама). Были выдвинуты интересные предложения, в частности было предложено создать магистра в области безопасности Западного полушария и диплом для командования правоохранительных органов. Достигнута договоренность о разработке схемы подготовки кадров, повышения устойчивости платформы для перевода сведений и анализа прецедентов (реальных дел) для борьбы с киберпреступностью и микро-торговлей. Руководители 33 полицейских учреждений — членов полицейского сообщества Америпол, обсудили различные опасности (как реальные, так и потенциально возможные) континента в отношении поддержания защищенности, выработке контр действий, общего духа и буквы руководящих принципов, установленных в борьбе с транснациональной преступностью. Президент Республики Панама Хуан Карлос Варела, присутствовавший на церемонии закрытия, подчеркнул важность такой мировой организации, как Америпол, нацеленной на предотвращение и пресечение преступлений на национальном и межнациональном уровне [5].

Говоря о задачах, следует выделить «миссию» и «ведение». Миссия — Сообщество американской полиции является органом по налаживанию взаимосвязи в масштабах всего Западного полушария и ответственно за содействие в работе по научно-техническим вопросам, обучению, информированию, развитию в сфере оказания правовой помощи, которая в перспективе способна действовать против угроз общественного и гражданского порядка. Ведение — Америпол олицетворяет организацию, для которой характерно преимущественное сотрудничество на поприще совместных действий и разработке стратегий по противодействию организованной преступности и транснациональной преступности в Америке путем координации и кооперации в работе каждого полицейского учреждения — партнера.

Атрибутика Америпол это специализированные обозначения, являющиеся средством официального представительства организации. Они выражены Щитом (Эмблемой) Девизом и Флагом. Щит (Эмблема) — полицейского сообщества Америки представляет собой систему элементов, каждый из которых имеет свое значение и характеристику. 1) Оттенки: а) Синий — означает интеллект, лояльность и стабильность; б) Золотой — знания, мудрость и идеалы. 2) Дизайн и графические объекты: а) Карта Северной и Южной Америки — означает зону охвата или же пределы юрисдикции организации; б) Звезда (вырублена по контуру) — характеризуется качеством и поддержкой, предоставляемых данной организацией услуг, а также выступает символом благоразумия; в) Щит в форме круга — безопасность, защита и броня. 3) Оформление –представлено словестным выражением. Девиз — «интеграция в целях защиты и обеспечения общественной безопасности». Флаг — внесенные изменения в Щит (эмблему) Америпола определили и необходимость обновления Флага организации, как основного отличительного символа сообщества, который вместе с другими элементами будет способствовать формированию идентичности, социализации Америпола в рамках целого полушария и закреплению корпоративного духа, имиджа объединения. В связи с этим Флаг Америпола имеет следующие характеристики: 1) Оттенки: а) Небесно — голубой — оттенок выражает интеллектуальность, лояльность и постоянство; б) Оливково — зеленый — несет в себе надежду, прочность, долговечность и бессмертие. 2) Структура. Форма прямоугольная, длиной 1,5 м. и 1,1 м. шириной, коннотация синего цвета во флаге, производит ощущение стабильности, неотвратимости суда, осторожности и контроля, с квадратом, в котором каждая линия шириной 2 сантиметра, начинается в 10 сантиметрах от края флага оливково-зеленого цвета, обозначает надежду, силу, долголетие и бессмертность, которой должен обладать Америпол. В центре Флага распложён Щит (эмблема) Америпола [6].

Политика и цели в области качества. Политика. Сообщество ориентировано к дальнейшему и постоянному развитию в векторах подготовки кадров, обучения и создания образовательных программ, передачи различных материалов. Что позволит сотрудникам полиции, коллегам и другим заинтересованным лицам, осуществлять работу по предвидению и ликвидации опасностей, нависших над общественной и государственной безопасностью. Немало важным пунктом здесь является и стремление к совершенствованию сервиса на основе указанной выше политике и целей, с помощью непрерывного совершенствования своих процессов. Цели: 1) Сформировать доктрину, способную внести вклад в производство знаний; 2) Содействие профессиональной подготовке, для того, чтобы расширить правовое сознание; 3) Взаимообмен данными, чтобы в максимально короткие сроки реагировать на различные ситуации и явления повышенной опасности для общества и государства; 4) Расширение методов оказание поддержки, которое способствует улучшению взаимодействия и позиционирования сообщества; 5) Поддерживать полученные показатели эффективности системы управления [7].

