Порядок регулирования иностранных инвестиций в российские компании стратегического значения
Автор: Петракова Екатерина Павловна
Рубрика: 8. Предпринимательское право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 16.01.2017
Статья просмотрена: 297 раз
Библиографическое описание:
Петракова, Е. П. Порядок регулирования иностранных инвестиций в российские компании стратегического значения / Е. П. Петракова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11643/ (дата обращения: 15.11.2024).
По общему правилу на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов установлен национальный режим, однако федеральным законодательством могут быть предусмотрены изъятия ограничительного характера.
В частности, 29 апреля 2008 года был принят Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данный Федеральный закон устанавливает определенные ограничения для деятельности иностранных инвесторов, заключающейся в приобретения акций (долей), составляющих уставный капитал стратегических хозяйственных обществ, или совершения иных сделок по установлению контроля над данными объектами.
Так, статья 7 Закона № 57-ФЗ закрепляет перечень сделок, подлежащих предварительному согласованию в соответствующем федеральном органе исполнительной власти:
1) сделки в отношении обществ, являющихся пользователями участков недр федерального значения. К ним относятся сделки, в результате которых иностранный инвестор приобретает право:
‒ распоряжаться 25 % и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала общества;
‒ назначать единоличный исполнительный орган (генерального директора) или 25 % и более состава коллегиального исполнительного органа;
2) сделки в отношении обществ, не являющихся пользователями участков недр федерального значения. К ним относятся сделки, в результате которых иностранный инвестор приобретает право:
‒ распоряжаться 50 % и более голосов, приходящихся на акции или доли общества;
‒ назначать единоличный исполнительный орган (генерального директора) или более 50 % состава коллегиального исполнительного органа;
3) договоры, в результате которых на иностранного инвестора возлагаются функции управляющего в отношении стратегического хозяйственного общества;
4) сделки, в результате которых иностранный инвестор приобретает право распоряжаться акциями (долями), составляющими уставный капитал хозяйственного общества, если этот иностранный инвестор имеет право распоряжаться от 25 % до 75 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества.
Исключение составляют иностранные инвесторы в лице иностранных государств, международных организаций, для которых такие сделки запрещены в принципе.
В целом с принятием Закона об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, Российская Федерация, как и многие экономически развитые страны, упорядочила иностранные вложения в стратегически важные секторы экономики, сделав этот процесс подконтрольным государству. Однако наряду с этим рассматриваемый закон содержит много неточностей и противоречий, нуждающихся в доработке. [1, с.35]
Применяемый на практике в целях подтверждения статуса общества в качестве стратегического формальный критерий наличия либо отсутствия у него лицензии на осуществление стратегического вида деятельности является вполне логичным. В то же время в ст.6 Закона № 57-ФЗ не отражена связь между лицензированием и возникновением у организации статуса стратегического общества. Как следствие, возникает риск того, что компания, занимающаяся видом деятельности, по общему правилу требующим получения лицензии, может быть признана стратегическим обществом даже в том случае, если такая лицензия у нее отсутствует. Существует несколько основных причин, способствующих возникновению подобной ситуации:
1. Законодательством о лицензировании могут быть предусмотрены изъятия, согласно которым отдельные виды деятельности, в целом входящие в круг лицензируемых, не требуют получения лицензии в силу прямого указания закона. Поскольку Закон № 57-ФЗ, как правило, не воспроизводит такие нормы, то отсутствие необходимости получать соответствующую лицензию не влияет на возникновение у общества статуса стратегического.
В качестве примера можно привести деятельность по производству составных частей боеприпасов (кроме составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию), которая не требует наличия лицензии. Между тем Законом № 57-ФЗ такая деятельность прямо отнесена к числу стратегических. Точно так же научно-исследовательские работы в отношении вооружения могут быть расценены как стратегическая деятельность по разработке вооружений, хотя и не подлежат лицензированию по соответствующему основанию.
