Проблема предупреждения преступлений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 18. Криминология и криминалистика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 4327 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, Н. В. Проблема предупреждения преступлений / Н. В. Воронцова, К. С. Миненко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11421/ (дата обращения: 11.10.2024).



Совокупность преступлений, совершаемых в определенный период времени в конкретном обществе носит название преступность. Преступность — это явление не просто правовое, а социально-правовое явление, потому что и лица которые совершают преступления, и лица, которые страдают от них — члены общества, то есть наносится вред обществу [3]. Это явление имеет свои закономерности существования, связано с другими социальными явлениями. Такими как политика, социальная сфера, экономика, управление, духовно-нравственная сфера и т. д. Большой объем правонарушений, связанный с экономическими преступлениями, преступлениями, связанными с уклонением от налогов, выводом капитала за рубеж и т. д. [5,8]. Это означает, что любые негативные процессы, происходящие в них, могут повлиять на характер и интенсивность преступности, на меры, необходимые для препятствия её развитию.

В криминологии выделяются три основные школы, учения о преступности, которые по-своему объясняют причины преступлений:

  1. Классическая — Ч. Беккариа, И. Бентам, Л. А. Фейербах и другие.

Самое основное положение этой школы — «преступление — это следствие сознательного поведения человека, который сам выбирает варианты своих действий» [4]. Этот выбор, по их мнению, обусловлен усвоением (или же, наоборот, неусвоением) нравственных основ жизни. Представители считали, что должна быть соразмерность преступления и наказания, предупреждение же сводится к мерам воспитания и предупреждения.

  1. Антропологическая — Ч. Ломброзо и другие.

Причины преступного поведения объясняются психическими и физическими чертами человека. Представители считали, что преступник отличается от других людей. Из них выделялся особых тип — прирожденный преступник, который обладает особыми психологическими и анатомическими свойствами. То есть главная мысль антропологической, или биологической, криминологической школы, основывается на том, что есть люди, предрасположенные к совершению преступлений, у них это «врожденное». Супруги Глюк, Шелдон связывали совершение преступления с работой желез, которые влияют на внешность, на психику человека. И поэтому методы борьбы с преступлениями — химические препараты и помещение в специальные лагеря для привития навыков общественно полезного поведения.

  1. Социологическая — Ш. Л. Монтескье, А. Кетле и другие.

Основной постулат этой школы — преступность, как продукт общества, подчиняется определенным закономерностям, её изменение зависит от разнообразных факторов.

Естественно, нельзя рассматривать причины преступности только согласно какой-то одной школе, так, абсолютное игнорирование биосоциальных концепций вряд ли правильно. Поэтому нужно рассматривать все три школы во взаимосвязи, взаимодействии.

Можно ли искоренить преступность? Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм считает, что это явление присуще любому «здоровому» обществу. Он находит её существование нормальным в том случае, если она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества конкретного типа. Э. Дюркгейм говорит о том, что преступность необходима, так как она связана с условиями любой социальной жизни, поэтому и полезно, потому что «те условия, частью которых она является сами неотделимы от нормальной эволюции морали и права» [2]. Ненормальна только чрезмерная преступность, либо ее низкий уровень. Преступность, по его мнению, — один из неотъемлемых факторов «общественного здоровья», его часть. Безусловно, с этой точкой зрения можно согласиться. Преступление наносит ущерб коллективным чувствам, охраняемым уголовным законом нации. Для того, чтобы они овладели общественным сознанием и приобрели большую силу, где они недостаточны, там они должны стать более интенсивными, чем было ранее. Дюркгейм пишет о том, что для исчезновения убийств, например, отвращение к пролитию крови должно стать больше там, где зарождаются убийцы, но прежде всего такое отвращение должно охватить с новой силой всё общество. Более того, само отсутствие преступлений прямо содействовало бы появлению такого отвращения, т. к. любые чувства, по-видимому, пользуются гораздо большим уважением, когда они уважаются всеми и везде. Отсутствие преступлений невозможно в обществе, пока оно существует и в нем живет человек. Её слишком высокий уровень может привести к деградации и даже, я считаю, исчезновению общества вообще. Но слишком низкий выявленный уровень — тоже плохо. Поскольку тогда можно говорить о том, что преступность на латентном уровне, то есть она скрытая. Есть такое выражение, что «преступность — это айсберг, надводная часть которого известна, а подводная часть лишь предполагается», то есть именно подводная часть и есть латентная преступность. [3]. По нашему мнению, она еще хуже «нескрытой», поскольку пока о ней никто не знает, с ней неизвестно как бороться.