  1. Организационное устройство.

Ключевым элементом в рассмотрении Америпола, как системы является его структура. Ameripol позиционирует себя как учреждение, отвечающее за управление, развитие и фортификацию сотрудничества в пользу улучшения полицейских навыков, умений и приемов для решения задач установления и сохранения общественной и государственной защищенности. Работа осуществляется в области подготовки кадров, обмена информацией, научно-технического пособничества в борьбе с преступностью между полицейскими подразделениями и эквивалентными учреждениями-членов и партнёрами, что способствует армированию учения и философии полицией в целях предупреждения и нейтрализации преступности. Структура представлена: а) Советом Директоров, Командиров, Начальников и Комиссаров полиции и / или учреждениями, деятелями Америки; б) Президентством (действующий Президент Манелик Кастилья Кравиотто); в) Исполнительным секретариатом (Исполнительным секретарем является Диего Мехия Валенсия); г) Административно — территориальными единицами Америпола [8]. Стоит рассмотреть каждый из упомянутых структурных подразделений для подробного раскрытия особенностей их статуса.

Совет Директоров — высший институт Америпола компетенция, которого определена: 1) улаживанием возникающих разногласий; 2) оценкой предложений и идей по организации работы, мероприятий; 3) обозначением целей и задач. Состав ограничен Руководителями, Командирами, Начальниками и Уполномоченными представителями органов полиции и учреждений, партнеров, членов, способных действовать в пределах руководящих принципов во многих ареалах правоохранительной деятельности, которые аранжированы Президентом и Исполнительным Секретариатом. Совет собирается регулярно один раз в год, предусмотрен и экстренный созыв (неограниченный по своим количествам) по соответствующей санкции Президента. Решения принимаются по мажоритарной системе относительным большинством голосов всех членов Совета или их уполномоченных представителей. Члены Совета или их уполномоченные на то представители осуществляют выборы Президента Америпола и назначают или переназначают Исполнительного секретаря, согласно срокам установленных в их мандатах [9].

Президентство — является последней ступенью представительства этого органа соучастия. Президент выбирается из числа членов Совета Директоров на период не более двух лет, иначе говоря, этот груз ложится на плечи того, кто принимает функции Директора, Командующего, Начальника или Уполномоченного Полицейского подразделения или эквивалентного избранного учреждения. Выборы проходят по такой же мажоритарной системе, как и при формировании Совета, однако здесь применяется принцип абсолютного большинства от числа присутствующих. В случаях, когда хотя бы один из членов Совета голосует против то, тогда процедура голосования устраняется и соответственно Президент не может быть назначен на установленный срок. В случае систематического отсутствия Президента на посту его обязанности будут возложены на Исполнительного секретаря до тех пор, пока полицейское подразделение или эквивалентное учреждение, представителем которого Президент являлся, снова не утвердит его. Функции Президентства: 1) проектировать политику управления (выполняется в течение всего срока его действия), разрабатывать и анализировать стратегии, которые должны совершенствовать Америпол, как организм международного полицейского объединения; 2) представлять на глобальной арене полицейское сообщество Америки, перед другими сообществами, учреждениями, организациями и другими образованиями данной природы; 3) созывать и председательствовать в Совете Директоров на очередных сессиях. Также он сможет созывать экстренные встречи в зависимости от необходимости и требований полицейских подразделений и эквивалентных учреждений — членов; 4) принимать проекты или предложения полицейских подразделений, эквивалентных учреждений и наблюдательных организаций, чтобы продвигаться в стратегиях, навыках и методах которые позволяли бы консолидировать этот механизм международного воспособления; 5) представлять баланс управления ежегодно, при работе очередных совещаний в Совете Директоров; 6) осуществлять мониторинг инструментария совместной работы правоохранительных органов с организациями — наблюдателями, другими организациями, правительственными и международными правительственными службами, что явно поспособствует укреплению партнерства, совершенствованию профессиональных навыков и в целом повысит все показатели работы Американского полицейского сообщества. Действующий Президент Генеральный Комиссар Манелик Кастилья Кравиотто (2016–2017) [10].

