Конкуренция в социальной сфере как объект правового регулирования
Автор: Кицай Юлиана Анатольевна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)
Дата публикации: 14.10.2016
Статья просмотрена: 667 раз
Библиографическое описание:
Кицай, Ю. А. Конкуренция в социальной сфере как объект правового регулирования / Ю. А. Кицай. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11199/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время становиться очевидным, что социально-экономические реформы, несмотря на предпринимаемые усилия, не способны обеспечить достойный уровень жизни и социальной защищенности российских граждан. Затянувшийся переходный период от советской административно-командной экономической системы к либеральной рыночной модели экономики наглядно свидетельствует об ограниченных возможностях рынка и правового инструментария, призванного обеспечить социально-экономическое развитие страны, в решении многочисленных социальных проблем российского общества, еще более обострившихся в последнее время. Особенно остро проблемы ощутимы в социальной сфере, традиционно являющейся той сферой деятельности, которая отвечает за реализацию региональной социальной политики [1].
В стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [2] степень, качество и устойчивость повышения благосостояния граждан связывается с перспективами развития регионов, которые рассматриваются в качестве элементов системы единого национального хозяйственного комплекса, будучи субъектами РФ. Успехи социально-экономического развития регионов и их конкурентоспособность на внутреннем рынке напрямую связываются с национальной конкурентоспособностью на мировом уровне. При этом достижение конкурентных преимуществ предполагалось реализовать за счет «прорыва в повышении эффективности человеческого капитала и создания комфортных социальных условий» [1].
По оценке Заместителя Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, количество бедных россиян составляет 22 млн. человек, что является порогом критичности [3] и свидетельствует о глубоком кризисе российской социально-экономической и региональной политики. В ряде регионов высокий промышленный потенциал соседствует с низкими показателями качества жизни и неразвитостью социальной сферы [4, с. 242], где конкуренция развита крайне слабо, ввиду полного отсутствия, альтернативных государственным, поставщиков социальных услуг [1, с. 421].
Очевидно, что рыночные отношения в любой сфере общественной жизни могут нормально развиваться только на конкурентной основе. Легальное определение конкуренции содержится в п.7 ст.4 федерального закона от 27.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Однако данное определение вряд ли может быть признано универсальным в отношении конкуренции в социальной сфере в связи с государственным доминированием и нуждается в уточнении.
При разработке средств правового обеспечения конкуренции в социальной сфере следует принимать во внимание, что российских нормативно-правовых актах отсутствует легальное определение понятия «социальная сфера», что приводит к многозначной трактовке ее экономико-правового содержания и состава, «терминологической омонимии» [5, с. 17] и создает главное препятствие в выявлении отраслевых особенностей конкуренции. Представляется, что эффективность социально-правовой политики, без выяснения правовой природы социальной сферы, как объекта правового обеспечения конкуренции, будет крайне низкая.
В научной литературе выделяется два подхода к определению понятия «социальной сферы». Первый подход известный под названием «отраслевой» был предложен еще Адамом Смитом. Суть подхода, являющегося наиболее популярным, заключается в том, что социальная сфера представляет собой систему отраслей, представляющих в совокупности одну из основных сфер производства — непроизводственную сферу [6, с. 747]. При этом под непроизводственной сферой понимается комплекс отраслей не производящих непосредственно осязаемых ценностей, в большинстве случаев связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека [6, с. 801]. В соответствии с международной хозяйственной классификацией, очевидно сформированного на основе «отраслевого» подхода, общероссийский классификатор видов экономической деятельности [7] все отрасли народного хозяйства подразделяет на материальное производство и непроизводственную сферу услуг. В связи с этим в экономической литературе непроизводственную социальную сферу чаще всего отождествляют со сферой услуг [8, с. 318].
В рамках этого подхода трактовки определения социальной сферы встречаются от научных до практических. Так Ю. Ю. Отварухина полагает, что под социальной сферой следует понимать «взаимосвязанную совокупность функциональных комплексов народного хозяйства, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение высокого качества населения и воплощается в той или иной потребительной стоимости, способной удовлетворять потребности людей (каждого человека в отдельности)» [9, с. 18]. В другой дефиниции отмечается, что социальная сфера включает в себя «отрасли, деятельность организаций которых обеспечивает решение социальных проблем населения» [10, с. 96]. Вместе с тем, общее, что объединяет данные определения — это то, что социальная сфера является областью решения социальных проблем населения, обеспечивающей ему высокий уровень и качество жизни.