Еще на ранних этапах человечество осознало, что сдержать преступность только с помощью наказания нельзя. Рациональнее было бы его предупредить, дабы не быть вынужденным наказывать за него. Нужно искать альтернативу наказанию, а не альтернативные наказания. Норвежский писатель Нильс Кристи — моралист. И одна из предпосылок, из которых он исходит, состоит в том, что борьба за уменьшение на земле боли, причиняемой людьми — это справедливое дело. По нашему мнению, с одной стороны, боль, т. е. наказание, позволяет человеку осознать сущность того, что он совершил. То есть наказание способствует духовному росту людей. Для перевоспитания иногда наказание обязательно. Но в ряде случаев, преступник, как и окружающее его общество, осознает свои действия, их результат и последствия. Поэтому с другой стороны, боль только останавливает духовное развитие человека, делает его более агрессивным и злым. Вероятность того, что он совершит повторные преступления, возможно, даже более жестокие, чем предыдущие, чтобы отомстить обществу, которое его жестоко наказало, в разы больше. Поэтому я разделяю точку зрения большинства ученых о том, что преступление легче и лучше всего предупредить, чем наказывать за него, поскольку жертвы, которые будут в результате, не вернуть и не восстановить. Естественно, для общества будет более благоразумнее с малых лет воспитывать добропорядочных и законопослушных граждан, чем наказывать жестоко, допустим, за убийства. Но убитых людей уже ведь не вернуть. Лучше предупредить, чем наказывать!

Французский ученый Адольф Кетле в результате своих научных исследований пришел к фундаментальному выводу о том, что все совершаемые в обществе преступления это одно явление, развивающееся по определенным законам, поэтому попытка избавится от преступности, только карая нарушителей, обречена на провал, потому что необходимо выявлять законы её развития, те факторы, которые влияют на рост или уменьшение преступности, в соответствии с этими закономерностями и воздействовать на данное явление ради благоприятных для общества изменений. То есть это как раз то, о чем выше было сказано.

Также Кетле установил факты, которые приводят человека к преступлению (теория фактов):

1) Среда, в которой человек живет (Можем привести простой жизненный пример. Если ребенок с малых лет вокруг себя видит только преступников, потому что воспитывается в неблагополучной семье с родителями, которые уже были судимы, если ему не достается нужное количество внимания, заботы и воспитания, естественно, высока вероятность того, что растет будущий преступник в силу того, что он не знает «как надо», как правильно, как «по закону».)

2) Семейные отношения, религию, в которой он воспитан;

3) Обязанности социального положения и так далее.

Получается, чтобы удержать преступность на ее социально терпимом уровне, нужно заглянуть в ее истоки, причины, то есть детерминанту. Нужно устранить и нейтрализовать их. Не придется потом жестоко наказывать за убийства, если с ранних лет и на протяжении взросления до совершеннолетия ребенку прививать ценность человеческой жизни. Не придется заполнять тюрьмы большим количеством заключенных, осужденных за воровство, если с ранних лет приучать ребенка к законопослушному поведению, к легальным способам заработка в этом обществе, давать ему должное количество внимания и заботы.

Среди субъектов предупреждения преступности можно выделить все государственные и общественные институты, которые либо специально созданы для предупреждения преступности, либо это входит в их компетенцию наряду с другими обязанностями. Среди субъектов непосредственной профилактики преступлений я бы хотела выделить следующие два, которые, по нашему мнению, оказывают самое большое влияние на человека:

1) Семья. В ней человек формируется как личность. Из курса Социологии мы знаем, что это первичный агент социализации, на мой взгляд, самый главный. Семья, в которой человек родился, — образец для его поведения. Другое дело, что он может быть как хорошим, так и плохим. Какой бы ни был, для любого человека своя семья — самая лучшая и это самое святое, что у него есть. Нередко, у родителей-алкоголиков или наркоманов дети их любят несмотря ни на что. Можно сказать, что семья — своеобразное государство, в котором свои традиции, «законы», система воспитания. Поэтому государство и общество, в первую очередь, должно быть заинтересовано в позитивном воздействии семьи на развитие личности. Чем больше будет создано возможностей для благополучного функционирования семьи, тем более эффективным будет предупреждение преступности. Неблагополучная семья будет только порождать преступность в большинстве случаев.