Исполнительный секретариат — выступает исполнительным органом сообщества, установленный Советом Директоров и Президентом полицейского сообщества Америки. Исполнительный секретарь избирается из числа членов Совета сроком на три года, за исключением случаев, когда его срок совпадает с Президентским, т. е. когда он замещает главу организации. В этом случае его срок продлевается еще на один год. Выборы осуществляется путем голосования абсолютным большинством от числа присутствующих. В целях качественного управления и реализации определенных задач, а также осуществления контроля за соблюдением руководящих принципов Исполнительного секретариата, секретарь обладает правом назначить одного делегата в штаб-квартире объединения, расположенной в Боготе (Колумбия). Исполнительный секретариат имеет несколько внутренних подразделений:

1) Консультативный подразделяется: а) Центр прогнозирования и безопасности на Западном полушарии; б) Управление планирования; в) Отдел стратегических коммуникаций.

2) Уровни также имеют классификацию: а) Координации научно- технического сотрудничества полиции; б) Обмена различными сведениями по совместной работе (согласования); в) Взаимной поддержки в сфере уголовного розыска и оказание судебной помощи; г) Формирования унифицированной образовательной базы и доктрины.

3) Разделы представлены двумя ветвями — финансовой и юридической. Основными направлениями деятельности Исполнительного секретариата являются: а) упорядоченное выполнение обязанностей, распределенных между внутренними подразделениями (упомянуты выше); б) образование и упорядочивание полицейского сотрудничества между полицией и учреждениями — членами и другими заинтересованными образованиями через административно — территориальные единицы Америпола, поддерживая прямую и постоянную связь с ними; в) предоставлять решения определенных задач, а также возможность инициативного обращения к Президенту сообщества и другим членам — партнёрам по установленным темам; г) подготовка повестки дня для обсуждения на очередных или внеочередных заседаниях Совета Директоров, после предварительной консультации и согласования с Президентом; д) направление прямых запросов от учреждений — членов; е) разработка проекта бюджета, который регулярно представляется на очередных встречах Совета Директоров Президентом; а также и другие... Действующим Исполнительным секретарем является Диего Мехия Валенсия (2015–2018) [11].