Второй подход к определению социальной сферы основан на оценке социальной значимости ее отраслей и их влияния на обеспечение уровня и качества жизни населения [11, с. 160–163]. Различные авторы, ссылаясь на отсутствие критерия социальной значимости, в качестве элементов социальной сферы, в зависимости от личных предпочтений, включают: образование, здравоохранение, культуру, спорт, общественное питание, пассажирский транспорт, связь, туризм, социальное и коммунальное обслуживание и другие сферы услуг [12, с. 59]. Однако, представляется, что в настоящее время существует более конкретное представление о социальной значимости отраслей социальной сферы как объекта правового обеспечения конкуренции и в правовом исследовании следует придерживаться легального толкования.
С 5 сентября 2015 года в соответствии со «Стандартом развития конкуренции в субъектах РФ» утвержденном распоряжением Правительства РФ № 1738-р, социальная значимость отраслей социальной сферы определяется с учетом сформированного перечня приоритетных и социально значимых региональных рынков. Разработанный во исполнение п. 2 раздела III плана федеральных мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2579-р, «Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ» нацелен на установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в приоритетных и социально значимых отраслях экономики. Введение «Стандарта» предполагает выявление потенциала развития не только региональной, но и национальной экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал; формирование прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов РФ в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителя товаров, работ, услуг субъектов предпринимательской деятельности, российских граждан и общества; создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же содействие устранению административных барьеров.
О том, какое серьезное внимание уделяется данным вопросам на самом высоком уровне, свидетельствует принятие Президентом РФ В. В. Путиным Указа № 705 «О внесении изменений в перечень направлений для оценки эффективности деятельности глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». С 2015 года все губернаторы оцениваются с учетом нового критерия — содействие развитие конкуренции на основе «Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ». Показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по новому критерию установлены Распоряжением Правительства РФ № 190-р от 10 февраля 2015года.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с п. 2 Требования 3 «Стандарта» обязан разработать проект перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в регионе, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта РФ. При формировании перечня социально значимых рынков следует учитывать, что в него в первую очередь включается обязательный перечень рынков, указанных в приложении № 1 к «Стандарту». Обязательный перечень социально значимых региональных рынков должен содержать следующие рынки: услуг дошкольного образования; медицинских услуг; розничной торговли; услуг ЖКХ; услуг перевозок пассажиров наземным транспортом; услуг широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; услуг дополнительного образования детей; услуг детского отдыха и оздоровления; услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; услуг в сфере культуры; услуг социального обслуживания населения. Перечень приоритетных рынков формируется регионом самостоятельно, с учетом региональной специфики. Выбор определялся в первую очередь компетенцией региональных и муниципальных органов власти, в том числе в части реализации мер по развитию конкуренции и решению проблем по ее ограничению на этих рынках.
Таким образом, без четких критериев «социальности», закрепленных в ГК РФ, развитие данного вида предпринимательской деятельности в России на системной основе будет невозможным. При этом меняются взгляды на приоритеты в достижении конкурентных преимуществ, должны меняться и представления о правовых формах и средствах их достижения. Представляется, что решение этих практических и теоретических задач должно ориентировать реформирование гражданского законодательства в направлении его социализации, что в целом должно способствовать обеспечению конкурентоспособности предпринимательских организаций социальной сферы.
Литература:
- Воловая Е. В., Асмус О. В. Развитие конкуренции на рынке социальных услуг // Вестник Чувашского университета. № 2. 2012. С.421–424.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // СПС Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения 10.08.2016).
- Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/453429 (дата обращения: 10.08.2016).
- Хусаинова С. В., Бахвалов С. Ю. Сущность стратегии социально-экономического развития территории // Экономика и предпринимательство. № 4. ч. 1. (Journal of and entrepreneurship. Vol. 9. Nom. 4–1). 2015.
- Фахрутдинова Е. В. Социальная сфера и национальная экономика: теоретические предпосылки формирования приоритетных национальных проектов в социальной сфере. // Российское предпринимательство. № 6. 2009.
- Экономическая энциклопедия / под ред. Л. И. Абалкина. М., 1999.
- ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 17.02.2016) // СПС Консультант Плюс. URL: http:// www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198694&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.5305765726112066 (дата обращения 10.08.2016).
- Райсберг Б. А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд. М.: ИНФРА-М. 2001.
- Отварухина Ю. Ю. Исследование и разработка концепции и методов управления социальной сферой. Автореф. дисс. … канд. экон. наук. СПб., 2000.
- Лаврентьева И. П., Кузнецов В. В., Григорьев В. В. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие. Ульяновск. УлГТУ, 2009.
- Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002.
- Бычкова О. И., Кухарева К. И., Мостобаева П. А. Особенности предпринимательской деятельности в социальной сфере. // Экономические науки. № 2. 2013.