2) Трудовой и учебный коллективы. Еще один социальный институт, в котором большинство людей проводят значительную часть своей жизни. Поэтому логично будет предположить, что они оказывают не менее слабое влияние индивидов, чем семья. В коллективах может вестись разного рода профилактика. Я полагаю, что большинство людей хоть раз присутствовало на лекциях по борьбе с терроризмом, с наркотиками и т. д. Это уже можно считать профилактикой, начальной ступенькой предупреждения преступлений. Или рассмотреть учебные заведения, где детям с детского сада прививают элементарные правила морали и нравственности [1,6].

Каждое государство, в том числе и Российская Федерация, учитывая свои особенности, разрабатывает программу предупреждения преступлений, а в соответствии с ней — план мероприятий. Если мы обратимся к сайту Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, мы можем увидеть, что в 2015 году преступлений было на 8,6 % больше, чем в 2014 году [9]. Мы можем заметить, что какие-то виды преступлений сократились (квартирные кражи), по сравнению, например, с 2014 годом, а какие-то только увеличились (экономические, не маленький процент рецидивов, преступности несовершеннолетних и так далее). Почему не уменьшается общее число преступлений? Значит, в механизме предупреждения сбой. Либо он устарел. Или, возможно, не соответствует новой системе общественных отношений.

Вернемся к предупреждению преступлений в Российской Федерации. Нужно больше уделять внимания причинному комплексу. Если преступность не снижается, а только растет, значит мы чего-то не видим, не замечаем? Значит нужно найти причины и устранить их. Как, например, в Англии. Стоит обратить внимание на случаи «архитектурной преступности». Большие города нередко инициируют преступления и облегчают их совершение. Например, в одном из районов Лондона (Стоунбридже) особенности застройки весьма затрудняли действия полицейских по задержанию преступников: узкие улочки исключали использование автомобилей, наличие большого количества тупиков, закоулков, проходных дворов, подвалов и подземных проходов делали неуязвимыми преступников, и полицейские погони всегда оканчивались неудачно. Там открыто торговали наркотиками, кражи со взломом стали практически нормальным явлением, прохожий, случайно оказавшийся в этом районе, почти гарантированно подвергался нападению. В целях избавления английской столицы от этого рассадника преступности по ходатайству правоохранительных органов муниципалитет принял решение о сносе ряда домов и перепланировке Стоунбриджа. То есть причина преступлений была выявлена, исследована и были приняты меры по предотвращению факторов, которые способствовали росту преступности в данном районе. Действительно, сколько таких мест можно встретить в абсолютно разных городах России (и маленьких, и больших мегаполисов). Если будет уделено более глубокое внимание градостроительству, проектированию жилых комплексов, количество преступлений определенного вида, скорее всего, снизится, и думаю, результат не заставит себя ждать.

Возможно, необходимо уделять внимание и самим местам отбывания наказаний. Давайте рассмотрим пенитенциарную систему (это совокупность различных мероприятий, предпринимаемых в исправительных учреждениях с целью перевоспитания заключенных. Также под данным определением понимают государственный институт, ответственный за исполнение уголовных наказаний.) в Швеции. Особенностью шведских тюрем являются их небольшие размеры — в среднем на 50–100 мест, а также то, что камеры в них в основном рассчитаны на одного человека. Самая большая в стране тюрьма «Сальберга» — на 350 мест — была открыта недавно в городе Сала. Если внешне эти здания действительно напоминают тюрьму, то внутри каждый блок больше похож на чистенькую гостиницу: отдельные «номера» с туалетом, а некоторые и с душем и телевизором, светлые общие холлы и кухни, комнаты для свиданий с родными, в которых даже стоит детская мебель из сосны. На каждом этаже — балкон для свежего воздуха. На территории находятся спортивный зал и просторные прогулочные площадки, в каждом блоке — прачечная. Приготовление пищи собственными силами и стирка собственной одежды — часть воспитательного или, как говорят шведы, — реабилитационного процесса. В тюрьмах должно, с одной стороны, исправно обеспечивается выполнение решений суда, определивших им сроки нахождения в местах заключения, но с другой мы должны помнить, что через какое- то время заключенные опять окажутся на свободе. Но здесь необходимо дополнить, что в такие условия не должны попадать рецидивисты, серийные маньяки и т. д. По нашему мнению, таких преступников перевоспитать уже невозможно. То есть в местах лишения свободы очень важен воспитательно-исправительный аспект. Также, думается, стоит обратить внимание на распределение заключенных. Естественно, в одном помещении не должны находится те, кто совершил абсолютно разные по тяжести преступления: человек, который украл совсем маленькую сумму и тот, кто обокрал целый банк, например.