2. В некоторых случаях деятельность может быть признана стратегической, несмотря на то, что подлежит лицензированию по иному основанию. Например, медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии и может включать работу с возбудителями инфекционных заболеваний, которая не требует получения отдельной лицензии (например, при вакцинации или лечении инфекционных заболеваний). Таким образом, медицинская деятельность может быть признана стратегической, поскольку связана с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Данная проблема доказывает необходимость наличия в ст.6 Закона № 57-ФЗ отсылок к конкретным нормам законодательства о лицензировании соответствующего вида деятельности, так как одного только общего указания на то, что он требует наличия лицензии, явно недостаточно, поскольку в этом случае сохраняется риск чрезмерного расширительного толкования. Наглядной иллюстрацией такого толкования может служить решение суда, в котором деятельность по предоставлению каналов спутниковой связи, которую компания вела на основании лицензии на осуществление деятельности в области связи, была признана стратегической как космическая деятельность. [2] При этом письмо Роскосмоса, в котором разъяснялось, что деятельность данной организации в области спутниковой связи не относится к космической деятельности, не было учтено судом.
Одним из наиболее ярких примеров, демонстрирующих всю сложность подтверждения в отдельных случаях статуса общества в качестве стратегического, является деятельность по производству и реализации металлов и сплавов со специальным свойствами.
Закон № 57-ФЗ относит к числу стратегических деятельность, осуществляемую субъектом, занимающим доминирующее положение в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и техники.
Однако в российском законодательстве и судебной практике отсутствует определение понятия «металл или сплав со специальными свойствами». Указание в некоторых документах на их отдельные виды в целом не меняет ситуацию. В этой связи могут возникать практические проблемы, связанные с отнесением определенных металлов и сплавов к числу, предусмотренному Законом № 57-ФЗ. Например, встает вопрос: сможет ли лицо, не обладающее специальными познаниями в области металлургии, определить, попадают ли в данную категорию магнитно-мягкие прецизионные сплавы и термобиметаллы или каким образом иностранный инвестор до момента приобретения соответствующей компании может получить такого рода информацию. Очевидно, что не следует требовать столь глубоких познаний в области металлургии как от юристов иностранного инвестора, так и от представителей ФАС России.
Приведенный выше перечень нерешенных вопросов отнюдь не является исчерпывающим. К их числу могут быть отнесены следующие ситуации.
- Зачастую возникновение у участка недр статуса участка недр, имеющего федеральное значение, не связано с его включением в соответствующий перечень. Таким образом, инвестор может не знать о том, что приобретаемое общество является стратегическим по данному основанию, что создаёт существенные риски в случае совершения сделок с акциями либо долями такого общества.
- Любое общество, осуществляющее добычу водных биоресурсов, является стратегическим вне зависимости от того, требуется ли ему на это специальное разрешение или нет. Представляется, что риск такого расширительного толкования должен быть законодательно исключен.
- Деятельность субъекта полиграфической деятельности, способного обеспечить печатание не менее чем 200 млн листов-оттисков в месяц, достаточно сложно выявить в силу отсутствия лицензий или иных официальных документов, отражающий данный факт. Следует рассмотреть вопрос о целесообразности исключения данного вида деятельности из числа стратегических.
Как обоснованно отмечается в научной литературе, одной из проблем, наблюдаемой при применении Закона № 57-ФЗ, является вопрос о том, что понимается под угрозой обороне страны и безопасности государства. В законе приводится лишь понятие угрозы обороне страны и безопасности государства как совокупности условий и факторов, представляющих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В целом принятие Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» позволило Российской Федерации установить государственный контроль над иностранными инвестициями в стратегически важные сектора экономики, сделав этот процесс более упорядоченным. Данный нормативный акт внес ясность в правовое регулирование «закрытых» для иностранных инвесторов сфер предпринимательской деятельности на территории России. Несмотря на это в данном Законе сохраняется ряд недостатков, выявленных при его применении, которые в совокупности с серьезными последствиями нарушения требования Закона № 57-ФЗ создают существенные риски для бизнеса.
Литература:
- Варланян М. Л. Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России. Москва. 2005;
- Определение Московского городского суда от 10.08.2011 по делу № 33–23242.