По мере рассмотрения этого правоохранительного органа мы несколько раз упоминали основные сферы в рамках которого действует сама организации и ее участники. Они представляют собой гибкий, но очень прочный продукт по своим свойствам больше похожий на паутину, так как скрепляет Исполнительный секретариат и полицейские учреждения, являющийся членами сообщества в целях предупреждения и нейтрализации, как национальной, так и транснациональной, организованной преступности. Собственно эти области представлены: 1) Координация в обучении и приходу к консолидированной образовательной программе; 2) Обмен информацией; 3) Обеспечение технического сотрудничества — Научная полиция; 4) Взаимная поддержка в вопросах уголовного розыска и оказание судебной помощи. Каждый из названных элементов имеет свой весомый вклад для полицейского сообщества Америки и Исполнительного секретариата, как неотъемлемой его части. Поэтому считаю важным раскрыть сущность каждого. 1) Ориентирована на развитие учебных программ, расширение и соответственно взаимопередачу знаний, опыта, навыков и умений для должностных лиц полиции, как участников организации, наблюдателей, так и других заинтересованных субъектов, что благоприятно сказывается на индивидуальной и групповой квалификации полицейских и всего ведомства. Функциями этого направления выступают: а) формирование единой доктрины на основе постоянного обмена передовым опытом в рамках проводимых конференций, форумов и других мероприятий; б) осуществление совещаний международных экспертов в различных векторах работы Америпола (включая технический анализ, консультации и т. д.); в) постоянное совершенствование теоретических и практических знаний, путем проведения совместных исследований. 2) Раскрывается в получении, аккумулировании, обработке и отправке различных сведений по вопросам международного полицейского сотрудничества, отвечающих общим потребностям и интересам в рамках поддержания общественного и государственного спокойствия. Как и для выше рассмотренного элемента, так и для данного характерно присутствие ряда функций: а) поддержание постоянной связи со всеми участниками сообщества, по стратегическим и оперативным вопросам; б) выполнение стратегического анализа новых направлений деятельности для расширения сферы влияния и методов воздействия; в) сортировка информации по заданным классификационным основаниям для придания гибкости механизму ее использования всеми участниками. 3) Занимается подготовкой и развитием научно-исследовательских проектов, информационных и иных технологий, программ обучения и обмена знаниями. Работа этого комплекса является не только одной стороной коммуникации, но и позволяет в режиме реального времени согласованно взаимодействовать, что является главной особенностью сообщества, так как соблаговоляет предотвращению и нейтрализации транснациональной преступности. Функции: а) поддержание прямого контакта с каждым членом организации по созданию проектов и обсуждению различных теорий в области научно — технических исследований; б) стимулирование и всяческое поощрение научно — исследовательских подразделений на плодотворный труд. И последняя четвертая сфера уполномочена на генерирование поддержки в отношении процессов, действий, расследования и раскрытия по уголовным делам и судебной помощи в соответствии с заключенными соглашениями, договорами и другими нормативно-правовыми актами. Говоря о направлениях деятельности, мы заметим, что они имеют свойство повторяться, отличаясь только спецификой действия конкретного блока, но это не означает их полного дублирования, поэтому отметим: а) обеспечение регулярного непосредственного контакта между всеми партнерами и другими заинтересованными субъектами; б) интенсификация обмена опытом и приемами, инструментами, проще говоря, методами, уголовного розыска по противодействию организованной преступности; в) также сопряжении взаимной правовой помощи в расследовании, получения дополнительных данных и анализа судебных разбирательств [12]. Следующим компонентом структурной организации полицейского сообщества Америки являются его члены. Они могут быть классифицированы на временные и постоянные. Полицейские силы и национальные учреждения потенциальных партнеров в масштабах всего Западного полушария, могут изъявить желание стать полноценным, равноправным членом межнациональной организации. Для этого нужно сначала подать надлежаще оформленную заявку, которая впоследствии должна быть одобрена в процессе консультаций с членами Совета, как на очередных, так и в случаях внеочередных собраний. После консультаций наступает заключительный этап — голосование. Кандидат считается принятым, если за него отдадут абсолютное большинство голосов от числа присутствующих членов Совета Директоров. Предусмотрена и процедура выхода из Америпол. Когда какой — либо из членов решит на добровольной основе покинуть состав организации, он будет обязан оповестить об этом информационный отдел в оперативном порядке. Соответствующие сведения впоследствии отправляются Президенту [13].

Далее по структуре идут административно-территориальные единицы Америпола. Во внутренней организации национальных полицейских сил и учреждений партнеров — членов сообщества, создаются представительства (т. е. единицы) Америпола. Для того чтобы обеспечить постоянную прямую связь с Исполнительным секретариатом, который как мы уже установили, отвечает за реализацию соответствующих функций: обмен информацией, оказание правовой помощи в рамках действующих регламентирующих документов. По мимо контакта с самим Америполом, коллеги — участники объединения могут активно сотрудничать и с другими административными единицами, в принципе выполняя все те же операции что и Исполнительный секретариат (точки соприкосновения были рассмотрены выше). У каждого представительства должен быть руководитель, поэтому его назначение — обязанность национальной единицы. АТЕ имеет трех должностных лиц, на которых возложена ответственность за обмен различными данными, образование, научно-техническое сотрудничество, правовую помощь. Сотрудники: 1) Начальник отдела; 2) Ответственное должностное лицо за образовательные программы по совместительству руководитель технического сотрудничества научной полиции; 3) Ответственное должностное лицо за получение, хранение, передачу сведений и оказание помощи в сферах уголовного розыска и судебных разбирательств. Функции представительств: а) принимать параметры, установленные в регламенте единиц Америпола; б) сообщать Исполнительному секретариату сведения об актуальных изменениях в представительстве; в) поддерживать канал постоянного сообщения с Исполнительным секретариатом, через специализированные средства, представленные Америполом [14].