Эффективное предупреждение преступлений — до совершеннолетия человека. В разы сложнее привить какие-либо ценности, нормы и правила зрелом человеку, который уже совершил преступление и даже не одна, к примеру. Французский режиссер и фотограф Кристиан Поведа в 80-90-е годы прошлого столетия снял документальный фильм о криминальной жизни в Сальвадоре «LaVidaLoca», что в переводе означает «Сумасшедшая жизнь». Там мы видим, в какой момент происходит изменение сознания — когда ребенок попадает в криминальную среду. Для таких детей банда — это семья. У них происходит так называемая «подмена ценностей». На этапе становления личности, взросления недопустимо такое явление. На этапах детства и юности так важно, чтобы ребенок не попадал в преступные группировки, не поддавался их влиянию. То есть профилактика преступлений должна организовываться на более ранних этапах возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. Например, институт инспекторов по делам несовершеннолетних, которые осуществляют надзор за подростковой преступностью и безнадзорностью во вверенным им районах.

Существуют следующие уровни предупреждения преступлений:

Общесоциальное предупреждение (уровень) включает в себя деятельность государства, направленную на разрешение противоречий в различных сферах жизни общества. Такое предупреждение оказывает прямое влияние на преступность. Данная деятельность проводится с помощью государственных программ по улучшению конкретной сферы жизнедеятельности общества. Например, причиной большинства краж является низкий доход преступника, отсутствие желаемых или достаточных для проживания денежных средств. Государственная программа по созданию большого числа новых рабочих мест, к примеру, приведет к расширению возможностей трудоустройства населения. Эти меры, в свою очередь, сократят ту преступность, которая как раз связана с удовлетворением элементарных жизненных потребностей.

Криминологическое предупреждение состоит в воздействии на преступность в целом, либо на отдельные её виды и группы преступного поведения (например, институт инспектора по делам несовершеннолетних). Результаты такого предупреждения должны служить базой для совершенствования специального предупреждения. Например, упорядочение процедуры операций с недвижимостью — для предупреждения преступных сделок в этой области и так далее [7].

Индивидуальное предупреждение (уровень) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении конкретных правонарушителей. (Например, это разного рода лекции, пропаганда правомерного, законопослушного поведения).

Литература:

  1. Авдеев Р. В. Предупреждение преступлений. // Вестник Тамбовского университета. — 2014. — № 6 (134). — с.229–234.
  2. Дюркгейм Э. Норма и патология. // Социология преступности. Современные буржуазные теории: Сборник статей: Перевод с английского. — М.: Издательство «Прогресс», 1966. — с. 39–44.
  3. Журавлев Г. Т., Ковалевская Е. В. Криминология: Учебное пособие. — М., 2007. — 128 c.
  4. Малков В. Д. Криминология: Учебник для вузов. — М., 2006. — 528 с.
  5. Наумов В. В., Щепотьев А. В. Добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках как инструмент освобождения от уголовной ответственности по экономическим преступлениям. // Право и экономика. 2016. — № 3., с. 74–79.
  6. Петренко А. В. О понятии предупреждения преступлений. // Вестник международного института экономики и права. — 2011. — № 2. — с. 92–100.
  7. Ханова З. Р. Проблемы предупреждения преступлений против несовершеннолетних. // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. — 2009. — № 3. — с. 238–239.
  8. Щепотьев А. В., Наумов В. В., Освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 198–1991 УК РФ. // Право и экономика. 2012. — № 3., стр. 64–68.
  9. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7087734 (Дата обращения: 12.09.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): преступность, преступление, общество, ребенок, Российская Федерация, том, законопослушное поведение, неблагополучная семья, подводная часть, преступное поведение.