Отделение сотрудников (офицеров) связи [15]. Полицейские силы, учреждения — члены, организации — наблюдатели, партнеры и другие заинтересованные субъекты, разумеется, поддерживают связь со штаб-квартирой, и для этой цели они вправе назначать специальных работников — офицеров связи, которые отвечают определенным профессиональным требованиям. Установки могут быть постоянными и специальными, их особенность определяется конкретной обстановкой и фактором времени. Эти требования санкционируются Исполнительным секретариатом Америпола. Исходя из подписания соглашений о сотрудничестве, сообщество может назначить должностного лица, выбранного Советом Директоров среди тех кандидатур, которые изъявили желание представлять полицейские подразделения, и эквивалентные по своей сущности учреждения на этом поприще. Образовав данный институт, национальное учреждение несет полную за него ответственность. В частности отвечает за финансирование отдела, пребывание соответствующих лиц, расходы, оные выступают следствием их работы. У отделения, может быть, выделено двухзвенное функционирование. 1) Функции сотрудников по связи для международных организаций: а) стимулирование сотрудничества между полицией сообщества Америки (Ameripol) и органа, к которому он был назначен в качестве связующего звена; б) контроль за соблюдением соответствия исполнения изначальных целей и задач конечным, а также полученных результатов закреплённых в документах о сотрудничестве между органами двух уровней; в) сообщение Президенту и Исполнительному секретариату организации о проведенных работах и достигнутых результатах (реализуется в форме подготовки и отправки отчетов) в области продвижения двухстороннего взаимодействия, а также выполнения возложенных обязанностей и функций; г) обеспечение конфиденциальности данных. 2) Функции сотрудников по связи перед Исполнительным секретариатом: а) способствование обмену информации между национальными подразделениями Америпола и Исполнительным секретариатом; б) поддерживание прямой и постоянной связи с начальником единицы Америпола, с интенцией на его информирование о процессах и решениях (актах в том числе) высших органов управления полицейского сообщества; в) защищать и принимать иные меры предоставления охраны сведениям и различным данным; г) соблюдение внутреннего регламента, источаемого от Президента и Исполнительного секретариата службы.

И последнее это организации — наблюдатели. «Наблюдатели» имеют особый правовой статус. Он выражается в том, что аккредитованные организации могут осуществлять только право слова, по-другому право на выражение собственной позиции, мнения, но лишены возможности голосовать. В ситуации, когда организация — наблюдатель примет волевое, добровольное решение о выходе из состава наблюдателей она должна оповестить об этом решении, по средствам официального сообщения Президенту Америпола. На настоящий момент смотрители представлены 23 организациями.

Таблица 1

Организации-наблюдатели

Наблюдательное учреждение (организация)

Президент или директор (глава)

1. BKA (Федеральное бюро Исследования Преступлений Германии).

Хольгер Мюнх

2. RCMP-GRC (Королевской Конной Полиции Канады).

Комиссар Боб Полсон

3. CLACIP (Сообщество стран Латинской Америки и Карибской Полицейской Разведки).

Подполковник Джеймс Мена Вальехо

4. Комитет Начальников, Директоров Полиции Центральной Америки, Мексики, Карибского бассейна и Колумбии).

Аминта Грандера Сакаса

5. Национального корпуса Национальной Полиции Испании.

Игнасио Косидо Гутиеррес

6. Гражданская Гвардия Испании.

Арсенио Фернандес де Меса Диас-дель-Рио

7. Европол (Европейская полицейская организация)

Роб Уэйнрайт

8. Итальянская финансовая гвардия

Саверио Каполупо

9. IACP (Международная Ассоциация Начальников Полиции)

Йост Захари

10. Карабинеры Италии

Леонардо Галлителли

11. Главное управление службы по борьбе с наркотиками Италии

Андреа Де Дженаро

12. ОАГ (Организация Американских Государств).

Луис Альмагро Лемес

13. Интерпол (Международная организация уголовной полиции)

Юрген Сток

14. RSS (Региональной Системы Безопасности).

Грентли Уотсон

15. Министерство Внутренних дел Франции

Бернард Каценойве

16. Полицейские службы Голландии

Герард Л.Буман

17. Национальная полиция Швеции

Дэн Торе Элиассон

18. Полиция Общественной Безопасности Португалии

Пауло Джордже Валенте Гомес

19. Исследования Национальной Безопасности

Сарах Р. Салдана

20. Полиция Княжества Андорра

Джоди Морено Бласкес

21. Австралийская Федеральная Полиция

Помощник комиссара Руди Ламмерс

22. ZKA (Таможенная судебная полиция Германии)

Норберт Друде

23. ЮНОДК — Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

Юрий Викторович Федотов

  1. Нормативно-правовая база

Существование и функционирование любого органа, особенно международного, к числу которых и относится Американское полицейское сообщество не возможно представить без соответствующей правовой регламентации. Она затрагивает все аспекты работы, устанавливает статус сообщества его членов — партнеров, наблюдателей и их работников, а также иных заинтересованных в работе органа лиц. Деятельность Америпола регулируется рядом нормативно — правовых актов это, прежде всего уставом и резолюциями, а также международными договорами, политикой конфиденциальности.

Фундаментом выступает Устав [16] организации. Содержание представляется: 1) Преамбулой, где полицейские подразделения осознают необходимость в создании организации — площадки, для налаживания непосредственного диалога в сфере осуществления совместной деятельности. Задачей, которой является объединение усилий, оказание научно — технической помощи, обмен информацией, опытом, сотрудниками и т. д.; 2) 43 статьи, но исходя из особенностей построения устава, для наиболее удобного восприятия можно представить их в виде таблицы [17, c. 1–24].

Таблица 2

главы

Наименование (статьи)

Предмет регулирования

1

Природа и область применения (1)

Полицейские силы различных стран соглашаются принимать участие в согласованной борьбе с национальной и транснациональной преступностью путем их объединения в полицейское сообщество Америпол, которое также создаст благоприятную среду для развития и оказания взаимовыгодной помощи каждому из членов.

2

Принципы (2)

Провозглашаются руководящие начала, иначе правила совместной работы, которые нельзя нарушать. Например, соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, установленным актам высших органов Америпола и т. д.

3

Цели (3)

Состоят в укреплении сотрудничества, повышения профессиональной подготовки, обмен информацией, осуществление научно-технического сотрудничества, расследование преступлений, а также их предупреждение и нейтрализация.

4

Органы (4–36)

Регламентируется организационное устройство; порядок формирования; работы и функции органов сообщества. Например, Президента Америпола и т. д.

5

Партнеры — члены сообщества (36)

Сущность партнерства; виды партнеров — членов; порядок принятия, выхода; место и роль в структуре организации; компетенция.

6

Организации — наблюдатели (37)

Понятие организации — наблюдателя; разновидности организаций; порядок получения статуса наблюдателя; выхода.

7

Различные положения (38)

Затрагивают отдельные вопросы организации и работы сообщества, например месторасположение органов; порядок их работы; виды собраний и т. д.

8

Финансирование (39)

Порядок получения, распределения и передачи денежных средств в целях обеспечения деятельности организации.

9

Инстанции для диалога и устранения противоречий (40)

Сущность и виды инстанций; цели и задачи; порядок работы и подачи обращений.

10

Принятие, внесение поправок, вступление в силу, действие (41–43)

Собственно рассматривается процедура принятие устава, вступление в силу действия, а также внесение поправок.

Далее следуют резолюции. Первые из них связаны с атрибутикой, о которой мы говорили выше. Есть также резолюция " О награждении», устанавливающая единую для американского полицейского сообщества систему награждений, премий, орденов и иных поощрений. Иерархия чинов в Сообществе Америпол представлена в виде 6 уровней, каждому из которых соответствуют свои знаки отличия [18]:

1) Верховный чин, представляемый только главам государств, знак отличия — крест голубого оттенка, размер которого составляет 44 мм, другие аксессуары имеют золотой цвет и располагаются на талии; 2) Высший чин, представляется министрам обороны и их эквивалентам в зависимости от особенностей того или иного государства, комиссарам и командирам полиции и/или партнеров — членов, знак отличия -крест небесно-голубого оттенка, размер которого составляет 44 мм, щит Америпол, другие аксессуары выполняются также в небесно-голубом цвете, располагается на шее; 3) Серебряный чин — его удостаиваются министры, командиры, офицеры, генералы, а также иные должностные лица второй и третьей категории по старшинству в полиции, учреждениях и/или в организации партнеров, знак отличия — основной идентичен вышестоящим, а дополнительные награды и аксессуары выполняются в серебряном цвете, надписи матовые, место ношения аналогично вышерассмотренному; 4) Старший офицер, представляется заместителям министров, помощникам (заместителям) секретаря, старшим должностным лицам в органах полиции, эквивалентных учреждений и организаций — участников, знак отличия -аналогичный, как и его расположение, ранее указанному; 5) Командор -свойственен всем младшим офицерам, гражданским служащим, сержантам в органах полиции, эквивалентных учреждений и организаций — участников, знак отличия — только отличается бронзовой надписью, располагается на шее; 6) Кавалер — этого чина удостаиваются унтер-офицеры, должностные лица третьей категории в соответствующих структурах, знак отличия — основной, идентичен упомянутым выше, выделяется дополнительными аксессуарами, выполненными в черном оттенке, которые располагаются на груди. Затем идут документы Америпола — протоколы, отчеты и иные бланки, на основе которых осуществляется работа международной организации.

Подводя итог, подчеркнем, что Америпол это международная правоохранительная организация, осуществляющая борьбу с национальной и интернациональной противозаконностью. Ameripol объединяет под своим началом не только организации — членов сообщества, но и иных заинтересованных в работе данного органа субъектов, а конкретно наблюдателей. Это механизм, обладающий собственной историей возникновения и развития, задачами, атрибутикой, политикой и целями в области качества работы. Как и любая серьезная структура, полицейское объединение обладает системой органов и институтов, например Советом Директоров, Президентом, Исполнительным секретариатом и другими. Всё выше изложенное черпает себя из официальных источников, таких как устав, резолюции, международные договоры. Появление подобных форм противостояния криминальным явлениям выступает вполне закономерным этапом нашего движения вперед, а также следствием процесса глобализации. Исходя из этого, можно предположить, что подобные организации в предстоящем будут либо эволюционируют в нечто глобальное, охватывающие, куда большую зону действия, чем сейчас, либо начнут увеличиваться в своих количествах. Наиболее вероятным и предпочтительным для Российской Федерации и многих других стран является первый путь, поскольку на сегодняшний день мы имеем уже достаточное количество организаций, которые специализируются на конкретной территории, видах преступлений, т. е. ограничены как в государствах — членах, так и пространстве действия. В связи с чем на данный момент ситуация представлена некоторой ограниченностью и разобщенностью этих объединений, что и создает определенные вопросы. Например, РФ не имеет прямого контакта с Америпол, а связана с ним лишь косвенно. Это взаимодействие предстает следующим образом: Россия выступает членом Интерпола, через Интерпол “мы” связываемся с Европолом, а Европейская полицейская организация в свою очередь является наблюдателем Америпол. Как можно заметить связь очень слабая, практически не заметная и это серьезное упущение, т. к. помимо России в подобном положении находятся и иные публично — правовые образования. Решить данную задачу возможно путем установления непосредственного диалога, что в ближайшем будущем и должно произойти. Ведь та польза и ресурсы, которые получат все — очевидна.

Литература:

  1. Национальное центральное бюро Интерпола [Электронный ресурс] / «МВД России». — Режим доступа: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  2. Гришин В. С. Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации с Европолом [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 122–127.
  3. Quiénes Somos — Ameripol [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m3p2_content&content_id=20058, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  4. BBC News — Lat Am police start joint force [Электронный ресурс] / «BBC». Режим доступа: — http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/7094068.stm, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  5. Quiénes Somos — Historia [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20088&folderNode1=26017&folderNode1=26028, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  6. Quiénes Somos — Indentidad corporativa [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=52169&folderNode=26017&folderNode1=26028, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  7. Quiénes Somos — Politicas y objetivos de calidad [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=52173&folderNode=26017&folderNode1=26028, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  8. Nuestra Organizacion — Estructura [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20090&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  9. Nuestra Organizacion — Consejo de Directores [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20120&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  10. Nuestra Organizacion — Presidencia [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20096&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  11. Nuestra Organizacion — Secretaria Ejecutiva [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20116&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  12. Nuestra Organizacion — Coordinaciones [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20109&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  13. Nuestra Organizacion — Miembros [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20106&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  14. Nuestra Organizacion — Unidades Ameripol [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20110&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  15. Nuestra Organizacion — Oficiales de Enlace [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20113&folderNode=26028&folderNode1=28002, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  16. Normatividad — Estatuto [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20104&folderNode=26049&folderNode1=26017, свободный (дата обращения: 12.12.2016).
  17. Estatuto [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/ShowBinary?nodeId=/WLP %20Repository/52080//archivo, свободный (дата обращения: 17.01.2017).
  18. Normatividad — Resoluciones [Электронный ресурс] / «Ameripol». — Режим доступа: http://www.ameripol.org/portalAmeripol/appmanager/portal/desk?_nfpb=true&_pageLabel=portals_portal_page_m2p1p2&content_id=20105&folderNode=26049&folderNode1=26017, свободный (дата обращения: 20.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Исполнительный секретариат, полицейское сообщество Америки, Колумбия, обмен информацией, Совет Директоров, Западное полушарие, организованная преступность, судебная помощь, транснациональная преступность, международная организация.

Похожие статьи

Гражданское общество как фактор профилактики идеологии и проявления терроризма

Патриотизм как составная часть борьбы с национальным и международным терроризмом в России на современном этапе.

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного использования кластерного подхода в мировой инновационной деятельности

Государственный суверенитет и формирование центров силы в постбиполярном мире

Ядерная программа Ирана как инструмент для регионального лидерства

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций

Медиация как альтернативный способ урегулирования международных спортивных споров

Государственные проекты «Содействие занятости» и «Социальный контракт» как эффективные меры по борьбе с безработицей в России

Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями

Строительство хаб-портов как вариант решения проблемы оптимизации транспортной сети России

Политический экстремизм как угроза безопасности современной России

Похожие статьи

Гражданское общество как фактор профилактики идеологии и проявления терроризма

Патриотизм как составная часть борьбы с национальным и международным терроризмом в России на современном этапе.

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного использования кластерного подхода в мировой инновационной деятельности

Государственный суверенитет и формирование центров силы в постбиполярном мире

Ядерная программа Ирана как инструмент для регионального лидерства

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций

Медиация как альтернативный способ урегулирования международных спортивных споров

Государственные проекты «Содействие занятости» и «Социальный контракт» как эффективные меры по борьбе с безработицей в России

Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями

Строительство хаб-портов как вариант решения проблемы оптимизации транспортной сети России

Политический экстремизм как угроза безопасности современной России